ИТОГИ РАССЛЕДОВАНИЯ КОМИССИИ ЕС СЛУЧАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОМПАНИИ "DB Cargo" ("дочки" Немецких железных дорог).
В прошедшем году СМИ не раз писали о расследовании комиссии ЕС в отношении правомерности выделения средств из гос.бюджета Германии для компании "DB Cargo" - грузовой "дочки" владельца инфраструктуры немецких железных дорог- компании "Deutsche Bahn AG"). См., например,
мой пост от августа 2024 г.
Чем этот кейс интересен для нас?
Тем, как пристально немецкая общественность следит за тем - правомерно ли, что государственные железные дороги Германии при каких-то условиях субсидируют свою дочернюю компанию из государственного бюджета.
В России отношение к гос. расходам у разных слоёв общества разное. Академические экономисты, представители науки зачастую против подобных гос. расходов (и в этом они едины с европейскими экономистами), а вот российскому обывателю зачастую сама мысль, что общество может быть против расходов из гос.бюджета на поддержание гос. компании, кажется странной. Европейское общественное мнение постоянно требует с государства отчёта о каждой потраченной копеечке, потому что понимает, что любые гос. расходы- это деньги изъятые у налогоплательщиков, т.е. у граждан (и в т.ч. у бизнеса граждан страны). А в России граждане зачастую чуть ли не сами призывают: "Государство, отними у нас, у общества немного денег и направь их на какие-то проекты, о которых мы сами не знаем, но по которм какой-то чиновник примет решение, что туда нужно эти средства направить". Как в известном анекдоте - "А верёвки с собой приносить?"
В Германии почти три года шло расследование. Часть компаний доказывали, что такая гос. поддержка приводит "к искажениям рынка".
Однако, по итогам трёхлетнего расследования, комиссия
пришла к выводу, что «мера государственной помощи Германии в размере 1,9 млрд евро для поддержки DB Cargo соответствует правилам оказания государственной помощи ЕС».
Впрочем, помимо этого, комиссия отметила, что
это одобрение сопровождается некоторыми условиями, в частности, "Согласно одобренной помощи, DB Cargo должна приступить к реализации комплексного плана реструктуризации. Он включает в себя оптимизацию операций, сокращение расходов и продажу некоторых активов. Германия обязалась принять эти меры, которые могут включать продажу части локомотивного парка DB Cargo и холдингов компании."
Как отмечают СМИ, "Получение «зеленого света» [одобрения этой гос.поддержки] зависит от реализации реструктуризации, которая разделит DB Cargo на шесть отдельных бизнес-единиц, а также от гарантий того, что к 2026 году она вернется к прибыльности и продемонстрирует долгосрочную жизнеспособность." Комиссия также отметила, что "ни правительству Германии, ни поддерживаемой государством материнской компании DB Cargo, DB Group, не будет разрешено использовать «схему распределения прибылей и убытков» для субсидирования дефицита, возникающего в результате потерь при железнодорожных грузовых перевозках".
Иначе говоря, переводя это на простой язык, решение звучит так: раз уж вы уже выделили деньги на гос. поддержку гос. компании, мы это решение одобрим, но при условии, что во-первых, вы больше этого не будете делать, а во-вторых, начнёте реструктуризацию, результатом которой должно стать то, что такой поддержки в будущем не должно потребоваться".
Отмечу здесь от себя, что "последнее китайское предупреждение" в вопросах субсидирования, часто оказывается лишь риторикой и государства так или иначе продолжают оказывать финансовою поддержку не только социальным пассажирским перевозкам (к чему в рамках европейской традиции все привыкли), но и государственным грузовым перевозчикам.
Но, с другой стороны, здесь важно отметить, что эта поддержка применительно к компании, оказывающей услуги по грузовым перевозкам всё таки не воспринимается ни экспертным ни отраслевым железнодорожным сообществом европейских стран как нормальное. То есть, да в отдельных случаях, по итогам 3-летнего расследования комиссия ЕС готова признать правомерность этого решения, но сам факт, что для этого нужно было трёхлетнее расследование многое говорит о том, что думает экономическая общественность Европы о соотношении "нормы" и "исключений" в этом вопросе.