«Битлз» и дух 60-х

Jan 14, 2010 19:13


40 лет назад, в январе 1970-го, музыканты группы «Битлз» в последний раз работали вместе во время записи песни «Let It Be» для одноименного альбома. Дата не осталась незамеченной. На прошлой неделе многие известные люди высказались по поводу «Битлз» и их роли в истории XX века. Меня зацепил коротенький монолог Леонида Радзиховского, прозвучавший в Read more... )

культура, рок-музыка 60-х

Leave a comment

elijah_morozoff January 14 2010, 19:44:43 UTC
Сергей Алексеевич, подпишусь под каждой фразой. Вот кстати, хотел дать Вам ссылку - мой френд Алексей Караковский, музыкант, писатель и издатель (сам, Битлз, как и я, очень любящий) собирается с моей помощью писать статью под эпатирующим названием "The Beatles: великое рок-н-ролльное мошенничество". Основные тезисы изложены в посте - http://karakovski.livejournal.com/617563.html.
Как выпадет свободная минутка, загляните - может у Вас будет что добавить.
Заранее спасибо!

Reply

fagot99 January 15 2010, 01:41:55 UTC
Посмотрел пост Караковского, пробежал глазами комменты... Мне кажется, что посыл автора изначально не верен. Битлз - это мейнстрим, который уловил и вобрал какие-то флюиды, какой-то воздух эпохи. И притом мейнстрим очень мощный в музыкальном и энергетическом отношении. Причем, именно первые диски, ДО "Сержанта". Объяснять, что это - мошенничество - все равно, что доказывать, что мошенничество - Моцарт или Луи Армстронг. Какие-то рудименты теории заговора также не поднимают концептуальный уровень текстика. Не хотелось бы никого обидеть, но есть в нем немнооооооожечко от ментальности мальчика, который хочет первым крикнуть, что король-то голый. Так ведь крикнуто уже, крикнуто десятки и сотни раз ( ... )

Reply

elijah_morozoff January 15 2010, 11:45:43 UTC
Ну а Леша с Вами-то согласен, должно быть недопонимание Вами кое-чего у него - из-за того, что он всё-таки с точки зрения музыканта пытается посмотреть.
А в общем-то я сейчас прорекламирую оба поста, пусть интересующиеся пройдут и к вам и к нему, может, что родится из этогих бесед хорошее.

Reply

karakovski January 15 2010, 12:54:54 UTC
Да я просто второпях писал, поэтому акценты расставлены как попало. На самом деле меня интересует, в основном, три вопроса: 1) "Битлз" в культурном контексте шестидесятых (сколько про это ни писали, полной картины я пока нигде не встретил - тем более, мало кто говорит, что "Битлз" - это мейнстрим, с чем я полностью согласен); 2) кто и как придумал именно такую стратегию раскрутки (с точки зрения пи-ара история "Битлз" ставит массу вопросов, из которых тема с "Кинкс" - просто первое, что пришло в голову); 3) подлинные обстоятельства творчества, очищенные от мифологии (в этом плане мне немного проще, т.к. я 15 лет играл рок-музыку и понимаю некоторые технические особенности процесса).
Сейчас, конечно, говорить просто не о чем, я ещё ничего не сформулировал. Просто обозначил проблему, чтобы обсудить со знающими людьми.

Reply

fagot99 January 15 2010, 14:39:06 UTC
Вообще, это длинный разговор, который, если речь идет о Вашей концепции и Вашем понимании феномена Битлз, должен начаться с определения того, что такое "коммерческий проект"...

Reply

karakovski January 15 2010, 14:46:09 UTC
Проблема в том, что пока мои мысли совершенно неструктурированы, так что слово "концепция" я боюсь употреблять. "Понимание" в какой-то степени есть, но его надо ещё сформулировать, а для меня это большая проблема (я вынужден работать на основной работе по ночам и в выходные, это страшно утомляет).

