Реальность структур (часть вторая)

Jan 13, 2007 05:12

Заметки на полях книги Дэвида Дойча "Структура реальности"

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало здесь.

Итак, продолжим наши заметки, начатые более двух месяцев назад.( Read more )

околонаучное

Leave a comment

Comments 85

az118 January 13 2007, 03:48:10 UTC
По-моему, индуктивный и дедуктивные методы в принципе одно и тоже.
Ведь уверенность, что "завтра будет то же, что и сегодня" или более общее "завтра уже предопределено сегодня", есть неяная аксиома, даже где-то априорный архетип, отражающий статический аспект реальности как предмета науки и не только.

А "брачные узы"... есть "Брак Неба и Ада" Блейка. Они всегда были, есть и будут. :)
Человек сам и участик, и крепы этого великого союза...
"гранты", "полезность"... "бизнессс" - это Ад.

Reply

разделение falcao January 13 2007, 07:30:09 UTC
Отождествить при желании можно многое, но здесь я бы оставил различие, потому что "индуктивизм" -- это не столько аксиома, сколько методологический принцип.

Что касается Блейка, то он писал несколько о другом. У него там все эти понятия прежде всего переосмыслены. В контексте того, что у меня в тексте, интерпретация совсем другая. Я не зря, например, употребил слово "скрестить" вместо "связать".

Reply

Re: разделение az118 January 13 2007, 08:06:17 UTC
1.метод в принципе те же правила, для которых методологические принципы суть аксиомы.
тут просто вынесение за пределы предметной области: логика предмета и логика его исследования.
т.е. разделение ситуативное м зависит от уровня. Аналогично парам "субъект"-"объект" или "объект"-"способ_исследования". Или "предметный_язык"-"метаязык".

2.Так человек и есть дитя союза, т.е. скрещивания.

Reply


vadim_kataev January 13 2007, 04:58:22 UTC
доводилось ли вам читать или слышать о книге Стефена Вольфрама A new Kind of Science ?

Reply

not yet falcao January 13 2007, 07:10:45 UTC
Не доводилось вообще-то, но сейчас я посмотрел в Сети. Я понял, на какую это тему. Но прежде чем изучать что-либо систематически, я предпочитаю сначала прочесть толково написанный дайджест.

Reply

Re: not yet vadim_kataev January 13 2007, 07:32:54 UTC
Книга предельно контроверсная, поэтому лучше стартовать отсюда:
http://en.wikipedia.org/wiki/A_new_kind_of_science

Reply

пересказ falcao January 13 2007, 07:42:30 UTC
Так я только что именно это и посмотрел. Мне хотелось бы ознакомиться с более содержательным пересказом, а не просто кратким описанием типа "о чём".

Если суть в том, что какие-то процессы удалось так или иначе моделировать при помощи клеточных автоматов, то это скорее инженерия, нежели философия. Я должен быть уверен в наличии существенной философской составляющей.

Reply


(The comment has been removed)

о разных подходах falcao January 13 2007, 15:48:45 UTC
Вы, возможно, несколько забежали вперёд. Дело в том, что я ещё не добрался до той главы, где Дойч говорит о математике. Вот там в полной мере я планировал обсудить ту его идею, что математическое вычисление или доказательство -- это физический процесс ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

риск falcao January 13 2007, 22:40:44 UTC
На самом деле ничего интригующего в той проблеме, о которой я говорю, нет. Она много раз ставилась, и Дойч не первый, кто о ней вспомнил. Часто велись разного рода разговоры о "непостижимой эффективности математики", и многие пытались объяснить причину этого. Почему в процессе абстрактного рассуждения, где в промежутке возникает нечто, отсутствующее в физической реальностью, возникает некая осмысленная формула, применимая далее на практике.

На эту тему можно долго рассуждать. Я честно признаюсь, что мне эта проблематика совсем не интересна. Дело в том, что я здесь не вижу интриги. Грубо говоря, есть определённый риск, что мы при переходе на совсем абстрактный уровень можем зайти в область полной чепухи, но каким-то чудом всё в результате работает. К "чуду" я привык, внутреннее объяснение этому у меня есть. А "риски" возникают везде, причём гораздо бОльшие (из-за неточностей, нерпавильного учёта погрешностей да и просто невнимательности). Задача избежать риска и получить "гарантии" -- дело ненужное и совершенно безнадёжное. Мы рискуем

Reply


crazy_flyer January 13 2007, 13:29:09 UTC
А этот процесс , как я думаю , и раньше шёл , только замаскированно ..... а сейчас это признали де-факто . Я не раз , например , читал , что во многих "наукоёмких" областях деятельности , типа разработки реактивных двигателей , или самолётов , или ядерных реакторов , во всех областях , связанных , например , со сложными газодинамическими расчётами - наука не предсказывала наблюдаемые результаты , а следовала за экспериментом . Но самолёт-то делать надо - так пользовались эмпирическими формулами , а то и вовсе интуицией конструктора . А академики - потом обосновывали полученные результаты , притом с очень умным видом . Если же результат был бы иным - они и его бы так же обосновали ( ... )

Reply

подгонка falcao January 13 2007, 18:05:21 UTC
Насчёт первого абзаца -- полностью согласен. То есть "обосновать" любой "академег" может всё что угодно -- в противном случае он не получил бы такого статуса :) А уж что делалось в области социальных наук -- там вообще творилась вакханалия ( ... )

Reply

Re: подгонка crazy_flyer January 13 2007, 23:17:49 UTC
Да , но фишка в том , что Пуанкаре ( насколько я его понял ) , прекрасно отдавал себе отчёт в том , что все эти релятивистские преобразования есть математический формализм , который помогает прийти к правильному ответу ( в пределах точности измерений ) , но который ещё нужно наполнить физическим содержанием . Отсюда и его осторжность - он ведь не спешил публиковать всё это в виде новой теории , хотя имел , как говорится , все карты в руках . А вот Эйнштейн - был гораздо более радикален ;-) Он сразу возвёл постулаты СТО в абсолют , придал им статус АКСИОМ , и его абсолютно не волновал МЕХАНИЗМ , который обеспечивает соблюдение всех этих закономерностей ( а механизм обязательно должен быть , и это как раз тот механизм , который обеспечивает "функционирование" нашего мира ) . Его также не волновали и возможные противоречия между постулатами . При этом он избавил себя от многий "напрягов" и , выражаясь Вашим термином , "победил в конкурентной борьбе" , но , этим же самым , и перекрыл весь дальнейший прогресс в этой области , с чем мы ( ... )

Reply

СТО falcao January 14 2007, 01:23:39 UTC
Мне кажется, Вы несколько драматизируете ситуацию вокруг СТО. Для построения чисто физической теории статус аксиом или постулатов вообще не важен. Эйнштейну удалось построить СТО на очень простых предпосылках. И в этом его большая заслуга. Что касается мировоззренческого статуса этих постулатов, то Принцип Относительности -- это фундаментальная вещь, а принцип постоянства скорости света -- это не "закон природы", как некоторые полагают, а просто один из возможных способов как-то измерять время (у Пуанкаре в работе 1898 года это хорошо разъяснено ( ... )

Reply


az118 January 13 2007, 16:04:02 UTC
у нас есть привычки, и у мира есть привычки.
иначе говоря инерция как сохраняющий аспект.
а так как вся штука мы-мир многослойная,
т.е. более глубокий слой обеспечивает стабильность динамики верхних
(или высший низшх), то внешне все течет, все меняется,
оставаясь в самой глубине (на самой вершине) всегда тем же самым.
скорее всего завтра наступит... а если нет,
начнется новая игра в новом мире.

Reply

dennett January 13 2007, 16:50:13 UTC
но кроме мира - ничего нет. применима ли по отношению к миру как целому сама концепция времени?

Reply

az118 January 13 2007, 22:28:47 UTC
приминима, если мы принамает направленность изменений мира как целого.
если реальность - игра высшей силы с собой, причем сила эта реально рискует,
хотя бы в своих переживаних, то время - направление игры, обусловленное целью.
ерго, время создается субъектом. тогда сам мир - лишь аспект этого субъекта.
для человека переживание естественно и он стремиться к статике как признаку
высшего статуса. для гиперсубъекта наоборот, статика естественна и скучна.

Reply


Leave a comment

Up