Все знают, как быстро у нас могут принимать законы. Скорость рассмотрения редко зависит от степени влияния его на население, ради которого закон принимается. Чаще всего затраченное время зависит от необходимости оного. Олимпийские рекорды ставило наше правительство в прошлом году - летом Дмитрий Анатольевич обмолвился о расширении границ Москвы, осенью всё согласовали, и к зиме столичные и областные власти подмахнули масштабнейшее непроработанное предложение в истории Москвы. Видимо, надо было.
Карта с сайта мэрии Москвы.
К собственной территории города 1060 км2 было решено добавить почти весь юго-западный сектор Московской области площадью 1480 км2. Столичный статус получило множество населённых пунктов: города Щербинка и Троицк, дюжина сельских поселений (Сосенское, Первомайское, Воскресенское и т.д.), а так же десятки деревень. Мнением местных жителей никто не заинтересовался, мэр Москвы Собянин отказался проводить референдум для них, ограничившись лишь согласием на присоединение от муниципальных собраний. А там долго не думали, как сказали, так и сделали.
Московская общественность тоже оказалась не у дел, хотя на них такой прирост тоже скажется, ведь теперь надо будет обеспечивать и обслуживать социальную сферу (пенсии, бюджетники, образование) и инфраструктуру не только Москвы, но и полутора тысяч квадратных километров новых территорий.
Вообще складывается ощущение, что задачей было как можно быстрее присоединить эти территории. На радио, в газетах и телепередачах ещё только начали выступать эксперты и обсуждать это предложение, как были подписаны все нужные документы. Общественность долго не могла поверить в случившееся, настолько невероятно это звучало. Ещё долго в московском воздухе висел вопрос «надо или нет присоединять», хотя уже был указ, что с 1 июля 2012 года площадь столицы увеличится в 2,4 раза.
Естественно подобное решение не является уникальным в истории, есть много примеров попыток улучшить ситуацию в городе за счёт приращения дополнительных площадей. Но вот удачный вспомнить очень трудно. Самый близкий пример хронологически и географически - Франция. В 2007 году бывший президент Николя Саркози предложил организовать конкурс, на основе результатов которого будут создавать план перспективного развития Парижа. Состязание длилось целый год, 10 команд работали вплотную с властями на все уровнях. В финальной концепции рассматривалось развитие Парижской агломерации в сторону моря до города Ле Гавр, а это ни много ни мало 200 км. За основную ось принималась река Сена, вдоль которой должно создаваться жильё, места приложения труда и обязательно рекреация, вся зелень сохранялась. С тех пор прошло больше 3 лет, к 10 командам добавили ещё 5, продолжается плотная проектная работа, вносятся продуманные предложения, которые обсуждаются и одобряются всеми вовлечёнными лицами. Учитывая, что во Франции административные единицы очень небольшого размера, число их очень велико, а голоса у всех равны, проект приходится доводить до абсолютно продуманного вида.
Очень хотелось бы, чтобы и у нас сначала всё спланировали, а потом строили. Но это уже не так, радоваться не приходится. По указу президента возводить здания правительственных учреждений должны в 2013 году, а переехать чиновники должны в 2014. А вот где, как, кто и что будет возводить, надо быстро решить за 2012 году. Поэтому в феврале был объявлен крупный международный конкурс на концепцию развития Москвы. Помимо своей прямой задачи, этот конкурс выполняет ещё одну немаловажную функцию - он поможет найти обоснование для этого абсолютно случайного решения. Ведь никому так и не объяснили доходчиво и ясно, зачем всё-таки Москве нужны все эти километры (складывать мусор и строить пафосные дворцы за заборами), и почему именно юго-западное направление (потому что остальные заняты, а проблемы ведь решать не хочется, гораздо легче пустые территории занять). А так получится, что лучшие градостроители планеты своим участием подтвердят правильность этого решения.
А участники, надо сказать, собрались очень достойные и авторитетные. После отбора сформировалось 10 интернациональных бригад. Московское бюро «Остоженка» заручилось поддержкой участников «большого Парижа» Ateliers Lion Associes, а так же La Societe du Grand Paris. Так же Россию представляют: команда Андрея Чернихова, которая оказалась самой многонациональной (США, Хорватия, Болгария, Дания, Великобритания), команда МАрхИ совместно с Ирландскими специалистами, а так же команда ЦНИИП Градостроительства совместно с японцами Nikken Sekkei.
Ещё 6 участников имеют в большей степени иностранный состав: самостоятельная студия из Италии Secchi & Vigano, французы с “большого Парижа” Antoine Grumbach et Associes и Wilmotte&Associes совместно с ВШЭ, мастерской «Линия» и мастерской Сергея Ткаченко, французская бригада L’AUC и московский франт Борис Бернаскони, испанец Рикардо Бофилл, американо-британско-канадский конгломерат мастерских под руководством UDA и последняя команда - лидеры в современной архитектуре OMA из Нидерландов совместно с российскими коллегами из «Стрелки» и «Проекта Меганом».