Насчёт "коммерческого проекта": для меня это, однозначно, не ругательство, скорее наоборот - я сам предприниматель. Возможно, у меня не хватает опыта и знаний для анализа (я не имею профессионального образования в сфере пи-ара и рекламы), но я однозначно испытываю уважение к людям, сумевшим создать такой бизнес-проект.

Reply

fagot99 January 15 2010, 15:07:00 UTC
Давайте все-таки попробуем. Я вижу два понимания того, что есть "коммерчески проект". Первое - это музыкальный бизнес в самом широком смысле слова. В этом смысле все группы 60-х кроме, может быть, психоделики, были "коммерческими проектами". И при такой интерпретации КП всякая специфика Битлз в этом отношении, согласитесь, исчезает.
Другое понимание: КП - это нечто, где творческая составляющая подчиняется коммерческой, где музыканты играют то, что продается, а не то, что хочется. Это понимание дает, кстати, возможность проследить трансформации некоммерческих проектов в коммерческие. Например, Пинк Флойд, некоммерческий проект при Сиде Баррете, превратился в коммерческий после его ухода из группы и т.д.
Но мне кажется, это понимание не применимо к Битлз - ребята в общем-то всю жизнь играли то, что хотели. И более того, с течением времени уходили от массовой коммерческой музыки в музыкальное пространство, где успех у публики был не гарантирован.
В общем, здесь есть над чем подумать.

Reply

karakovski January 15 2010, 15:21:23 UTC
Мне кажется, второй подход - это в некотором смысле продукт мифа, и он действительно неприменим к Битлз. Даже если предположить, что есть рецепты "коммерческой музыки" (я уверен, что их нет), любой из битлов мог самостоятельно инвестировать любой свой сольный проект - и по всей видимости, так оно только и было. Если и так есть деньги, зачем "музыка для денег"? Тогда нужна "музыка для престижа". Мне кажется, специфика коммерческого успеха "Битлз" заключается в том, что там реально содержалась цель стать музыкой номер один навсегда (без кавычек!). Вряд ли эта цель появилась сразу, но она определённо была в какой-то момент поставлена - что и предопределило использование множества остроумных технологий. Я вижу только какие-то отдельные "фишки" (Книга рекордов Гиннеса как имиджевая реклама, тщательная психологическая проработка ролей, невероятные "толкования" Битлз в музыкальной критике), профессионал от рекламы и пи-ара увидит их больше. Но всё это впечатляет настолько, что у меня возникают логичные вопросы: кто это придумал? (вряд ли ( ... )

Reply

fagot99 January 15 2010, 15:55:50 UTC
> Даже если предположить, что есть рецепты "коммерческой музыки" (я уверен, что их нет)

Предположим, что Вы здесь правы (хотя в этом я на 100 процентов не уверен). Но давайте переформулируем проблему. Я берусь утверждать, что есть рецепты "антикоммерческой" музыки. Представьте, например, сингл, где на стороне А записано "For the Benefit of Mr. Kite". И сравните это с виртуальным синглом, где записана композиция "Michelle", именно в исп. Битлз, ни в чьем ином...
Конечно, это другая, но практически очень близкая плоскость анализа.

Reply

karakovski January 15 2010, 16:14:04 UTC
Этот рецепт хоть раз применялся? Сознательной "анти-коммерческой музыки"? (если не считать первых панков)

Reply

elijah_morozoff January 15 2010, 16:44:54 UTC
Так, а кого ты подразумеваешь под первыми панками? Бывает Punk '66, Punk'74, но я так понимаю - ты Punk'77 имел в виду
Просто Пистолз - это же тоже гениальный коммерческий проект=)

Reply

fagot99 January 15 2010, 19:44:02 UTC
> Этот рецепт хоть раз применялся? Сознательной "анти-коммерческой музыки"?

Наверное, я все-таки не очень четко выразил свою мысль. Sorry. Точнее будет - что-то вроде коммерчески индифферентной музыки. То есть музыки, которая безразлична к собственному коммерческому результату.

Reply


Leave a comment

Up