Абсолютная Этика -- 1

Jan 04, 2008 08:14

Этот пост я мечтал разместить уже очень давно. Причём, вероятнее всего, будет не один пост, а целая серия.

Я рассматриваю эту запись как довольно важную для себя. Таких постов у меня не так много. Размещаю я его (так вышло почти случайно) как "юбилейный", под номером 400.

Тема этики, поведения, поступков меня занимает уже довольно продолжительное время. Я обычно с повышенным интересом читаю у френдов посты именно на эти темы. Судя по всему, тема привлекает далеко не одного меня.

У меня есть настоятельное пожелание для тех, кто заинтересуется темой: читать текст внимательно, не пропуская высказываемых мной соображений. Мне не хотелось бы потом повторно указывать на вещи, которые уже прозвучали.

Начать я хочу с разъяснения того, что я понимаю под "абсолютной этикой" (далее буду сокращать до АЭ). Это не есть какая-либо готовая концепция, это не набор "аксиом" или "теорем". Это просто некоторый подход, суть которого я хотел бы прояснить. Прежде всего, "этика" понимается в широком смысле и касается не только человеческих взаимоотношений, а любых поступков вообще. Основной вопрос я здесь вижу так: есть некий поступок, который мы или кто-то считаем "хорошим", "правильным", "необходимым" -- любое слово с "положительной" коннотацией здесь годится. Представим себе, что мы хотим как-то объяснить, почему мы так считаем. На какие соображения опираемся, к чему апеллируем? То же самое относится к поступкам, которые считаются "плохими" в каком-либо смысле.

Теперь надо разъяснить оттенок, вкладываемый мной в слово "абсолютная". Под этим я не подразумеваю нечто "незыблемое" и обязательное к принятию всеми. (Последнее может быть в лучшем случае лишь пожеланием, да и то при наличии достаточного обоснования.) По своему происхождению, само слово происходит от латинского корня, обозначающего "отделение". Под этим можно понимать "очищение от примесей". Кстати, в ряде романских языков одно из значений слова "absoluto" именно таково; приходят в голову образы дистилированной воды или чистого спирта.

От чего я хочу "отделить" этику -- об этом надо поговорить в первую очередь. То есть какие обоснования поступков я считаю совершенно неподходящими для моего замысла?

Прежде всего, это то, что можно назвать "человеческим фактором". Я сейчас разъясню на примерах. "Это стоит сделать, так как человеку будет приятно". Или: "этого делать не надо, так как людям будет неприятно". Так очень часто рассуждают, апеллируя к человеческим чувствам или удовольствиям. Для меня это недопустимо по ряду причин. Представим себе человека, например, избалованного. Или с "порочными" желаниями. Или случай, когда в своих неприятных ощущениях человек виноват сам. Я пока оставлю в стороне вопрос, к чему апеллировать можно и нужно -- он очень важен, но я хочу затронуть его лишь в конце. Пока же я хочу создать представление о тех вещах, которые для АЭ не годятся в принципе.

Далее, не допускаются никакие апелляции к общепринятым нормам, к "морали", к представлениям о "воспитанности", "порядочности" и прочему. Этого ничего пока нет; любые требования такого рода я считаю правомерными лишь после их обоснования, сведения к чему-то более общему.

Считаю нужным сделать ещё одно замечание. Мне нередко приходилось встречать возражения против моего замысла, причём они все довольно понятны. Поэтому я выскажусь по наиболее часто встречающимся из них, дабы более не возвращаться.

Некоторые говорят так: все люди -- разные, и потому никаких общих правил поведения нет и не может быть. Но этот аргумент ни о чём не говорит. Геометрические фигуры тоже совершенно разные, но это не мешает существовать такой дисциплине как геометрия. Кстати, само название АЭ возникло у меня во многом по образцу термина "абсолютная геометрия". (Так называют ту часть геометрии, которая является общей для евклидова и неевклидова случая.) Правда, это соображение особой роли не играет.

