Странно: в сегодняшнем большом интервью газете "Гудок" президент "РЖД" В.Якунин, помимо прочего сказал, что "
в этом году компания добилась позитивных результатов при пробной работе с грузовым парком Федеральной грузовой компании...", но при этом уже с начала декабря грузоотправители в массовом порядке получают
вот такие письма, которые свидетельствуют о том, что ФГК вновь забирает из-под управления "РЖД" в своё управление парк своих вагонов.
Я несколько раз писал в своих статья, что подобные попытки, если даже и чуть-чуть улучшат что-то в эксплуатационных показателях, будут в целом экономически не эффективны, если не сказать катастрофичны. И в этот (очередной) раз так и произошло: управление со стороны РЖД этими вагонами привело к увеличению порожних пробегов в массовом порядке и к потерям "ФГК" в размере 1,4 млрд. руб. (по
данным "Ведомостей").
Как когда-то сформулировал В. Черномырдин: "Никогда такого не было - и вот опять!"
Напомню, что это не первая попытка со стороны "РЖД" управлять вагонами своих "дочек", но так же, как и предыдущие, она закончилась плачевно.
Сделаем небольшой экскурс в историю.
1) Парк АГ. Парком АГ называли вагоны, которые привлекались РЖД (ЦФТО РЖД) под управление по т.н. "агентской схеме". Передача под управление РЖД произошла 1 апреля 2011 г. Сначала это были вагоны "Второй грузовой компании" (она тогда ещё не была переименована в ФГК) и "Первой грузовой компании". Помимо ПГК и ВГК никто больше свои вагоны не отдал в управление РЖД. Более того, ПГК всячески пыталось их забрать обратно, т.к. эксплуатация парка стала приносить ПГК убытки. Но пока ПГК была "дочкой" забрать вагоны не получилось.Более того, в октябре 2011 "РЖД" усилило своё влияние на управление парком и не просто управляло, а передало их себе в аренду, остановившись в пол-шаге от национализации вагонов обратно (такая идея обсуждалась). Я
писал об этом на Слоне в феврале 2012 г. В итоге, конце 2011 г. на сети возник т.н. "технологический дефицит", когда вагоны вроде бы физически на сети есть, а под погрузку их грузоотправители не дождутся. Связано это было с системой управления вагонными парками. ПГК ходило в ЦФТО и доказывало, что надо управлять так, а ЦФТО говорило, что надо управлять эдак. Они некоторое время спорили, управляло ЦФТО РЖД, а ПГК продолжало нести убытки. Но т.к. ПГК было "дочкой", оно не могло противоречить "родителям".
Потом, после продажи 75 % акций ПГК, новый собственник, разумеется не стал терпеть убытки. В начале февраля 2012 г на сайте ПГК
появляется пресс-релиз в котором было сказано, что "компания заявляет, что в целях повышения эффективности управления собственным подвижным составом и снижения финансовых издержек, связанных с распределением порожних вагонов, с 1 февраля 2012 года ОАО Первая грузовая компания переходит к самостоятельному управлению парком полувагонов, переданным ранее в управление ОАО РЖД по условиям агентского соглашения" (и
аналогичный пресс-релиз на сайте "РЖД"). Фактически вагоны передавались не за 1 день 1 февраля, а на протяжении всего февраля и даже чуть-чуть в марте. Но к концу марта всеми вагонами вновь управляло само ПГК, а в АГ остались только вагоны "ВГК". После возвращения из управления РЖД под управление ПГК эксплуатация вагонов вновь перестала быть убыточной и стала прибыльной.
2) Парк ВСП. Аббревиатура ВСП означает "вагоны собственные привлечённые" - подвижной состав, который временно привлекался под управление РЖД.
По факту - это всё были вагоны "Федеральной грузовой компании", других собственников активно зазывали, но никто не отдал свои вагоны под управление РЖД. Само ФГК, тогда тоже было против (кстати, очень забавно выглядело, когда на конференции РТУ уже спустя какое-то время Букин отвечал за Евдокименко на вопрос медератора - А.С. Ретюнина, а Евдокименко - молча кивал), поскольку после передачи вагонов под управление РЖД резко выросли убытки ФГК. Парк ВСП просуществовал примерно с конца 2011-начала 2012 г. по 31 декабря 2012 г. Общее количество переданных ФГК под управление РЖД было 107 тыс. единиц. Затем, в 2013 г. этот парк был резко снижен, но небольшое количество вагонов ВСП (около 50 тыс. единиц) оставалось вплоть до июля 2013 г. В июле 2013 парк ВСП официально прекратил своё существование и все вагоны вернулись под управление ФГК.
Одной из причин ликвидации парка ВСП было то, что постепенно рыночные ставки упали ниже ставок Прейскуранта и грузоотправители отказывались от слишком "дорогих" вагонов ФГК в пользу приватных вагонов других собственников. Затем ФСТ разрешило ФГК снижать тариф до минус 10 % от Прейскуранта № 10-01, но частники снижали чуть сильнее, например до минус 15 %. И на вагоны ФГК под управлением РЖД спрос упал. На одном из совещаний Е.А. Кунаева жаловалась - " у нас стоят полувагоны ВСП, но никто их не использует, все металлурги используют вагоны частных операторов. Если бы нам, ЦФТО, РЖД разрешили гибко снижать тарифы, мы могли бы побороться за рынок, но нам не разрешают снижать тарифы".
В итоге, к июню-июлю 2013 г. парк ВСП тихо прекратил своё существование и все вагоны вернулись из под управления РЖД под управление ФГК.
3) Парк КП. И, наконец, третий этап марлезонского балета. РЖД и ФГК придумали новую систему - синтез АГ и ВСП под названием "Технологический аутсорсинг" (потом это стали называть "парком КП") и весь 2013 год её активно рекламировали, В этом вариантегде постарались ликвидировать часть ошибок, сделанных при предыдущих попытках как-то объединить парк. В новом варианте была полностью изменена схема ценообразования, но ту, самую главную проблему, которую я неоднократно
описывал, решить не удалось. И вот, закономерный финал: сегодня все СМИ сообщили (вот
ссылка на РИА "Новости", вот - на
статью в "Ведомостях", что ФГК забирает свои вагоны из под управления "РЖД".
Так и хочется кокетливо спросить самого себя- И почему мои прогнозы всё время сбываются? :-) (здесь должен быть смайл, означающий самоиронию)
P.S. И вот рисунок, для оживления поста: