Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и успешным в учебе и в жизни.
Поэтому не удивительно, что в последнее время пользуются большой популярностью центры раннего развития детей.
Особенно часто рекламируют курсы ментальной арифметики, обучение на которых обещает развить у ребенка прямо таки сверхспособности в математике.
Однако, чему же на самом деле учат эти курсы, и как это может сказаться на детях в будущем?
Нужно сразу сказать, что курсы раннего развития ребенка основаны на методиках, которые были разработаны для детей с различными умственными проблемами.
Первоначальная цель этих методик заключалась в том, чтобы дать ребенку с отклонениями минимальные навыки для жизни в обществе, т.е. хоть как-то худо-бедно научить читать и считать.
Для обучения таких детей обычные методики не подходили, поэтому использовались всевозможные ухищрения, например, для обучения счету был придуман особый счетный прибор - абакус, который очень похож на старые бухгалтерские счёты, в которых всего по 5 костяшек на спице.
Вот как он
выглядит.
Обучение на занятиях ментальной арифметики проходит с помощью этого прибора.
Сам счёт основан на механических передвижениях костяшек абакуса по определённым правилам. Сначала детей приучают считать с настоящим абакусом, затем приучают считать по картинке абакуса, мысленно передвигая костяшки, а затем учат представлять абакус в уме и так вести счёт.
В результате дети уже в первом классе могут мгновенно складывать трёхзначные числа.
Казалось бы, вот какой полезный навык!
Однако, на самом деле все не так просто.
Напомню, что эта методика была придумана для умственно отсталых детей, которых не нужно было обучать пониманию того, что они делают. Для жизни в обществе их было важно обучить самым простым навыкам счёта. Поэтому на курсах ментальной арифметики дети чисто механически заучивают алгоритмы работы с абакусом без всякого понимания.
К чему это приводит?
Первое. Ребенок приучается видеть не целое число, а набор цифр. Например, число 756 он воспримет как три цифры: 7, потом 5, затем 6.
Да, он легко сможет сложить 457+125, но элементарный вопрос, а "сколько сотен в 400" вводит его в ступор. Он просто не понимает, что число состоит из единиц, десятков и сотен, на ментальной арифметике этому не учат.
Второе, как следствие из первого. Он не может выполнять приблизительные, прикидочные вычисления.
Если обычного ученика спросить "сколько примерно будет сотен в сумме 211 + 202", то он тут же ответит - "примерно 4 сотни".
Ребенок, прошедший курс ментальной арифметики сразу выдаст точный ответ, но сказать, сколько примерно сотен в сумме он не сможет, т.к. у него отсутствует то, что называется "чувство числа".
Третье. Большие сложности с текстовыми задачами.
Ребенка долгое время обучали работе с абакусом, представлению его в уме, поэтому, когда он видит задачу, то автоматически выхватывает из нее только числа и сразу же начинает их вычислять, даже не вникая в суть задачи.
Увидел числа - тут же, бац, сложил, записал в ответ. И бесполезно его спрашивать, что означает этот ответ - он не понимает, чего от него хотят.
Все это происходит потому, что методика ментальной арифметики была придумана для умственно отсталых детей, для того, чтобы они могли хотя бы деньги в магазине подсчитать. Не предполагалось, что такие дети будут решать математически задачи.
Нормального здорового ребенка лучше обучать по методикам для нормальных здоровых детей.
Т.е. нужно просто проходить дошкольную и школьную программу в тех пределах, которые даются в детском садике и в школе. И все.
Никакие центры раннего развития здоровым нормальным детям попросту не нужны.
Я прекрасно понимаю тех родителей, которые хотят похвастаться своим ребенком "а мой еще в школу не ходит, а уже в уме считает".
Но всему свое время. Если тянуть морковку из земли, то она раньше не вырастет, но может повредиться.
Ребенку в дошкольном возрасте гораздо полезнее просто играть с куклами или кубиками, конструкторами или самосвалами, а не сидеть перед абакусом, запоминая магический алгоритм работы с костяшками.
Интересно, что сами преподаватели ментальной арифметики своих детей и внуков не учат по этой методике, а предпочитают старые добрые советские методики и учебники.