«Transhumanism Inc.» и «KGBT+», Виктор Пелевин

Oct 20, 2022 05:41

Дилогия мэтра с явными отсылками к «Бэтману Аполло», «Empire V» и, наверное, к чему-то ещё:



«Сначала слушать было интересно.
Мол, стонала Русь под половцами, стонала под печенегами - но знала врага, видела его лицо и даже со стрелой каленой в груди белыя могла изогнуться с седла да полоснуть его в ответ заветной казацкой шашкой.
Потом, значит, приехали супостаты-тевтоны в шлемах с пиками, налетели вороги на бипланах - и почти погубили Русь, почти пригнули ее к земле. Но глянула Русь в небо голубыми глазами, улыбнулась, засмеялась да и пустила ворогов клочками по закоулочкам. Вот только осталась у нее от той битвы на лбу кровавая рана в форме звезды, да и ослабла она сильно.
Потом навалилась вражья рать гуще прежней, с железными тиграми и стальными слонами - и совсем почти раздавили Русь, вмяли гусеницами в сырую глину. Но и оттуда Русь поднялась, да страшнее прежней в клубах атомного огня, с ярыми очами да мечом-кладенцом неодолимой силы.
И стали тогда дурить Русь разным лукавством, и обдурили полностью - рассыпалась она на части, как телега со сломанной осью. И пропала было Русь, и продалась уже за зеленые фантики, которые неудержимо печатал ворог - но пришли на Русь мудрые вожди. И дали ей новое учение - конкурентоспособность.
Сильна ты, Русь, сказали вожди - сколько вороги ни напечатают зеленых фантиков, все их заработаем честным трудом, так что у нас этих фантиков поболее чем у них станет! И пошла Русь за мудрыми вождями, и набрала много-много фантиков, да вороги догадались, к чему дело идет - и поймали Русь в сеть.
Трепыхнулась она раз, трепыхнулась два - да больно крепко держало вервие. И увидела Русь, что не одна она уловлена той колдовской сетью, а вместе со всем миром. И плыла она скованная в море слез сто долгих лет - русалка белая, китовица чистая, рыба святая - а потом поднялся к сети из темных глубин жидовин Гольденштерн и сказал русским вождям: идите ко мне в банку!
Дам я вам счастье такое, какого вы в жизни не ведали, радость небесную, благодать вечную... И дрогнули русские вожди, и пошли к Гольденштерну в банку, оставили святую Русь. Но не только на Руси так было - вожди всех земель нырнули в банки и оставили свои королевства, и воцарился жидовин Гольденштерн над миром один, и стал сосать кровь клопом окаянным, и когда наказание то кончится, никому не ведомо...»

Жизненная мудрость:

«- Хорошо, что уезжаешь скоро, - сказала тетка за чаем. - Пока тебя в Благородном собрании какой-нибудь местный ухарь не заклеил. Они, поди, уже воют от холопок...
- Фу, - ответила Маня. - Как можно так говорить.
- Вот те и фу. В восемнадцать любая девка думает, что мир - это театр, а она в нем Джульетту играет, по себе помню. А мир вовсе не театр, милая. Мир - это тир. И люди в нем не актеры, а мишени...»

Гм, ну-ну:

«Первое занятие бородатый лицейский коуч начал с того, что вывел на доску два рисунка - гильотину и свиную голову. Маня вместе с остальными приняла это за смелый политический намек: свиная голова из-за тартаренской пропаганды прочно ассоциировалась с сердобол-большевизмом. Коуч, выждав идеально отмеренную паузу, улыбнулся и сказал:
- Слово "трансгуманизм", как говорит нам вокепедия, впервые употребил Данте Алигьери. Но в широкий обиход оно вошло в двадцатом веке, когда людям вообще было свойственно фантазировать по любому поводу, мечтать самозабвенно и не всегда научно. Как видно из структуры слова, речь шла о преодолении человеческой ограниченности, улучшении нашей породы и избавлении от болезней, старости и смерти. Трансгуманизм должен был основываться на достижениях науки. Можете сами прочитать списки телесных улучшений, которые предполагалось ввести...
На доске появились столбцы мелкого шрифта с пронумерованными строчками. Маня разобрала слово «органы» и сразу потеряла интерес.
- Однако уже к середине двадцать первого века, - продолжал коуч, - выяснилось, что улучшать человеческое тело, пытаясь продлить его жизнь, - это как чинить старый примус. Он все равно где-нибудь да прохудится. Сделать тело неподвластным времени нельзя, даже постоянно меняя органы, удлиняя теломеры, очищая сосуды и так далее. Существует четко прочерченный природой скрипт, по которому биологическое существо должно умереть, освободив жизненное пространство для других. Если брать организм в целом, то этот скрипт непобедим, - ваша смерть нужна миру точно так же, как ваше рождение, а может и больше. Другими словами, человеческая надежда вечно жить в бессмертном теле - безнадежна. Природа против. Но природа не учла человеческую хитрость. Ее замысел подразумевал, что со смертью тела умрет и мозг, а значит и личность. Так в реальном мире и происходит, ибо как может быть иначе? Но сами по себе нейроны, из которых состоит мозг, отличаются от прочих клеток тела тем, что не имеют ограничений срока жизни. Обессмертить медленно сгорающий в атмосфере мешок с семенами болезней нельзя никак. Но вполне возможно подарить бессмертие - или нечто близкое - клеткам мозга. И здесь нас ждет первая из ветвей трансгуманизма, оказавшаяся по-настоящему плодоносной...»

Каким сложным термином нарекли «сношала жаба гадюку»!

«"Открытый Мозг" находился в крайне сложных отношениях с сердобол-большевиками: с одной стороны, непримиримый ценностный конфликт, а с другой - полная симфония, так что в политологии даже появился специальный термин: "конфлимбиоз". Фонд платил большие налоги за, как это деликатно называлось, "права продвижения", и так наполнялся бюджет.
"Открытый Мозг" обязан был допускать к очипованным мозгам не только международные и локальные бренды, но и сердобольские власти тоже - это было главным условием, на котором ему открывали рынок. Фонд так и делал, но пытался цензурировать сердобольскую пропаганду, чтобы не потерять лицо. А сердоболы пытались по возможности цензурировать революционные призывы "Открытого Мозга", чтобы не потерять головы. Это была невероятно сложная, постоянно балансирующая на грани скандала склока, серая зона, где сталкивались электронные лбы с разными повестками и интересами.»

Отлил в граните!

«История человечества если и не была теперь частной собственностью фонда "Goldenstern All", то очень приблизилась к этому качеству во всех практических смыслах. Но Гольденштерн был нормальным прогрессивным парнем, не дурил, и мировая общественность смотрела на происходящее спокойно. Ведь что такое мировая общественность? Совокупность электрических разрядов в сети. А сеть сами знаете чья.
История, в конце концов - это просто назначенное людям прошлое. Оно бывает сегодняшнее, бывает вчерашнее, будет и завтрашнее. А жить, как учат нас сетевые гуру, следует исключительно в моменте, и рыпаться из него не надо, потому что он крайне узок, и места на всех может не хватить.»

Или вот ещё:

«Как говорили в позднем карбоне, "главное отличие журналиста от проститутки в том, что журналисту платит сутенер".»

Как по мне, лучшая часть - это «японец в Бирме», но тут каждый найдёт зацепившее. Отлично, рекомендую.

Книги

Previous post Next post
Up