Моя статья на сайте "РЖД-Партнёр": "Погрузка угля: итоги 2024 года"

Jan 21, 2025 11:13


Сегодня на сайте журнала "РЖД-Партнёр" опубликована моя статья "Погрузка угля: итоги 2024 года"

Дублирую ниже, под катом полный текст статьи вместе с графиками

*      *     *


Погрузка угля: итоги 2024 г.

Как известно, общая погрузка грузов в 2024 г. составила 1181,4 млн. тонн, что на 4,1 % (или на 50,8 млн. тонн) ниже уровня аналогичного периода прошлого года.При этом, 28,1% всей погрузки по сети РЖД приходится на каменный уголь (см. рис.1).



Рис.1

Наибольшее снижение погрузки в абсолютных тоннах к уровню предыдущего года наблюдается по группе грузов каменный уголь - за 12 месяцев 2024 г. это снижение к аналогичному периоду 2023 года составило 18,9 млн.тонн. То есть 37 % всего снижения общей погрузки грузов приходится на каменный уголь.
Долгосрочная динамика погрузки каменного угля по сети РЖД за 2000-2024 гг. приведена на рис.2.




В табл. 1 приведены данные о сравнительной динамике погрузки угля по России (во внутригосударственном сообщении) и на экспорт.

Таблица 1



    Из табл. видно, что снижение погрузки каменного угля в значительной степени связано со снижением его экспорта. Как известно в последнее десятилетие больше половины всего погруженного в России угля отправляется на экспорт (см. рис. 3 и 4). Из табл. 1 видно, что эта доля снизилась по итогам 2024 г к 2023 г. (на 2,3 п.п.), но тем не менее, по -прежнему превышает половину погрузки, составляя 53,6%.



Рис.3



Рис.4

Можно выделить три важнейшие причины снижения погрузки угля на экспорт в 2024 году.
     Во-первых, снижение мировых цен на уголь. В среднем мировые цены в 2024 г. в крупнейшем угольном хабе Азиатско-Тихоокеанского региона - Ньюкасле были примерно на 20% ниже, чем в 2023 г. Причём, по оценке большинства угольных экспертов, это снижение знаменует собой возвращение к долгосрочным средним значениям после аномально высоких значений 2022 года (точнее периода со второй половины 2021 по первую половину 2023 гг.). Возвращение к долгосрочной нормальности, как любят говорить экономисты.
     Во-вторых, невозможность существенного увеличения перевозок через Восточный полигон вследствие ограниченности пропускных и провозных способностей железнодорожной инфраструктуры. Так, по оценкам экспертов, экспорт угля через Восточное направление вырос на 3,8% (рост на 4 млн тонн), при этом экспорт через Северо-Запад снизился на 14% (снижение более, чем на 7 млн тонн), а через на Юг (через порты Азово-черноморского бассейна) снизился почти двукратно (или на 15 млн тонн). Напомню, что после того, как в апреле 2022 г. ЕС принял решение об эмбарго на поставки угля из России и вступлении через четыре месяца в силу этого решения, география российского угольного экспорта изменилась, что в прессе прозвали «поворотом на Восток» - если в 2019 г. на долю Китая и Индии приходилось в сумме 23 % экспорта угля из России, то уже в 2023 г. примерно 66%, тогда как доля стран ЕС сократилась с 32% практически до нуля. Причём, здесь проблема инфраструктуры была усугублена дефицитом локомотивной тяги (см. подробнее об этом в этом посте, а также см. графики здесь) и локомотивных бригад. Динамика экспорта по направлениям позволяет сделать один любопытный вывод. Если бы ограничения, сложившиеся применительно к экспорту через Юг и Северо-Запад (связанные с санкционными мерами) отсутствовали, то даже у учётом загруженности Восточного полигона, вполне можно было экспортировать дополнительно ещё 22 млн. тонн, и вместо снижения экспорта на 18 млн был бы рост экспорта на 4 млн. (снижение на 22 млн экспорта через Северо-Западное и Южное направление, если бы его можно было восстановить, компенсировал бы минус в 18 млн и было бы рост на 4 млн тонн к предыдущему году).
     Третьим фактором, сыгравшим важную роль в снижении погрузки, хотя и не глобально, а лишь для Южного в январе-мае этого года, стала история с ценами на перевозку угля через терминал ОТЭКО в порту Тамань. В начале 2024 г. ставки за перевалку в Тамани составили 38 долл. за тонну (что в 2,7 раза выше, чем, например, в порту Новороссийск) и это привело к массовому отказу грузовладельцев от погрузки в адрес порта. Затем, в апреле 2024 г. руководство терминала в Тамани снизило ставку за перевалку угля до 18 долл. за тонну, что хотя и выше, чем, например, в порту Новороссийск, но всё же примерно двукратно ниже, чем в Тамани в январе-марте 2024 г. Впрочем, справедливости ради, необходимо отметить, что сами портовики объясняли такой рост ставок на перевалку следующими причинами: ОАО «РЖД» не согласовало (отклонило) настолько большой объём заявок в этом направлении, что окупаемость терминала, рассчитанная на определённый объём груза оказалась под вопросам, а выполнить «план» можно было двумя способами либо большим объёмом с низкими ставками на перевалку, либо меньшим объёмом , но с высокими ставками на перевалку. Поскольку РЖД сильно ограничило объём в направлении терминала, портовики, - по их словам, - были вынуждены пойти на такие крайние меры по спасению своей рентабельности. К концу первого полугодия погрузка на южном направлении начала восстанавливаться и в июне почти достигла уровня июня прошлого года, но, тем не менее, накопленное отставание было таким огромным, что оно внесло существенную лепту в общее снижение.
     Помимо этих трёх важнейших причин, необходимо отметить ещё один важный аспект, вытекающий из второй («поворот на Восток») причины и усугубляющий ситуацию. Общее среднее расстояние поставок угля (включающее помимо средней дальности перевозки по железной дороге ещё и расстояние перевозки по морю), выросло примерно на 25%, причём основной прирост пришелся на расстояние перевозки по морю (и соответственно на морской фрахт), в том числе из-за необходимости использовать порты Юга и Северо-Запада России для поставок угля в Восточную и Южную Азию. А из-за удлиннения общего расстояния перевозки, величина погрузки стала более чувствительной к снижению экспортных цен (это наблюдение сделал известный угольный эксперт К.Родионов в своём Телеграм-канале). Кроме того, на экономику угольного экспорта повлияло ещё и решение китайских регуляторов установить с 2024 г. пошлины на импорт энергетического (6%) и коксующегося (3%) угля.
     На 2025 г. Правительство приняло ряд решений, которые, по замыслу регуляторов, должно несколько смягчить ситуацию в угольной отрасли, в частности, теперь отменены экспортные пошлины. Правительство отменило пошлины на экспорт и энергетического и коксующегося углей (точнее говоря, на коксующийся отменило ещё с 1 декабря 2024 г., а на экспорт энергетического угля и антранцита - их действие ранее было приостановлено, а теперь, с 1 января 2025 г. эти пошлины отменены полностью).
Вместе с тем, система квот на вывоз угля, судя по всему подвергнется корректировке. Квоты на экспорт угля сохранятся только для Кузбасса (54,1 млн т). Квоты же для остальных угольных регионов - Якутии, Бурятии, Хакасии, Иркутской области и Тывы судя по всему, будут полностью отменены.

Уголь, Экономика ж.д. отрасли, Мои публикации

Previous post Next post
Up