Это снова шарада, и я даже не буду говорить «надоело - не читайте», потому что и так никто не читает, включая Высшие Силы - им неинтересно, у них-то это все в Хрониках Акаши записано)))
Гм. Что-то я развеселилась. Не к добру:)
Так вот. По профессии Персонаж... впрочем, не суть важно, кто он по профессии, важнее другое: с профессией ему не повезло, потому что она совпала с его призванием.
Казалось бы - разве не об этом мечтают многие из нас? Заниматься любимым делом, к которому, как говорится, «душа лежит», да еще и деньги за это получать - это же прекрасно, не так ли?
Так, да не так.
Есть сферы деятельности, в которых можно добиться очень разного результата в зависимости от того, как к этой деятельности относиться - как к профессии или как к призванию. Врач-по-профессии остается врачом строго в часы приема, от окна и до порога своего кабинета. Врач-по-призванию, матерясь, снимает трубку и открывает дверь и в два часа ночи, и в пять утра, пьет, чтобы очерстветь душой, и спивается раньше, чем очерствеет. Утрирую, конечно - однако легко догадаться, у кого из них более приятная и спокойная (а также финансово благополучная!) жизнь.
Если бы Персонаж стал, к примеру, бухгалтером или архитектором - он, конечно, и там нашел бы способ вынести мозг окружающим требованиями «делать все правильно»; но, по крайней мере, он не вкладывался бы в работу столь безраздельно. Однако профессия Персонажа такова, что ему приходится постоянно сталкиваться с несправедливостью - то есть, именно с тем, на что он не в состоянии спокойно смотреть. Это рефлекторная, физиологическая реакция по типу «прекратите-это-немедленно!» - и ничуть не в большей степени «моральный выбор», чем «выбор» стрелки компаса указывать на север.
Ладно, люди. Ладно. Вы врете и изменяете друг другу, интригуете и подсиживаете, предаете и бьете в спину, лицемерите и сплетничаете - развлекайтесь на здоровье. Но вот когда Персонаж видит, как сильный внаглую, нахрапом пытается отобрать последнее у слабого - его, извините, заклинивает. Выражаясь более изящно, он впадает в этический аффект и начинает нести возмездие во имя... э... возмездия.
Обычно осторожный, в таком состоянии Персонаж не то что не просчитывает последствия своих действий - он ими заранее пренебрегает как чем-то несущественным. Защищая святыню, о последствиях не думают - или это не святыня. А несправедливость, с точки зрения Персонажа - это и есть самое настоящее святотатство, покушение на основу основ мира. (Которого из двух миров - он в этот момент сам для себя не конкретизирует; его внутреннего мира, во всяком случае, точно).
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют...
Когда ему лезут в душу и тем более в нее плюют Персонаж, конечно, тоже не любит, но вот струсить, когда бьют невинного... Пару раз с ним такое случалось, и за эти мгновения слабости он ненадолго, но настолько жгуче сам себя возненавидел (при его-то базовой любви к себе!), что это ощущение пугает его куда больше любых синяков и ссадин - хоть в прямом, хоть в переносном смысле. Кстати, в отношении реального физического насилия - ну, то есть, драки, простой и грубой драки - у Персонажа вообще позиция интересная: драться он не любит, не умеет и не боится.
Что же касается схваток, условно говоря, «ментальных», в них он гораздо эффективнее. Правда, удержание в границах себя того сгустка ярости, в который его превращает зрелище вопиющей несправедливости, требует такой концентрации и напряжения сил, что в эти моменты у него отключается привычное постоянное самонаблюдение и он перестает видеть себя со стороны - а жаль, ему бы понравилось. Впрочем, только ему бы и понравилось: в подобном состоянии он представляет собой настолько чистое, холодное и яркое белое пламя, что смотреть на это невозможно.
Работающий сварочный аппарат представляете?..
