В сегодняшнем (03.09.2024 г.)
приложении к "Коммерсанту" большая статья Елены Паньковой и Натальи Скорлыгиной "
Принципы недискриминационного доступа", посвящённая дискуссиям бизнеса и регуляторов вокруг "Правил недискриминационного доступа", вступление в силу которых отложено на начало 2025 г. (изначально планировалось, что правила вступят в силу с 1 сентября 2024 г.) и приоритетности провоза грузов по Восточному полигону.
В статье есть и мой небольшой комментарий, взятый авторами статьи из какой-то из моих предыдущих публикаций.
"На данных 2022 года эксперт института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов показал, что доходная ставка ОАО РЖД (в копейках на 10 тонно-километров, позволяющая оценить доходность перевозки тонны груза при равной дальности) для перевозки лома черных металлов в 4,8 раза выше, чем для перевозки угля. Для черных металлов и нефтегрузов она выше в 3,4 раза, химикатов и соды - в 2,6 раза. Даже строительные грузы на 30% более доходны, чем уголь. А средняя доходная ставка по всем грузам на 91% выше ставки для угля. И это с учетом того, что угольные компании с потерей действовавших для дальних перевозок экспортного угля до июня 2022 года льготных коэффициентов к тарифу 0,4 и 0,895 и ряда других льгот стали платить гораздо больше и в абсолютном выражении, и в сопоставлении с экспортными ценами на уголь (это отразилось в статистике июля-декабря 2022 года). Тем не менее и по полному 2023 году средняя доходная ставка по всем грузам на 79% выше ставки для угля. Наиболее доходными грузами для ОАО РЖД являются лом, нефть и нефтепродукты, черные металлы."