Прогулка по району Сокол, Песчаным улицам и Куусинена.
После Великой Отечественной надо было строить жильё, которого и до войны-то не хватало. Так что Москва стремительно наращивала территории и жилплощади. Времени на разработку простых типовых проектов не было, поэтому стали быстро строить как умели. И вот это самое ускорение мы и рассмотрим. Но для начала полюбуемся на не относящийся к типовой застройке дом.
Доминанта на Ленинградском проспекте, эта постройка стала парадным входом в район Песчаных улиц. Основная часть дома, запечатлённая на фотографии, была построена в 1952-53 годах Зоей Брод.
Дом очень богато декорирован. Обилие балюстрад, барельефов. Так как здание предназначалось для нужд ВМФ, то его украсили не только львами, но и якорями. Дескать, роднее будет.
Облицовка дома очень хитрая, она сделана из бетонных блоков, которым придали фактуру натурального камня. В результате возникает полная иллюзия камня, особенно когда его не красят, и он сохраняет свой желтоватый оттенок.
А теперь пойдём по экспериментальной типовой застройке. На выделенном участке показан наш красивый дом, он самый северный, номера 69 и 71. А корпуса, которые отходят от него в южном направлении уже пониженной этажности, чтобы переход к 4-этажной застройке был не таким резким. Так-то! Ещё здесь показаны дома ускоренного возведения, предложенные Розенфельдом, разработанные вместе с Сергеевым и Андреевым. Этим трём господам выделили здесь участок для освоения, который они застраивали с 1948 по 52 год параллельными трёхподъездными корпусами. За счёт такой тактики возведения гораздо легче транспортировать строительную технику, просто подвинуть её чуть вбок.
За основной материал взят силикатный кирпич, который выделялся своей низкой стоимостью и местным происхождением. Для ускорения строительства были придуманы плиты 1 на 6 метров для перекрытия этажей, а так же декор ручной работы заменили на сборный железобетонный. Руст на углах даже создавал некую конструктивную жёсткость, помимо своего умиляющего фактора.
Ещё эта Розенфельдовская серия примечательная тем, что пошла в тираж на просторах Союза. Но в малых городах её использовали не для глубокой дворовой застройки, а для парадной, так что их смело можно искать на улицах Ленина, Советских и Центральных.
Даже карнизы не из традиционного гипса, а из ж/б.
Надо понимать, что это всё происходит до
Хрущёвского указа об излишествах. Верхушку стесняли обстоятельства, поэтому верхушка стесняла архитекторов. Но ещё не настолько, чтобы отказываться от человеческой жизни. Поэтому декор полностью укомплектован и даже разнообразен, есть даже попытка создать вертикальное озеленение (см. "наружные подоконники" на сдвоенных окнах).
Шла стройка, но стало ясно, что 4 этажа - это маловато для безлифтового дома. Поэтому Розенфельду дают по шапке и он надстраивает пару домов мансардами.
Для Москвы невероятная вещь.
На этом первый этап заканчивается, наступает небольшой переходный период, когда на ту же серию нацепляют дополнительные этажи. По СНиПам того времени приходится расширять улицу из-за увеличения высоты зданий. Так образуется местный бульвар.
Постройки этого периода очень удачно образовали ансамбль площади в начале бульвара на Новопесчаной улице. Забавный факт - маленькая надстроечка наверху предназначалась для мастерских союза художников. Таких скворечников очень много в этом районе.
UPD: в комментариях люди добавляют, что в околочердачных помещениях размещались не только художники, но и деятели других видов искусств, вроде скульпторов и архитекторов.
Розенфельду сказали "выше", а он сказал "плотнее". С таким девизом появляются эти кварталы - уже 6 - 8 этажей, а кое где и выше. Дворы Зиновий Моисеевич решил сделать компактными, а дома сказали сделать высокими. Поэтому появилось компенсационное решение - заложить огромный парковый клин, который тянулся аж до Ходынки. Замыкает этот сквер дом на фотографии ниже.
Идёшь-идёшь по широкому скверу и любуешься таким мощным домом, богато декорированным разным рустом и прочими сборными элементами. С градостроительной точки зрения такая завязь - незаменимая вещь, даже обязательная.
А по соседству этот шикарный вид поддерживает уже дом попроще. Просто покрасили традиционный силикатный кирпич.
Теперь ныряем во дворы. Это смело можно назвать вторым этапом в становлении массового строительства: повышенная этажность, плиты перекрытий на всю комнату, совершенно другой подход к образованию дворов.