Самое забавное, что в его внешнем виде и поведении это почти никак не проявляется - ну, разве что Персонаж становится чуть бледнее обыкновенного и говорить начинает несколько тише, четче и медленнее (а если у кого-то в радиусе пяти метров внезапно заболела голова - бывает, может, на погоду). Зато хорошо проявляется в поступках, от которых старшие коллеги Персонажа по цеху, мягко говоря, просто... нет, мягко не получится, тут только нецензурно... ну, хорошо: приходят в крайнее изумление.
Что, скажите на милость, позволяет себе этот мальчишка? Его, понимаете ли, приняли, обогрели, ввели в круг «своих» (отчасти - в память об отце, принадлежавшем к той же «гильдии» - а город небольшой, история семьи хорошо известна; отчасти - просто как толкового выпускника столичного университета), посвятили в некоторые внутренние расклады, познакомили с нужными людьми, а он... Что он вытворяет?
Ох, вот что Персонаж не любит - так это налаживать контакты с «нужными людьми». Не любит, но умеет. Умеет, но с легкостью рушит результаты этого кропотливого труда, лишь только под угрозой оказывается нечто гораздо более важное - его призвание: служить и защищать.
Очередной парадокс? Вовсе нет - ранжирование ценностей. Оно, кстати, автоматическое, и в этом смысле Персонаж никогда не боится «лавировать»: он может совершать поступки на грани сомнительных, но от настоящей подлости его всегда удержит встроенный «компас». Кроме того, произошло еще кое-что очень важное: он почувствовал себя. Обычно к этим словам добавляют «кем-то» или «каким-то», но не в этом случае: он просто почувствовал себя. Тот панический, берущий за горло страх, который преследовал его все детство и бОльшую часть юности - «что с ними будет - что с нами будет - боже, дай мне сил, я должен справиться» - почти прошел. Все не так плохо, как ему казалось. Он уже не беззащитный и беспомощный ребенок, да и младшие подросли. Он уже стоит на собственных ногах - пусть пока нетвердо, но стоит. Он уже знает, что сможет и пробиться, и добиться, сам не останется без куска хлеба и никого не подведет, даже если... даже если совсем пошлет к чертям и этот город, и этих пройдох, которые пытаются ему указывать - а подчиняться дуракам и интриганам Персонаж не любит еще больше, чем строить связи с нужными людьми.
Он почувствовал себя - собой, а не машиной для отличной учебы, добывания «места под солнцем» и вытаскивания близких из нищеты. Он почувствовал свою силу - только-только прорастающую, ну так он еще и очень молод, ему всего 24... 27... 30...
«Мы строили-строили, и наконец построили...» Карьера? Пфф. Доказал сам себе: да, ты можешь. Молодец. А теперь, легким движением руки этот карточный домик...
И вперед, к призванию и признанию, славе, смерти, позору, бессмертию, неугасимой ненависти и любви. К своей настоящей профессии - той самой, «служить и защищать».
Но кому и чему он служит? Кого или что защищает?
Истине. Людям. Истину и людей (чем дальше, тем больше истину от людей, но это придет со временем и с разочарованием...) А пока что - это практически в чистом виде паладин. Причем, что называется, прирожденный.
Желание поддержать, помочь, а при необходимости и заслонить собой слабого - для Персонажа не доблесть, а инстинкт. Этим своим качеством он обязан как минимум двум причинам; более важная из них Персонажем так никогда и не будет осознана, а вот вторая лежит на поверхности.
Это качество впервые отчетливо проявилось в нем (не появилось, а проявилось) в тот день и час, в ту самую минуту, когда он понял, что мамы больше нет. «Теперь я - старший. Я за них отвечаю». (На отца он почему-то совершенно внутренне не полагается - и правильно, как вскоре выяснится) Вот это «я старший и я за них отвечаю» - просто факт, который бесполезно не только оспаривать, но и обдумывать: все, что тут можно обдумывать - это «как распорядиться тем временем, которое нам отпущено».
