Я не собиралась идти на "Заложники", но вдруг приехала дочь и потащила на фильм мужа (он родился в Тбилиси). Я поплелась с ними - в кино, да без меня?
Не хотела вживаться в эту историю, не сочувствовать никаким боком, априори согласна - фильм хорош, смотреть не заставляйте. Он смыл меня с кресла с первых кадров - в стихию грузинского кино, любимую стихию любимой страны (республики, народа). Я ушла под воду с головой, боясь шелохнуться и очнуться от знакомой-незнакомой атмосферы поздне-советской Грузии. Меня Совок задел краешком, но ах как взыграла память вирусом печенек Мадлен: и ненавижу, и люблю, хочу обнять всех, и понимаю, и реву заранее. Хочу в Тот город, который умел быть прекрасным под властью КПСС.
Они такие красивые, такие хрупкие, Ника и Анна, других имён не успеваю запомнить в круговерти. Время на экране скупо - мельком выхватывает эпизодики жизней, они не складываются в мозаику - слишком резкие углы. Купающихся друзей прогоняют солдаты (это наше море, суки, злюсь), старик продаёт пистолет парню (дарит свободу и ответственность), Анна учится стрелять в красивейшем лесу, мать идёт за Сандро в церковь, встреча с отцом Ники - опальным режиссёром.
Стоп - свадьба, первая кульминация фильма, длинная сцена, зритель может выдохнуть. Большая свадьба загнана в тесный зал, обилие еды и выпивки (бутылки одной марки), внутри серых стен и квадрата столов - танцы.
Ника и Анна напряжены, как струны, они забывают улыбаться, их решимость стала манией, они не могут сойти с линии судьбы. Молодые обречены и подспудно знают это, их надежды - дым сигарет Самец. (Кто же не идёт к катастрофе своей жизни с широко раскрытыми глазами?). Когда Анна встаёт для танца и камера показывает верх её фигуры, начинающей плыть по кругу, - это катарсис. Анна и Ника в танце, грузинская лебединая песнь.
А дальше их поглощает замысел, вы уже поняли: заложники - они, грузинские полудети, балованные мамкины артисты, очарованные Америкой и роком. Свадьба переходит в побег. Они движутся и отвечают машинально, они не успевают осознать холодок отчаяния, продолжая идти: заменили самолёт, заговорщики полетят с пассажирами.
Сцена попытки захвата самолёта - короткая, быстрая: ломятся в кабину. Не успеваю заметить, кто первый выстрелил (пилот?), кто убит, кто бежит раненый - а уже всё, террористы истекают кровью, самолёт садится в Тбилиси. Самые нелепые в мире террористы, самые неумелые. Пассажиры парализованы страхом, террористы апатичны. Вот и кончилось. Самолёт не пришлось штурмовать - двери открыты, спецназ вошёл и вышел, гоня мерзавцев перед собой (выдох). В зале ожидания - родители, выдернутые из квартир, недоумение и шок, не могут поверить, что это прощание. Их «высокие связи» лгут, их дети обречены.
Далее осуждение и суд. Вы не поверите: речи студентов в вузе и речи законников в суде так омерзительны, что хочется расстрелять их, а не группку на скамье подсудимых, уже казнивших себя в душе. Люди СССР отравлены, противоядия нет. Террористы не просят пощады, ужас перед своим деянием достиг апогея, не преходящего, как адский огонь. Расстрел. Анне - десять лет.
Пространство фильма спрессовано, он сфокусирован на двоих, их более зрелые друзья не получают экранного времени, чтобы их узнать/осудить/пожалеть. Священник, не летевший в самолёте, сделан козлом отпущения - идейным вдохновителем и организатором. Расстрелян. Эта кость родителям: детям позволили быть не злом, а слугами зла, запутавшимися глупцами. Сохранить крупицы репутации. Религиозный аспект фильма нужно рассматривать отдельно (сцена в храме великолепна, чтение Библии в самолёте - напрасно).
И долгие поиски неведомых могил. Что думает отец (прекрасный Мераб Нинидзе)? Что всего несколько лет, всего несколько лет терпения - и мир был бы у их ног. Но это нечестно, это неверно заставлять молодых ждать, тратить свою молодость на ЭТО!
Проникновенная игра актёров, воздушная девочка Анна (Тинатин Далакишвили), взрослая самобытная режиссура, тонкий скальпель монтажа! Какое осеннее настроение от оператора! Спасибо за гармонию, уважаемый Резо, спасибо за наслаждение. Не помню, когда я видела настолько цельное кино от постсоветского пространства (чуть не сказала - русскоязычное).
Пост написан о персонажах фильма «Заложники», любое сходство с реальными персонажами прошу считать случайным.