Конкурс длится полгода, причём созданы условия для взаимопроникновения идей - каждый месяц в Москве проходит семинар, где участники представляют промежуточные результаты. Как пошутил на крайнем семинаре директор НИиПИ Генплана А. Колонтай: «Хорошо что конкурс проходит в открытом режиме, иначе получили бы 10 похожих работ. А так наши талантливые конкурсанты делают лишь бы не как у других, и получается разнообразно и интересно». Финальное собрание состоится 22-23 августа, на котором будут представлены окончательные концепции. Затем пройдёт выставка, где будут отмечены самые удачные находки для Новой Москвы. Победителей как таковых не будет, будет престиж за высшее количество баллов от жюри. Такая модель конкурса позаимствована у вышеупомянутого «Большого Парижа», даже гонорары команд совпадают - 250 тысяч евро. Разве что организация и последовательность организаторов отличаются. У нас командам выдали схемы местности в стотысячном масштабе, другими словами это можно описать как «ничего не видно».
5 семинар. На переднем плане слева команда Остоженки, справа - Вильмотта.
Ещё хуже дела обстоят с задачами, которые поставлены перед участниками. В задании ясно сказано, что требуются эскизные материалы, концепции, в общем мало что конкретного. При этом в начале лета наши власть имущие начали вопрошать «а где же домики-то строить?» Такое отношение к процессу чуть не привело к настоящему бунту на семинаре. Ещё бы, неприятно, когда заказчик не знает чего хочет, но при этом что-то требует, особенно когда заказчик - мэр одного из крупнейших городов мира.
Конкурс - это всё таки теория, а что же сейчас происходит на практике? Лезет наружу чрезвычайная поспешность этого присоединения. Институт Генплана Москвы переименовывает сотни улиц Ленина, Центральных и Коммунистических, которые были в каждом населённом пункте, а теперь стали одним городом. ГИББД стесняется ставить новые знаки ограничения скорости на автомагистралях, из-за чего на широких трассах официальное ограничение стало как в городе 60 км/ч. Бюджетники и пенсионеры нарезают круги в поисках объектов соц. инфраструктуры, которые попрятались и попереезжали невесть куда в результате смены статуса.
Печально конечно, что власть идёт по самому лёгкому пути уже давно. Юго-западный сектор Москвы и области сохранялся как «зелёный клин» города ещё с первых генпланов и до 70-х. Делалось это ради проветривания города. Но перед олимпиадой эта концепция стала подтачиваться возведением олимпийской деревни как раз на юго-западе. В 90-х процесс продолжили хаотической застройкой всего что было свободно, причём дома были невероятно низкого эстетического качества. В нулевых стройка выплеснулась за пределы МКАДа и не прекращается до сих пор. В последнем сказывается чудовищная несогласованность проектных институтов Москвы и области. Генплан столицы исторически был пятном в космосе, а генплан области - бубликом с белым пятном в центре. Такой подход явно не благоприятен для гармоничного развития. Плюс нельзя забывать о безответственности и меркантильности чиновников, разрешающих что выгодно, а не что правильно.
В данный момент большая часть земель находится в частных владениях. Для получения прибыли собственники, естественно, пытаются возвести там жилье. Для этого землю переводят из сельскохозяйственного назначения в любое другое, выбивают разрешения на строительство, лепят наспех пирожки-домики самого низкого качества и пытаются продать как можно скорее. Диалог застройщиков с чиновниками Московской области был налажен, поэтому когда нависла угроза трансформации территории в столицу, новые микрорайоны начали расти как грибочки после дождя. Например, деревня Пыхтино моментально обзавелась десятком исключительно 17-этажных панельных домов без какой-либо инфраструктуры. То есть куда водить детей в школу и как ездить на работу - не ясно.
Научно-исследовательским и проектным институтом Генплана Москвы предложено шесть участков для разработки нового центра, где сосредоточится государственная власть. Об этом позаботился Д.А. Медведев, подписав указ о переезде чиновников перед окончанием своих президентских полномочий. И все шесть по краям застраиваются вот такими Пыхтинскими деревнями-гетто. Так что властям надо поторопиться и опередить жадных застройщиков, а то новому федеральному центру места не найдётся. Ну или разобраться с этим беззаконием и издевательством над будущими жителями новостроек.
Процесс идёт. Оценивать его можно по-разному, но факт остаётся фактом - Москва теперь гораздо больше, чем была год назад. Градостроители думают над размещением объектов и организацией удобной жизни и деятельности. Чиновники утрясают управленческие вопросы, уже назначен префект нового округа, им стал Алексей Челышев, который возглавлял юго-запад Москвы. Жители оценивают стало им хуже или нет. А верховная власть ищет способ войти в историю помасштабнее. Большие архитектурные и, особенно, градостроительные проекты - это удел сильной власти. И наша пытается доказать кому-то (россиянам, иностранцам или себе) свою состоятельность и силу, иначе этот колоссальный проект мне охарактеризовать трудно.
Рикардо на поле.
Отношение иностранцев к замыслам наших президентов тоже двояко. С одной стороны они кивают головами и говорят о важности, с другой - немного недоумевают и посмеиваются. На экскурсии по возможным местам размещения федерального правительственного центра горячий испанец Рикардо Бофилл не стал сдерживать эмоции, глядя на поле, усеянное фундаментами многоэтажек, над которыми беспрерывно гудят идущие на посадку во Внуково самолёты. Дословно сказал он следующее : «Ну и какую х*ню они собираются здесь построить? Федеральный центр по снижению уровня шума?» Грубо, но метко.
Смотрите также:
Лица "Большой Москвы"