Нетривиальная планировка создаёт разнообразие пространств. Всего-то нужно дома под углом поставить.
По завершении строительства Розенфельда опять подвергли критике. На этот раз за то что получилась мрачная атмосфера и тесные пространства. Вот выдержка была у гражданина архитектора, что ни построит, всё критикуют.
Это 23 дом по Новопесчаной улице, вид с Песчаной площади. Серия Розенфельда эволюционировала, он спроектировал разные варианты угловых секций, благодаря чему мог заполонить любой участок этими домами.
А теперь вид со двора. Эти кварталы похожи на замки, ведь теперь можно поворачивать секции. А ещё тут для надёжности соорудили коллективное бомбоубежище, на котором я стою.
И котельные тут встроены, и электрощитовые. Если первые не вызывали особых нареканий, то вот вторые спровоцировали шквал критики со стороны жильцов. Расположенный на первом этаже в помещении без звукоизоляции советский трансформатор не был удачным соседом.
Хорошо хоть, что про рустовочку не забывают.
Угол. Не кажется он мне шибко удобным.
И не только мне так показалось. Надоело градоначальникам смотреть, как тут дома по кирпичикам собирают. И не дали Розенфельду завершить его могучие начинания по созданию ансамбля Песчаной площади. Одну сторону застроил, а на второй родился только этот трёхэтажный огрызок. К стене справа должна была примыкать фланкирующая секция, а о большей этажности явно свидетельствуют балконные балки над 3-м этажом. Но, старикам тут не место, второй этап ускорения домостроения завершился. Не печальтесь, история архитектора Розенфельда этим ансамблем не закончилась, он спроектировал ещё много-много зданий, несколько из них даже
в этом районе.
За дело берётся молодёжь. Михаил Посохин старший и Ашот Мндоянц разрабатывают каркасную серию домов с огромными придомовыми территориями (чтобы тапками потом не кидались за мелкие дворы). Отсюда начинается условный третий этап, когда весь конструктив уже сборный из крупных блоков.
Прошу обратить внимание на схему - там есть два типа домов. Верхние - каркасные с кирпичным заполнением, нижние буквы "Н" в плане - каркасные с блочным заполнением. А теперь их фото.
Вот каркасное детище Мндоянца и Посохина, хотя выглядит как Розенфельдовская серия.
Балконы на верхнем этаже соединены из-за немощности пожарных машин того времени, которые не успели эволюционировать до такой этажности.
Пробуют различные цвета для облицовочных панелей. Мне очень понравилось круглое окно над входом в подъезд.
А вот вышеупомянутые дома Н-образной формы уже рьяно стремились к полному унынию, ибо был принят указ об архизлишествах. От первого к последнему дому декора становилось всё меньше и меньше.
Зато за счёт нетипичного плана они без труда формировали сложный фронт улицы.
На этом завершается третий этап ускорения домостроения. В это же время, в середине 50-х в Черёмушках Лагутенко апробирует свой панельный дом, который выигрывает у всех остальных серий без боя. Так что после этого уже типовые хрущёвки.
Досмотрим, что ещё интересное осталось из этого периода.
Экспериментальный моспроектовский дом, имеет нестандартные южные мотивы, вроде рогов изобилия. Самая приятная постройка из увиденных за прогулку.
А так же хвойных барельефов.
Это опять бульвар на Песчаной улице.
Здесь в огромном парке должен был расположиться кинотеатр по проекту Зои Брод, а значит стать очередным торжеством неоклассики с балясинами и прочей красотой. Но грянули тяжёлые времена, на помощь пришёл проект кинотеатра Прогресс с Ленинских гор. Его разработал архитектор Новиков. Будучи невероятно скованным в средствах, всё что ему получилось протолкнуть - кирпич двух цветов на фасаде. А чтобы сделать круглые окна, ему пришлось проявить незаурядную смекалку, ибо просто так сделать круглые окна нельзя было. Траты же! Так что взял он трубы от коллектора и вставил в них рамы. Просто и по-советски брутально.
Ансамбль завершила блочная школа напротив.
Вот такая была прогулка по Соколу. За скобками репортажа остались кварталы Чечулина с чудесными
трёхэтажными домами, но это по хронологии никак сюда не вписывается, это город-сад, как на
Октябрьском поле. Большое спасибо
Денису Ромодину за подробные рассказы и продуманные маршруты :)