Вести с полей тарифной кампании

Oct 04, 2024 11:50

     Обсуждение роста тарифов достигло небольшой промежуточной остановки, поэтому можно зафиксировать промежуточные (но, весьма вероятно, что пока не окончательные) итоги.
     Сначала СМИ активно обсуждали предложения РЖД о двух вариантах индексации - одно- и двуступенчатой. При одномоментной РЖД предлагало сразу повысить тарифы как принято с 1 января 2025, при двухэтапной предлагалось два повышения - с 1 ноября 2024 а затем ещё с января 2025г. (Подробности этих предложений описаны в статье Н.Скорлыгиной в «Коммерсанте» от 24.09.2024 г.)
     Затем, внутри Правительства прошла небольшая дискуссия и в итоге которой выяснилось, что с точки зрения инвестпрограммы РЖД такое повышение было бы хорошо, но для экономики грузовладельцев такое резкое повышение может создать слишком большие риски. В итоге, Минэкономразвития сочло предложения РЖД слишком опасными для экономики страны. В итоге 30.09.2024 г. Минэкономразвития опубликовало новый прогноз социально-экономического развития страны на предстоящие три года и вот там уже были немного другие цифры.
     Минэкономразвития в своём прогнозе запланировало (или всё же спрогнозировало?) увеличение железнодорожных тарифов на перевозки грузов на 13,8% с 1 января 2025 г. Но есть один нюанс. Дело в том, что приказ ФАС России от 19.10.2023 г. №750/23 предусматривает, что введённая с 2024 г. целевая надбавка «на финансирование мероприятий по компенсации расходов, связанных с обеспечением транспортной безопасности» в 2025 году должна быть повышена. Если на 2024 г. был предусмотрен коэффициент 1,01, то на 2025 г. - коэффициент 1,02. При этом, в прогнозе Минэкономразвития, указанная надбавка указана в размере 1,01 (то есть составит 1 % к тарифу, а не 2%).
     Таким образом либо Минэкономразвития допустили ошибку в своём документе либо ФАС России должно будет исправить величину этой надбавки в своём (в упомянутом выше приказе ФАС).
     А что с ещё двумя надбавками? Они сохраняются на уровне прошлого года и поэтому не дают роста «год к году»:
- Целевая надбавка на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования была объявлена в размере 1,07 как на 2024 г. так и на 2025 год;
- Целевая надбавка на финансирование мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой надогового законодательства была объявлена в размере 1,015 как на 2024 г. так и на 2025 год (см. тот же упомянутый выше приказ ФАС России).
     Подытожим.
     Из четырёх элементов, которые определяют уровень тарифа два элемента не дают роста год к году, один элемент предусматривает рост на 13,8% (1,138), и ещё один, в зависимости от того, что будет решено ФАСом либо не будет предусматривать рост год к году либо будет на 0,99% (1,02/1,01 = 1,00990).
Таким образом, по состоянию на 03.10.2024 г. есть два варианта роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки - либо на 13,8% (если победит позиция Минэкономразвития) либо на 14,9 % (1,138*1,0099 = 1,1492662), если останется в силе старая редакция приказа ФАС в части надбавки «на безопасность».
     Впрочем, приказа ФАС об индексации пока нет, и часть участников рынка полагают, что дискуссия между Правительством и РЖД ещё не закончена. Дело в том, что РЖД не нравится рост ни на 13,8% ни на 14,9%. РЖД хочет роста как минимум на 22% или 23%. Поэтому финала у этой дискуссии пока нет. Кто победит в этой битве - Правительство или РЖД - пока неизвестно.
     Как в своё время пошутил один американский экономист, комментируя один антимонопольный кейс «в борьбе монополии и правительства я болею за правительство, потому что я всегда болею за более слабого парня».
     А если серьёзно - то, насколько я понимаю, пока никто не готов однозначно сказать, кто победит в этой тарифной борьбе.
     Как принято писать на футболках,- «Посмотрим».

Железнодорожные тарифы, Заметки, Экономика ж.д. отрасли

Previous post Next post
Up