Про сериал HBO "Чернобыль"

Jan 03, 2020 12:11

     Посмотрел вчера сериал HBO "Чернобыль". Это, пожалуй, самый крутой сериал из всех, что я видел за свою жизнь. Даже "Игра престолов" бледнеет на этом фоне. Потому что реальность оказывается драматургически гораздо напряженнее, чем фэнтези.
     Все уже отмечали фантастическую, невероятную, скрупулёзную точность деталей и это правда (кроме пары моментов последней серии, где, возможно, в угоду кинематографичности и драматургичности, глава КГБ говорит уж слишком хорошими риторическими фигурами).
     Но главное, как мне кажется, не только достоверность деталей, но и то, как из множества деталей проступает общий портрет советской системы- как будто тушу динозавра вытаскиваются из моря - то ты видишь хвост, то одну лапу, а когда в последней серии профессор Легасов говорит свою речь в суде (на самом деле раньше), ты вдруг видишь законченную картину - вот оно - туловище динозавра, вот это было не случайностью, а частью его анатомии.
     И в этом, кажется, главное в фильме - через кейс о Чернобыле, о том, как принимались решения, показать - что из себя представляла советская система в целом.
     Причём, фильм снят скорее с симпатией к советским людям (генерал вызывается лично ехать на грузовике с дозиметром, отдельные персонажи показаны очень героизировано, например, шахтёры) и обвинить фильм в какой-то предвзятости практически невозможно. Но из-за спин этих положительных зачастую персонажей постепенно выползает образ государства. И вот гуманист профессор, который говорит, что нужно использовать роботов для работы на крыше энергоблока с самым высоким уровнем радиации, а ни в коем случае не людей, вдруг предлагает "будем использовать биороботов - людей". Понятно, что выбирает наименьшее зло, потому что накануне правительство СССР, что бы не сообщать настоящий уровень радиации, запросило у ФРГ робота, который сразу "сдох", так как рассчитан на гораздо меньший уровень. И запуск людей туда, куда сначала планировалось запустить робота, вынужденная мера. И взрыв реактора случился не только из-за цепочки ошибок персонала, но и из-за того, что один из аспектов (нестабильность работы при определённых условиях) никто из сотрудников АЭС не знал, так как ранее КГБ засекретил эту информацию, что бы у научного мира не возникло сомнений в безупречности советской атомной отрасли.
     И здесь вроде как-бы сами люди не виноваты, они действовали в условиях неполноты информации. Но из таких отдельных элементов и формируется лицо системы: именно секретность, нежелание предавать огласке проблемы, и убивает в конечном счёте.

Кино, Заметки, Рецензии

Previous post Next post
Up