Продолжаем публиковать переводы аналитических докладов "Центра Вильсона" - "Точки зрения" по программе "Ближний восток". Сегодня - выпуск № 97.
Viewpoints No. 97
Mar 25, 2016
After a Year of War, Saudis and Houthis Explore Peace in Yemen
David B. Ottaway
Middle East Fellow, Woodrow Wilson Center
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Точки зрения Номер 97
март 2016
Ближневосточная Программа
После года войны в Йемене саудовцы и хуситы приближаются к миру
Дэвид Б. Оттавей
Независимый журналист
Центр Вудро Вильсона
· 25 марта 2016
Спустя год после того, как возглавляемая саудитами коалиция начала военную кампанию, чтобы сломить поддерживаемых иранцами мятежников-хуситов в Йемене, война, кажется, начинает свой путь к мучительно трудным переговорам. Впервые хуситы послали ясные сигналы, что они готовы к политическому урегулированию и саудовцы также ясно дали понять тоже самое.
Переговоры, как планируется, начнутся 18 апреля в Кувейте при посредничестве Специального Посланника ООН Исмаила ульд Шейха Ахмеда, который возглавлял первый раунд неудавшихся переговоров в Швейцарии в декабре. Обе стороны также договорились о прекращении огня с 10 апреля.
Война достигла безвыходного положения прямо сейчас, несмотря на то что ситуация вроде бы складывается в пользу коалиции, а хуситы отступают. Но разрушения, причиненные Саудовской Аравией ее пораженному нищетой южному соседу, были ужасающими, и коалиция ею возглавляемая, предприняла широкомасштабные удары, приведшие к неразборчивой бомбежке гражданских объектов, которая убила тысячи.
В войну оказалась втянутой и администрация Обамы, оказывающая обширную материальную поддержку Саудовской Аравии в ее первом главном иностранном военном предприятии за границей. Большая часть саудовской военной техники “сделана в Америке,” и администрация оказывает логистическую, разведывательную и даже «целеуказательную» помощь. Она также одобрила продажу бомб и других боеприпасов более чем на 1 миллиард $ для воздушной кампании коалиции. В то же самое время, она оказывает давление на Саудовскую Аравию, чтобы усадить ее за стол переговоров.
Канада и Великобритания находятся под сильным давлением общественности, требующей приостановить их поставки оружия в Саудовскую Аравию, в то время как парламент Европейского Союза принял не имеющую обязательной силы резолюцию, призывающую к эмбарго на поставки оружия Королевству. Американский Конгресс же пока не потребовал подобных шагов и усилия сенатора Криса Мёрфи (Chris Murphy), направленные на то, чтобы инициировать дискуссию о роли США в этом конфликте до сих пор не получили существенной поддержки.
Как ни странно, администрация Обамы подталкивает Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива брать на себя ответственность за их оборону и прекратить полагаться на Соединенные Штаты. Саудовцы считают, что они делают именно это: создавая вокруг себя коалицию девяти суннитских арабских государств, которые согласны, что усилия шиитского Ирана по расширению своего влияния в суннитском арабском мире, предпринимаемые в основном через посредников, таких как хуситы в Йемене, должны быть заблокированы. Только как далеко находится от этой линии мышления Обама, стало ясно в серии интервью, которые он дал Джеффри Голдбергу из The Atlantic’s, где он призвал Саудовскую Аравию "разделить" регион с Ираном.
Йеменский конфликт с аравийского вторжения 26 марта прошлого года превратился в многостороннюю борьбу, засасывающую в свое болото хуситов, силы, верные двум конкурирующим президентам, исламских экстремистов, суннитские и шиитские племена и южных сепаратистов. Двумя крупнейшими бенефициарами стали Аль-Каида на Аравийском полуострове (AQAP), которая в настоящее время контролирует две провинции на юго-востоке страны, и Исламское государство, которое также пустило здесь корни и активно распространяется. В итоге страна может вновь легко разделится на Северный и Южный Йемен, как это было с 1967 по 1990 год, или распасться на еще более мелкие осколки, представляющие идеальные зоны для деятельности AQAP и Исламского государства.
Возглавляемое Саудовцами вмешательство в Йемен было вызвано захватом в начале прошлого года большей части страны хуситами и армейскими частями, которые остались верными бывшему президенту Али Абдалле Салеху. Сначала они изгнали международно признанное правительство президента Абд Раббу Мансура Хади из Саны, а затем в ходе блицкрига заняли Аден, второй по величине город страны, и большую часть юга. В ответ саудовцы сформировали коалицию, которая начала массированные бомбардировки, а затем предприняла и наземное вторжение, начинавшееся в мае прошлого года. После ряда первоначальных побед коалиции, война в значительной степени перешла в то состояние, которое ведущий обозреватель охарактеризовал как "статичное" поле боя.
