Битва за тарифы: как "РЖД" сначала проиграло, а потом - победило

Aug 14, 2014 19:04

     Меня вот уже месяц мучает вопрос, о котором почему-то никто не говорит.
     Помните, когда обсуждалась "заморозка" тарифов "РЖД" многие представители Правительства РФ (например, вице-премьер И.И. Шувалов в интервью жупналу "New Times" или министр экономики А.В. Улюкаев в интервью "Эху Москвы") настаивали, что это не просто разовое действие, а элемент более общей стратегии?
     "РЖД" боролось-боролось с Правительством (в т.ч. активно продвигая в СМИ и на различных конференциях идею о том, что заморозка тарифов - это ужас-ужас), но на том этапе победить не смогло.
     Спустя некоторое время РЖД акцентировало внимание экспертного сообщества, чиновников и журналистов на том, что по итогам 1 квартала 2014 г., при выручке 342,9 млрд. руб.,  убытки ОАО "РЖД" составили 10,24 млрд. руб (см. вот тут, на стр 5).  В основном убытки возникли за счёт резкого роста статьи "прочие расходы" (рост в 1 кв. 2014 г. к аналогичному периоду предыдущего года на 64 %) и статьи "проценты к уплате" (рост соответственно на 67 %).
     Размахивая этими убытками "РЖД" бросилось в атаку на Правительство. "Смотрите, у нас убытки! Это всё потому, что тарифы в 2014 году были заморожены и не повышались!". В общем, демонстрируя свои убытки, как нищие после войны демонстрировали оторванную конечность или гноящиеся раны, "РЖД" смогло переубедить чиновников экономического блока Правительства (и этот пост не только об РЖД, но и о них).
     Правительство дрогнуло и отступило, не удержалось на завоёванных рубежах - "РЖД" не только разрешили повысить тарифы на нефтеналивные грузы в рамках т.н. "ценового коридора", но и появилось поручение Президента РФ проработать вопрос повышения или индексации тарифов в 2014 г. не по уровню инфляции, а на 10 % (или до 10 %).
     В итоге, все дискуссии об этом как-то заглохли и все смирились с тем, что "ну, раз убытки, то нужно им разрешить повысить тарифы". Причём никто даже не задал вопрос - почему, причиной убытков стала "заморозка"  6 % (тарифы не были индексированы на эту запланированную изначально величину), а не рост прочих расходов - на 64 %.
     Но вот, спустя некоторое время был опубликован Отчёт о финансовых результатах РЖД за первое полугодие 2014 г. и оказалось, что компания уже работает прибыльно. При выручке за полугодие в сумме 686,3 млрд. руб., прибыль составила 2,27 млрд. руб.
     Причём, обратите внимание выход на безубыточный уровень произошёл ДО повышения тарифов в августе 2014 г. и ДО предполагаемого повышения в январе 2015 г.
     Выходит - повышение тарифов провели зря?
     Больной в июне уже выздоровел, а ему только-только, к августу привезли из аптеки заказанные медикаменты?
     Или больной даже не болел? Просто без рецепта медикаменты не отпускали?

Железнодорожные тарифы, Заметки

Previous post Next post
Up