На самом деле, особенности людей должны как-то учитываться, но это относится не только к людям, а к ситуациям. Это можно сравнить с условиями задачи, которую требуется решить -- они всегда специфичны.

Иногда говорят, что нет и не может быть "научной теории" по поводу поведения, которая была бы достаточно общеприемлемой. Это я считаю верным вот в каком смысле. Допустим, я подвёл какой-то убедительный базис под те или иные поступки. Обязаны ли люди следовать при этом тем правилам, которые из чего-то там вытекают? Очевидно, нет. Человек в поведении свободен. Это его выбор. Возможен даже "крайний" случай: человек согласен с тем, что поступать определённым образом "хорошо" и "правильно", но ведёт себя совершенно иначе. Например, из упрямства или "из вредности". (Вспоминается известная мысль Достоевского насчёт возможного поведения по принципу "чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить".)

Но при этом человек неизбежно вступает в конфликт с какими-то принципами, тем самым беря на себя большую ответственность. Поскольку принципы (не выдуманные, а реальные) как-то укоренены в действительности, то человек тем самым бросает ей некий "вызов" -- со всеми вытекающими последствиями.

Тут ещё не лишне вспомнить, что никакая наука не может выработать каких-то обязательных правил поведения ещё и по причине "грамматической", как назвал её Анри Пуанкаре. Дело в том, что положения и выводы науки по самому своему характеру формулируются в изъявительном наклонении, а не в повелительном.

Иногда высказываются опасения, что какие-то "всеобщие" правила поведения якобы способны вызвать всплеск насилия. Типа того, что человечество будут "ранжировать" и загонять в "рай" палками. На это я могу сказать только то, что теоретизирование мало связано с практикой. К тому же никто не может запретить нам рассуждать, и не следует также стремиться посеять некий страх. Как правило, для воплощения в жизнь тех или иных насильственных проектов в принципе годится что угодно, и дело тут совсем не в теориях.

Теперь я хотел бы постепенно перейти к более содержательной части. Пока мне было бы достаточно некоторого осмысления тех примерных задач, которые могут как-то решаться в рамках предлагаемого мной подхода. Начать надо с самого простого -- для отработки способа аргументации, для выработки правил рассуждения и обоснования. Я хочу подчеркнуть, что никакой чётко формулируемой "аксиоматики" я предлагать не собираюсь, никаких "формализмов" не ввожу. Рассуждать лучше всего содержательно.

Важное замечание состоит в том, что я не жду никаких "чудес" или "великих открытий" на этом пути. О том, как себя вести надо и как не надо, люди вообще-то знают и так. Но не всегда бывает ясно, на чём замешаны те или иные принципы. Из-за этого от людей часто начинают требовать лишнего. Я считаю одной из задач применения своего подхода как раз снятие лишних и ничем не мотивированных ограничений. При этом всё "позитивное" и реально необходимое должно остаться, а всё "наносное" и "прилипшее" должно отпасть.

Там, где АЭ будет работать, это должно происходить легко и "с очевидностью". Спорные моменты, конечно, возможны и даже желательны. Но это лишь повод для дальнейших уточнений, для достижения большей степени "абсолютности", желательный уровень которой вообще-то задаём мы сами.

Равным образом, в тех случаях, где АЭ совершенно не уместна, её просто не надо применять. Более того, я бы настоятельно просил вообще не упоминать тех случаев, которые заведомо не годятся для анализа.

Анализировать те или иные поступки на их "правильность" (понимаемую как возможность выработки достаточного обоснования) надо, как я считаю, на примерах. У меня уже есть в запасе кое-какие из них, предложенные ранее теми или иными френдами. Но я сам генерирую удачные примеры не без труда. Поэтому тем, кому мой замысел покажется заслуживающим внимания, я предлагаю просто давать свои примеры для анализа. У меня есть уже некий разработанный подход, и я готов показать, как он работает. Поэтому всё предлагаемое я буду с удовольствием анализировать.

