В продолжение
предыдущего поста. Итак, мы узнали, что величина вагонных парков влияет на показатель оборот вагона рабочего парка. Но для того, что бы ответить на вопрос - лучше или хуже работает сеть РЖД с точки зрения того или иного показателя, зачастую требуется "очистить" один показатель от влияния другого (других). Обычно сделать это довольно трудно, поскольку все они сильно переплетены и все методы факторного анализа, когда мы говорим, "предположим, что то-то изменилось, а это - нет и тогда" - построены на некоторых допущениях, иногда не слишком надёжных.
Но с точки зрения анализа оборота вагона, у нас есть отличный шанс оценить эксплуатационную работу сети, практически в чистых лабораторных условиях, не очищая оборот вагона от влияния величины парков.
По итогам этого года (на конец года) ожидается, что общий парк составит 1094-1095 тыс.единиц. Это примерно соответствует показателю на конец 2011 года. Таким образом, мы можем сравнить показатель оборота вагона сейчас и в 2011 году и это будет корректно отражать именно качество эксплуатационной работы РЖД, очищенную от влияния фактора величины вагонного парка.
В 2011 году оборот вагона составлял 14,4 суток, а сейчас (по итогам 10 мес.2018 г.) оборот вагона составляет 15,3. Таким образом, при примерно одинаковом парке, показатель оборота вагона ухудшился, что означает снижение эффективности использования подвижного состава. Конечно, год ещё не закончился и по итогам 12 месяцев 208 года нужно будет провести аналогичный анализ (поскольку в ноябре-декабре оборот обычно чуть ниже, чем в среднем за год), но пока - для затравки - рассмотрим оборот вагона за 10 мес 2018 г.
Источник: отчёт РЖД ф. 9д-5
Сравнивая структуру показателя оборот вагона рабочего парка можно заметить, что изменились и доли различных элементов в структуре оборота вагона и их абсолютные значения. Так, доля времени в движении выросла с 16,8 % до 18,7% (т.е. на 1,9 п.п.), а в абсолютном значении - на 18,2 % (с 2,42 суток до 2,86 суток); доля времени простоя под грузовыми операциями уменьшилось с 44,1 % до 42,7 % (т.е. на 1,4 п.п.), но в абсолютном значении этот элемент вырос на 3 % (с 6,35 суток до 6,54 суток); доля времени простоя на технических станциях не изменилась (34,7 %), но в абсолютном значении выросло на 6,2 % (с 5,0 суток до 5,3 суток).
2011 г.
10 мес. 2018 г.
+/-
%
Оборот вагона, суток
14,4
15,3
0,9
106,3%
в движении
2,42
2,86
0,44
118,2%
под грузовыми операциями
6,35
6,54
0,19
103,0%
на технических станциях
5,00
5,31
0,31
106,2%
на промежуточных станциях
0,62
0,55
-0,07
88,7%
2011 г.
10 мес. 2018 г.
Оборот вагона по элементам, в %
100%
100%
в движении
16,8%
18,7%
под грузовыми операциями
44,1%
42,7%
на технических станциях
34,7%
34,7%
на промежуточных станциях
4,3%
3,6%
Источник: РЖД
(Небольшое отличие процентов между рис. и табл. связано с тем, что на рис. данные взяты из часовой, а в таблице суточной раскладки оборота вагона; при переводе из часов в сутки точность немного уменьшается).
Таким образом, доля простоев под грузовыми операциями уменьшилась, но абсолютные значения этого показателя выросли. Это связано с тем, что другие показатели - простой на технических станциях и время в движении увеличивались более высокими темпами.
Сравнение с 2011 годом особенно любопытно, поскольку, как все помнят, именно в конце 2011 года был пик жалоб грузоотправителей на отсутствие вагонов (РЖД элегантно назвало тогда ситуацию "технологическим дефицитом") и тогда все СМИ громко кричали о нехватке вагонов. При этом, как
многие помнят- это был как раз период экспериментов с разными способами консолидации вагонного парка. Сегодня вагонов столько же, а оборот даже несколько хуже, но так как идея консолидации (после четырёх провальных попыток) уже не возрождается, ситуация на сети, хоть и формально хуже (с точки зрения показателей), не выглядит, тем не менее, столь болезненной. Таким образом, друзья - показатели это ещё не всё! (Структура рынка и выбранная технология работы так же может сильно влиять на восприятие работы той или иной отрасли потребителями; любители статистики - имейте это в виду!)
P.S. Кстати, мало кто знает, что показатель оборот вагона придумали в частном акционерном обществе Юго-Западных железных дорог в те времена, когда ими руководил С.Ю. Витте, а первым предложил разложение оборота вагона на привычные всем сегодня четыре элемента профессор Иван Иванович Васильев в своей статье "Оборот вагона", опубликованной в 1915 г.
P.P.S. Когда будет статистика по итогам года, то нужно будет её проанализировать с учётом изменения гружёного и порожнего рейсов и средней дальности перевозки, поскольку это тоже влияющие факторы и без "очистки" от них картина будет неполной и необъективной.