Отношение к людям, как к младшим детям Эру, нуждающимся в защите, опеке и руководстве, Персонажу в той или иной степени свойственно всегда. Правда, распространяется оно в первую очередь на хороших людей (он называет их немного иначе, но пусть будет так) - которых, собственно, и нужно защищать (от плохих, понятное дело).
Кто они такие, эти «добрые люди», которых Персонаж так самозабвенно защищает? Ведь это ради них он делает практически все, что делает - так кто же они?
Хороший человек, в понимании Персонажа - это тот, кто живет честно, собственным трудом. Труд этот может быть любым - физическим, интеллектуальным, творческим - главное, чтобы он приносил пользу другим людям. К бездельнику-бродяге Персонаж относится настороженно: тот, кто не приносит пользы, должен, во всяком случае, не приносить и вреда. Если же человек богат и не вынужден трудиться, чтобы обеспечить себе пропитание, он должен по крайней мере не подавать обществу дурного примера и в меру сил помогать другим (сейчас это называется «социальная ответственность»).
Хороший человек не склонен к роскоши. Важное замечание: по натуре Персонаж отнюдь не «аскет ради аскетизма». К спартанскому образу жизни его приучили стесненные обстоятельства - станешь тут спартанцем поневоле, когда живешь наполовину впроголодь и ходишь в латаных башмаках. Однако он вовсе не презирает простые удовольствия - которые, если верить Уайльду, являются последним прибежищем сложных натур. Персонаж не против комфорта как такового, вкусной еды, изящных и даже довольно дорогих вещей - если ты можешь себе это позволить, честно заработав (см. пункт первый) - почему нет? Он против излишеств, ненасытного потребления ради потребления - поскольку считает, что это никогда не доводит до добра. Условно говоря, мобильный телефон - это необходимо, хороший мобильный телефон - это удобно, а покупать каждые полгода новый смартфон - это разврат.
К разврату, кстати, хороший человек тоже не склонен, разумеется. Супружеская и семейная жизнь для Персонажа - sanctum sanctorum. В этом отношении он совершенно лишен так называемой «мужской солидарности»: друг, изменивший жене, для него не друг с того момента, как Персонажу стало об этом известно, и порог его дома он больше не переступит - ибо физически омерзительно. Человек же, который отказывается признать своего незаконнорожденного ребенка, хуже убийцы.
Хороший человек уважает и соблюдает законы - однако для этого в первую очередь сами законы должны быть справедливыми, утверждающими общее благо - и верит в Бога, или, по крайней мере, в высшую справедливость.
Хороший человек не обязан быть героем - было бы глупо требовать этого от всех; но он не должен быть и трусом, для которого собственная шкура дороже всего на свете. По крайней мере, в критическую минуту он должен быть готов защитить от опасности свою Родину и свою семью.
Нетрудно заметить, что все вышесказанное относится в первую очередь к мужчинам; к женщинам Персонаж куда менее требователен. Достаточно, чтобы женщина была любящей матерью, верной женой и хорошей хозяйкой, если же она при этом еще красива и добра - лучшего и желать не стоит. Впрочем, в отличие от большинства мужчин (своего времени? - ха! есть вещи, которые не меняются!), Персонаж не приписывает женщине «изначально подчиненного» положения и признает, что женщина может ничуть не уступать мужчине силой ума, таланта и характера; причем признает не в качестве снисходительной уступки, а как объективный факт.
В представлении Персонажа таких людей - большинство (он действительно в это верит - так ли уж он неправ?) и все, чего они хотят - жить спокойно и честно; главное, чтобы им не мешали. В общем, «хороших людей гораздо больше, зато плохие лучше организованы».
Что ж. Он попытается изменить это положение вещей.
У него не получится.
Но он попытается.
P.S. А, да, прошу прощения, забыла предупредить - комментарии к шарадам скринятся, для меня это нехарактерно; но я их не ждала, потому и забыла:)