Я считаю обязательной осознание следующей идеи, которая для меня подразумевается, но она не всем может быть очевидна. Я намеренно хочу иметь дело с примерами, где ответ более или менее понятен. То есть уже известно -- из опыта ли, или из нашего нравственного чувства, что поступать так-то и так-то "хорошо", а по-иному -- "плохо". Целью же является выработка некого единообразного и убедительного обоснования. Можно представить себе человека типа "инопланетянина" или, скажем, ребёнка, у которого достаточный опыт просто отсутствует, и мы хотим до него что-то донести.

Теперь я хочу перейти на уровнь примеров, начав с очень простой иллюстрации. Я часто курю на улице, и возникает проблема с тем, куда девать окурки. Если вокруг стоят урны, то трудностей нет. Но так бывает не всегда. И тогда возникает вопрос: как быть? У меня сформировалась довольно чёткая стратегия. Если вокруг чисто, то я бросать окурок не буду. Буду держать его в руке пока не найду для него подходящее место. Но если вокруг лежит куча мусора, гора таких же окурков, то я, конечно же, добавлю туда свой. Возможна ситуация более сложная: я жду автобуса, он подходит. Вокруг чисто (только что подмели), и мне бросать окурок не хочется. Но я могу опоздать, что чревато разными трудностями. И мне, если я не успеваю добежать до подходящего места, приходится бросать "бычок" на тротуар.

Как я могу обосновать своё поведение? Я при этом исхожу из мысленного подсчёта затрачиваемых усилий или каких-то других "издержек". У меня давно возникло предположение, что именно на таком пути возможно объективное разрешение многих вопросов касательно поведения. Этот "принцип минимизации" (или ПМ), который я пока изложил в общих чертах, является для меня основным и руководящим.

Итак: если вокруг имеется сто окурков, то я добавлю свой. Тому, кто будет убирать, потребуется одинаковое количество усилий в обоих случаях. Я же какие-то свои усилия сэкономлю, так как мне не надо будет нести окурок в руке неизвестно куда. А если место чистое, то один брошенный окурок или бумажка может "испортить вид". Масса людей, проходя мимо, будет испытывать какие-то неприятные чувства, которые сами по себе были бы не так важны, если бы не внутреннее напряжение. Далее, если чистота активно поддерживается, то уборщику, возможно, придётся специально приходить и за мной убирать мусор. Мне же стоит гораздо меньших усилий найти подходящее место для своего "бычка".

А в случае, если я рискую опоздать, я оцениваю "издержки" по возможным последствиям этого дела. Сама по себе проблема сравнения своих и чужих усилий, затрачиваемых в ходе того или иного процесса -- вещь довольно серьёзная, и по сути, к этим оценкам всё и должно сводиться. При разнице в оценках возможны споры и дополнительные прояснения, но такова природа самого вопроса. В процессе разбора могут возникать довольно "занудные" вещи -- подобно тому, как это часто случается в судах. Но с этим уже ничего не поделаешь.

Я привёл только один простой пример, а сейчас предложу один "проблемный" вопрос, который по сути дела поставила сама жизнь. Не так давно в рамках ЖЖ широко обсуждался случай, когда один широко известный литератор во время киносеанса разговаривал по мобильному телефону. В ответ было очень много возмущённых выступлений; сам "герой" дал публичное объяснение своему поступку (что делает ему честь). Я когда-то даже хотел высказать своё мнение, но не сделал этого. Но у меня оно сложилось, и я мог бы его обсудить в комментах, обосновывая при помощи соображений, сходных с приведёнными мной выше.

В общем, я призываю всех желающих пообсуждать возможные способы обоснования "правильности" поступков любого рода. Если кто не понял что-либо до конца, я охотно отвечу на вопросы.

Предупреждаю всех, что пост пока идёт как подзамочный, но впоследствии он может быть сделан открытым для широкой публики.

UPD Пост сделан общедоступным (19.08.08).
Previous post Next post
Up