Погрузка важнейших грузов по сети РЖД: итоги 8 месяцев 2024 г.

Sep 06, 2024 16:29

   В продолжение поста с темпами снижения погрузки грузов по сети РЖД и по сложившейся многолетней традиции, публикую здесь данные о помесячной динамике погрузки важнейших грузов по сети РЖД.
     Общая погрузка грузов за 8 месяцев 2024 г. составила 795,1 млн. тонн, что на 3,7 % (или на 30,7 млн. тонн) ниже уровня аналогичного периода прошлого года (АППГ). Если считать снижение не по абсолютным значениям в тоннах а по среднесуточным (т.к. в феврале 2024 г. на 1 день больше, чем в феврале 2023 г.) - то есть настоящее снижение, то снижение погрузки составило (-4,1%). (Для чего используют среднесуточное исчисление я писал здесь и здесь).
     Таким образом величина отставания по погрузке от уровня соответствующего периода предыдущего года увеличивается (по итогам 6 мес. отставание было 3%, по итогам 7 месяцев отставание составило 3,4%, а по итогам 8 месяцев отставание 3,7%; в тоннаже отставание по итогам 6 мес. составляло 18,7 млн. тонн (относительно соответствующего периода предыдущего года), по итогам 7 мес. отставание достигло 24,4 млн. тонн, а по итогам 8 месяцев составило 30,7 млн.тонн).
    По большинству из важнейших грузов зафиксировано снижение погрузки.
      Так, погрузка каменного угля за 8 месяцев 2024 г. в абсолютном исчислении снизилась на 5,7% (или на 13,4 млн. тонн), в среднесуточном исчислении погрузка снизилась даже чуть сильнее (-6,1%). Погрузка руды железной и марганцевой - снизилась на 3,8% (или на 2,9 млн.тонн), в среднесуточном исчислении погрузка снизилась на 4,2%. Погрузка чёрных металлов снизилась на 7,4% (на 3,4 млн.тонн), в среднесуточном исчислении снижение составило (-7,8%). Погрузка строительных грузов снизилась на 13,8% (или на 12,5 млн. тонн), в среднесуточном исчислении погрузка снизилась на 14,2%. Погрузка цемента снизилась на 4,4% (или на 0,7 млн. тонн), в среднесуточном исчислении погрузка снизилась на 4,8%. Погрузка лома чёрных металлов снизилась на 14,2% (или на 1,3 млн. тонн), в среднесуточном исчислении погрузка снизилась на 14,6%. Даже погрузка зерна, которая до сих пор была "в плюсе", по итогам 8 месяцев ушла в минус, хотя и небольшой. Они снизилась на 0,1% или на 0,5% в среднесуточном исчислении.
     По некоторым из грузов погрузка выросла. Так, за 8 месяцев 2024 г. к аналогичному периоду предыдущего года погрузка химических и минеральных удобрений увеличилась на 7,9% (или на 3,3 млн.тонн), в среднесуточном исчислении рост составил (+7,4%), погрузка по номенклатурной группе "грузы в контейнерах" выросла на 4,1% (на 1,4 млн.тонн), в среднесуточном исчислении рост составил (+3,7%).

Погрузка всех грузов на экспорт снизилась существенно сильнее, чем общая погрузка - на 4,6% или на 13,3 млн. тонн; в среднесуточном исчислении снижение составило (-5,0%). Экспорт угля при этом снизился на 9,3% или на 12,3 млн. тонн в абсолютном исчислении (в среднесуточном исчислении - на 9,7%), экспорт нефти и нефтепродуктов снизился на 3,5% (в среднесуточном исчислении - на 3,9%), экспорт чёрных металлов сократился на 13,3% (в среднесуточном исчислении - на 13,6%), экспорт лесных грузов снизился на 13,3% (в среднесуточном исчислении - на 13,7%). При этом, экспорт зерна вырос на 1,4% (в среднесуточном исчислении - на 1,0%).
В целом доля экспорта в общей погрузке немного снизилась: если за 8 месяцев 2023 г. назначением на экспорт было погружено 35,0% всех грузов, то по итогам 8 месяцев 2024 г. этот показатель снизился до 34,7%.

Ниже, на рис. 1 приведена помесячная динамика общей погрузки за 8 месяцев 2024 г. на фоне двух предыдущих лет (в абсолютном исчислении). На рис.2 приведены аналогичные данные, но в среднесуточном исчислении (по погрузке в целом). (Среднесуточное исчисление, как я отметил выше, здесь необходимо, т.к. в 2024 г. на 1 день больше, чем в 2023 и без учёта процентов в среднесуточном исчислении, темпы роста или снижения объёмных показателей будут давать некорректную/обманчивую картину).
На рис 3 - 12 приведены данные по отдельным группам грузов с указанием процента к уровню прошлого года.
В сумме на перечисленные ниже 11 групп груза приходится примерно почти 85% всей погрузки по сети РЖД.



Рис.1


Рис.2

Те, кому проще воспринимать информацию в таблицах, см. табл. 1 и 2, где приведена динамика погрузки помесячно относительно соответствующего месяца прошлого года как в абсолютном значении, так и в среднесуточных показателях.




Далее, на рис 3 - 12 приведены данные (абс.тыс.тонн)  по отдельным важнйшим группам грузов



Рис.3



Рис.4



Рис.5



Рис.6



Рис.7



Рис.8



Рис.9



Рис10



Рис.11



Рис.12

Таким образом, самое большое снижение погрузки наблюдается по группе грузов каменный уголь - за 8 месяцев это снижение к аналогичному периоду прошлого года составило 13,4 млн.тонн. То есть более 44% всего снижения приходится на каменный уголь. Можно выделить три важнейшие причины снижения погрузки угля на экспорт в 2024 году. Во-первых, снижение мировых цен на уголь - например, в среднем за первое полугодие 2024 г. она была на 20% ниже, чем в первом полугодии 2023 г.(см., здесь). Во-вторых, невозможность существенного увеличения перевозок через Восточный полигон вследствие ограниченности пропускных и провозных способностей железнодорожной инфраструктуры. Причём, здесь проблема инфраструктуры была усугублена дефицитом локомотивной тяги и локомотивных бригад. А в-третьих, и это особенно заметно из величины снижения погрузки на южном направлении в январе-мае этого года, история с ценами на перевозку угля через терминал ОТЭКО в порту Тамань (см. здесь). К концу первого полугодия погрузка на южном направлении начала восстанавливаться и в июне почти достигла уровня июня прошлого года, но, тем не менее, накопленное отставание было таким огромным, что оно внесло существенную лепту в общее снижение.
     Ещё одной важной группой груза, по которой фиксируется снижение погрузки являются строительные грузы. (снижение на 13,8% к уровню прошлого года). Снижение погрузки строительных грузов участники рынка связывают главным образом со снижением поставок строительных грузов в связи с завершением строительства крупных инфраструктурных проектов. В первом полугодии 2024 г., были, преимущественно, завершены такие проекты как строительство трассы М-12 и строительство автодорожных обходов крупных городов - Анапы, Волгограда, Грозного, Краснодара, Саратова и ряда других, которые были крупнейшими потребителями щебня в предыдущие годы.
     Любопытно, что в последние месяцы снижается погрузка цемента, причём на фоне роста производства цемента (по данным Росстата). Производители цемента объясняют подобный дисбаланс между производством и погрузкой на железнодорожный транспорт тем, что увеличилась доля отгрузки на автотранспорт, что сами представители цементной отрасли объясняют нехваткой локомотивов и локомотивных бригад у РЖД и увеличением времени оборота вагона.

Статистика транспорта

Previous post Next post
Up