Оборот вагона: итоги 12 месяцев 2024 г.

Jan 14, 2025 19:13

     По традиции, публикую данные о динамике показателя оборот грузового вагона рабочего парка. Отслеживание этого показателя в последние пару лет стало особенно важным, из-за его существенного ухудшения и влияния на величину потребного парка (об этом влиянии см, например, здесь или здесь).
      Напомню, что оборот вагона рабочего парка представляет собой время, затрачиваемое вагоном на выполнение одного цикла работы, включающего все операции, связанные с перевозочным процессом, например, от начала одной погрузки до начала следующей погрузки. (Это определение есть в принципе, в любом учебнике по УЭР, но для любителей ссылок на официальные документы, отмечу, что приведённое определение содержится, например, в п.2.14. «Методики технического нормирования, учёта рабочего парка и времени оборота грузового вагона на инфраструктуре общего пользования», утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 18.08.2015 г. № 2075-р).

Оборот грузового вагона рабочего парка по итогам 12 месяцев 2024 г. составил 20,7 суток (497,9 часа), что на 10,6% (или на 47,8 часа или на 2,0 суток) больше, чем показатель аналогичного периода предыдущего года (18,8 сут. или 450,1 ч.).
     Разложение оборота вагона по элементам приведено на рис. рис. 1 и 2.


     Эта диаграмма позволяет заметить, что из общего ухудшения величины оборота вагона, наибольшее (25,3 ч. из 47,8 ч. или 53 % всей величины ухудшения ) приходится на показатель нахождения вагона под грузовыми операциями. В процентах его рост составил + 12,4 % (с 204,8 ч. за 12 месяцев 2023 г. до 230,1 ч. за 12 месяцев 2024 г.). Доля этого элемента в структуре оборота вагона выросла с 45,5 % до 46,2 %, т.е. на +0,7 п.п.
     Вторым элементом с точки зрения вклада в общее увеличение (ухудшение) оборота вагона стало нахождение на технических станциях. Этот показатель вырос со 157,4 ч. за 12 месяцев 2023 г. до 176,2 часа за 12 месяцев 2024 г. или на 18,8 часов (+11,9%). Доля этого элемента в структуре оборота вагона выросла с 35,0 % до 35,4 %, т.е. на 0,4 п.п.)
Любопытно отметить, что, несмотря на то, что абсолютное значение времени нахождения в движении выросло (на 3,4%), тем не менее, доля элемента нахождения в движении снизилась с 16,8% до 15,7 % (т.е. снижение на 0,9 п.п.). Это означает, что в целом в структуре оборота вагона выросла доля различных простоев - если за 12 месяцев 2023 г. вагон находился в различных видах простоях 83,2% от всего времени оборота вагона, то за 12 месяцев 2024 г. он находился в простоях 84,3 % времени оборота.
     Для тех, кому удобнее смотреть на данные в табличной форме, см. таблицы:



     Конечно, рост простоя под грузовыми операциями связан на самом деле не только с собственно простоем под погрузкой/выгрузкой или их ожиданием. Как уже неоднократно писали и в прессе и в презентациях на конференциях, фактически зачастую вагон готов отправиться в путь, но перевозчик (РЖД) не принимает его к перевозке (и иногда в ожидании приёма вагон с грузом стоит 10 и более дней) по тем или иным причинам, например, из-за дефицита локомотивов или невыхода бригады или проблемами с организацией работы станции к которой примыкает подъездной путь и т.п. и вагон в этой части статистического учёта фрмально попадает в элемент "простой под грузовыми операциями", а не простой на технических станциях. Поэтому утверждать, что этот элемент если растёт, то в этом нет вины РЖД- будет большим лукавством со стороны РЖД или большим невежеством со стороны экспертов. Но вот точно и корректно разделить вклад этих двух факторов по имеющимся данным "внешний наблюдатель" не сможет. Это можно отследить по какому-то конкретному пути необщего пользования, но, думаю, затруднительно определить для всей сети железных дорог в целом.
     Ниже, на рис. 3 приводится помесячная динамика показателя оборот вагона за последние 9 лет - с 2016 по 2024 г.



Рис.3

А на рис. 4 приведена динамика показателя оборот вагона в долгосрочной перспективе - с 1960 по 2024 г. (Напомню, что показатель с 2010 по 2024 г. несопоставим с данными за предыдущие годы из-за изменения методики учёта рабочего парка, который повлиял и на оборот вагона. Подробнее об этом изменении в моей книжке о статистике железнодорожного транспорта - по ссылке).



Рис.4

Ниже на рис. 5 приведена динамика оборота вагона с выделением элементов:



Рис 5

А на рис. 6 структура оборотта вагона по элементам, где видна процентная доля каждого из показателей.



Рис.6

Статистика транспорта

Previous post Next post
Up