На днях в интернет-журнале "Лицей" появилась статья, сравнивающая "красных финнов" с главным героем моего романа "Экспедиция Папанина":
http://gazeta-licey.ru/content/view/3660/1/Пришлось ответить:
От статьи Галины Акбулатовой повеяло просто старыми добрыми временами!
Сравнивая трех «героев», она приходит к выводу, что настоящие герои - это увешанные всеми возможными сталинскими наградами чекист с начальным образованием Папанин, приставленный к полярной экспедиции в качестве идеологического охранника и чексит, агент и полковник КГБ, красный финн Тойво Вяхя. Простой же человек, оказавшийся внутри социального садо-мазохистского кошмара, и этими же самыми чекистами раздавленный, Якко Петерсон - просто рефлексирующий сексуальный извращенец.
«В 20-е Папанин становится комендантом Крымской ЧК. Это не было его желанием. Но партия сказала «надо!», и Папанин подчинился приказу.»
Ну как же иначе! Это и есть настоящий подвиг настоящего героя.
Но довольно о Папанине, это - легенда. Гораздо интереснее «последний красный финн»Тойво Вяхя.
«Целомудрие, сдержанность и мужественность отличают и главного героя Олега Тихонова - одного из последних красных финнов Тойво Вяхя. Он очень похож на отважных папанинцев и если к кому и подходит название «Экспедиция Папанина», то это к нему и к тем красным финнам, что выдержали натиск времени, не уронили чести.»
«Потому-то Олег Тихонов и называет своего героя в высшей степени человеком».
Свидетельства полковника КГБ Тойво Вяхя (Ивана Петрова), надиктованные советскому журналисту Тихонову в брежневские годы - это, безусловно, документ эпохи.
Чекист и шпион Вяхя (сменивший в угоду своим новым хозяевам даже имя - на Ивана Петрова) возглавил в 1939 разведку терийокского правительства Куусинена, чтобы способствовать порабощению своей родины. После войны он получил звание полковника КГБ.
Может и Тойво Антикайнен - герой? В 1922 году он возглавил войсковую операцию по уничтожению карельских повстанцев, не желавших гнета советской власти, за что был возведен на пьедестал и опять же награжден всем чем можно.
«Размышляя над судьбами скитающихся по миру финнов и над своей собственной, Тойво Вяхя в «Красных финнах» вспоминает слова А.А. Брусилова (1853 - 1926), одного из самых авторитетных царских генералов, перешедших на службу советской власти: «Считаю долгом каждого гражданина не бросать своего народа и жить с ним, чего бы это не стоило».
Ну и как же Вяхя-Петров этот свой долг выполнил? Почему-то власовцы и другие предатели вызывают у всех весьма оправданную неприязнь, а красные финны, предатели своей родины, воевавшие против нее на стороне СССР в захватнической Зимней войне называтся «настоящими героями».
«жизнь последнего красного финна, оставшегося верного идее социальной справедливости и много сделавшего для того, чтобы эта справедливость восторжествовала на его исторической родине - в Финляндии.»
Почему-то даже финские коммунисты на восприняли агрессию СССР как попытку освобождения от гнета, а шли на фронт защищать свою родину.
Перейду к собсвенному герою, простому американскому финну Якко Петерсону.
«Что касается секса, то не занимал он тогда такого огромного места в жизни человека, как сейчас.»
В СССР секса нет! - помните? Его вообще не было до того, как Госдеп США его учредил. А уж тем более не было садо-мазохима. Не было ни маркиза Донасьена Альфонса Франсуа де Сада, ни Леопольда фон Захер-Мазоха.
«Автор награждает героя «Экспедиции...» современным сознанием, в котором присутствуют и фильмы «Конформист» Бернардо Бертолуччи (1970), и «Ночной портье» Лилианы Кавани (1974), и фрейдовский психоанализ.»
«Особенно в смысле сексуальных садо-мазо... наклонностей героя «Экспедиции...», которые нельзя объяснить только политической ситуацией и сталинским террором. Ведь садо-мазо героев западных фильмов во многом объясняют генетика, детские психологические травмы.»
«Садо-мазо» - так пишут подростки в своих озабоченных блогах. К сведенью критика - садо-мазохизм не является следствием ни генетики, ни психологическими травмами, а обстоятельствами, проявляющими эту заложенную в каждом человеке склонность. Вспомним русскую пословицу: «бьет, значит любит». Садо-мазохизм Петерсона вызван не травмами детства, а садо-мазохизмом самой системы, предполагающей унижение как норму жизни.
«он внедряет своей авторской волей психологию советского инфантильного человека из семидесятых, названных временем застоя, в тридцатые.»
Типичный рекфлексирующий герой 70-х с сексуальными отклонениями - это Владимир Маяковский. Интимная жизнь простых людей 30-х годов нам не ведома, но по оставившим свой след в эпохе мы можем судить, что человек по сути мало изменился с тех пор, как слез с дерева.