В этот день… 14 сентября - 1

Sep 14, 2014 01:56

Оригинал взят у shatff в В этот день… 14 сентября - 1
О Дне танкиста, Дне Байкала - и Дне журавля

Сегодня - второе воскресенье сентября, и в России отмечают День танкиста! По совпадению, буквально завтра мы будем говорить о первой в истории танковой атаке под Соммой - а в августе 1914-го в Русской Императорской армии была образована 1-я автомобильная пулемётная рота. До появления, собственно, танков, оставалось два года - но ничто не возникает на пустом месте!..





…Надо заметить - военные начала позапрошлого века относились к автомобилям без доверия… дело тут не только в присущем генералам консерватизме - но и в крайней капризности тогдашней техники. Одним словом, предпочтение отдавалось проверенным лошадкам…  однако ещё до начала Первой мировой капитан Каппель (тот самый - будущий генерал и герой Белого движения) написал исследование «Служба автомобиля в армии». В другой работе - полковника Златолинского - речь уже идёт о «боевой повозке на поле сражения» и «панцирном автомобиле».



Война перевела автомобилизацию армии в практическую плоскость; в 1914 году Николай II запишет в дневнике: «14-го октября. Вторник. Шёл мокрый снег. В 11 час. на Дворцовой площадке мне представилась только что сформированная автомобильная рота с 47-мм пушками и пулемётами со стальными щитами. Она уходит в поход». Уже через несколько месяцев император продолжит: «…наши войска забрали порядочно пленных германцев, орудий и пулемётов; очень помогли успеху автомобили с пушками и пулемётами!» (Как видим, в царских дневниках есть нечто кроме «стрелял ворон»!) Заметим - первые отечественные боевые машины строились на отечественном же шасси «Руссо-Балт» - однако  для тяжёлого броневика использовали немецкий «Маннесманн-Мулаг»… любопытно - если учесть, с кем мы, собственно, воевали!..



…Впрочем, перейдём к собственно танкам… Надо признать - в России с ними поначалу как-то не заладилось (при том, что первый проект разработал Василий Менделеев, сын известного химика!) Во всяком случае, ни миниатюрный «Вездеход», ни громадина «Царь-танк» (самая большая бронемашина в истории человечества; с девятиметровым передним колесом! Конструктор Лебеденко пробил свой амбициозный проект, подарив императору действующую модель - как говорят, царь с инженером добрых полчаса «аки дети малые» гоняли её по дворцу)… так вот - ни один из этих проектов не пошёл дальше испытательного образца.




Потому первыми танками на наших просторах (уже в Гражданскую), стали британские и французские машины армии Деникина - в конечном счёте, один из «Рено» был захвачен красными, разобран по винтику - и воспроизведён. Так в 1920 году появился танк «Борец за Свободу тов. Ленин» (другое название - «Красное Сормово»). Их сделали два десятка - но повоевать боевые машины не успели - и заступили на службу в качестве тракторов…

(…Это не значит, что Красная Армия обходилась без танков! Первая часть (впоследствии названная Танковой эскадрой РККА) была сформирована в Харькове ещё в 1919-м - но воевала на трофейных машинах, включая знаменитый Mark V).



…Первым же советским танком можно считать лёгкий Т-18 (или МС-1 -  «малый сопровождения»), который появился в 1928-м - впрочем, и он был сконструирован на основе французского FT-17… Этих машин было выпущено чуть меньше тысячи - и некоторые ещё повоюют в самом начале Великой Отечественной…

….Здесь мы, пожалуй, прервёмся - поскольку на сегодня выпадает ещё несколько примечательных дат!

…Например - День Байкала, который, как мы знаем, никакое не озеро, а - «Славное море»! На самом деле, как ещё назвать это водное пространство, протянувшееся на 620 км и достигающее 79 км в ширину?! (На этой площади свободно разместятся Нидерланды или Бельгия!) При таких впечатляющих параметрах, Байкал - всего лишь шестое озеро в мире по размерам; зато - самое глубоководное; максимальная известная на сегодня глубина - 1642 метра - потому наше озеро - крупнейшее из существующих вместилище пресной воды. (Причём, вода эта - высочайшего качества: холодная и настолько чистая, что может использоваться вместо дистиллированной).



…Впрочем, никакие цифры не в силах передать волшебной красоты этих мест - потому процитируем А. П. нашего Чехова: «Байкал удивителен… Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины…»  (Жаль, что тут не побывал А. С. наш Пушкин - тогда мы бы располагали более эффектной картиной!)

…А ещё во второе воскресенье сентября отмечается Всемирный день журавля. Эта древняя птица (современница динозавров!) издавна привлекала людей своей красотой. Китайцы считают журавля «Патриархом Племени Пернатых» и бессмертным посланником богов; а на Руси существовала примета: увидеть весенние танцы журавлей - к счастью и богатству… До сих пор взлетающий к солнцу журавль - символ процветания!..



PS: …Ненадолго вернёмся к танкам. СССР располагал армадой более чем в шестьдесят тысяч этих боевых машин - у  современной России примерно десять тысяч, причём это количество решено сокращать. По мнению специалистов, в современном бою танк «живёт» считанные минуты… однако, в своё время, наших западных партнёров удержало от ядерной атаки банальное обстоятельство: бомб мало, а танков много - и в считанные недели грохот гусениц раздастся у побережья Ла-Манша… Впрочем, это - совсем другая история.

Напоследок. 14 сентября 1946 года родился Пит Эгню, бас-гитарист шотландской рок-группы «Nazareth». Года три назад Ваш покорный слуга имел удовольствие увидеть кумиров своей молодости - причём тогда в составе команды был и несравненный Дэн Маккаферти!

календарь, В этот день..., день в истории, даты сентября

Previous post Next post
Up