Хуситы все еще держат столицу, Сану, порт Красного моря Ходейду, и большую часть севера. Но они были вытеснены с большей части территории, которую они захватили в других местах, а также из Адена. Он то и стал тем местом, где в настоящее время базируется охвостье
[1] правительства Хади. Чтобы повернуть ход сражений в пользу коалиции, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты обучили тысячи призывников из йеменских племен и даже привлекли иностранных наемников.
Свидетельства тяжелого положения хуситов множатся. Они в основном прекратили ракетные и минометные обстрелы через границы с Саудовской Аравией. Что еще более важно, они заявили о своей готовности к мирным переговорам, отправив 7 марта большую делегацию в Саудовскую Аравию. Делегация стремится выйти непосредственно на правительство Саудовской Аравии за спиной правительства Хади под предлогом обмена пленными.
Сам факт того, что хуситы послали с делегацией своего лучшего переговорщика, Мохаммеда Абдель Салама, является, пожалуй, самым сильным свидетельством того, что они стремятся к миру. Там были противоречивые сообщения, про вели ли эти две стороны переговоры более чем об обмене пленными и пограничном перемирии во время трехдневного пребывания хуситов в Абхе. Но визит, кажется, открыл путь для мирных переговоров в Кувейте в следующем месяце.
Со своей стороны, саудовцы дали понять, что они отказываются от своего стремления к четкой военной победе. Представитель Саудовской коалиции 17 марта объявил, что "основная боевая фаза" войны подходит к концу. Бригадный генерал Ахмед Asseri сказал в интервью французскому информационному агентству AFP: «Мы не хотим, чтобы Йемен стал еще одной Ливией». Но он также ясно дал понять, что в течение некоторого времени не будет никакого вывода коалиционных сухопутных войск, объявив, что Саудовская Аравия хочет избежать американской ошибки преждевременно выведших войска из Афганистана и Ирака, прежде чем их правительства были способны к обеспечению стабильности.
За год войны мы увидели более 6000 человек убитыми, 2,5 миллиона перемещенных лиц, голод, крах социального обеспечения, и страна поставлена на "грань катастрофы", как описал это один занимающийся вопросами оказания гуманитарной помощи чиновник ООН. Главный представитель комиссии ООН по правам человека, Зейд Раад Аль-Хусейн, 19 марта осудил бомбардировки Коалиции за то, что они причинили «в два раза больше жертв среди гражданского населения, чем все другие силы, вместе взятые, фактически все в результате воздушных ударов». Он осудил как «побоище» авианалет Коалиции 15 марта на рынок, контролируемого хуситами города Мастаба в результате которого погибли 106 мирных жителей, что дало самые высокие потери от любой бомбежки во время конфликта.
Хуситы и их союзники нанесли значительный ущерб столь же беспорядочными обстрелами городов в Йемене и с ракетно-артиллерийским огнем через границу по населенным пунктам в Саудовской Аравии. Представитель Коалиции Ассери, в начале февраля огласил, что в результате обстрелов хуситами, выпустивших 40 000 снарядов, погибли 375 саудовских гражданских лиц, включая 63 детей. Потери вооруженных сил коалиции остались секретом за исключением Объединенных Арабских Эмиратов, которые объявили о гибели 72 военнослужащих, по словам официального представителя ОАЭ.
Большой сопутствующий ущерб, нанесенный Йемену бомбардировками, ведомыми саудовской коалицией был резко осужден международными организациями по правам человека и медицинскими группами, работающими на месте. Кроме того, в докладе ООН от конца января документально засвидетельствованы авиаудары по больницам, открытым рынкам, фабрикам, свадьбам, лагерям беженцев и целым жилым районам. Доклад обвиняет Саудовскую коалицию в 60 процентах из 2682 гражданских смертей и ран. В докладе говорится, в частности, о 119 случаям «широко распространенных и систематических" бомбежек, составляющих «нарушение международного гуманитарного права».
Саудовцы постоянно отрицают бомбардировки гражданских объектов и в свою очередь перекладывают ответственность на хуситов. При этом они блокируют все попытки ООН и других международных организаций провести расследование их утверждений.
Мирные переговоры не будут легкими. Саудовская Аравия добивается капитуляции хуситов на условиях резолюции 2216 Совета Безопасности ООН, принятой 14 апреля прошлого года. Она требует, чтобы хуситы оставили все захваченные силой территории, и вернули тяжелые вооружения, отбитые у йеменской армии международно признанного президента Хади.
Остается неясным, к чему именно стремятся хуситы в политическом урегулировании, но почти наверняка их предложения включают пересмотр плана, выдвинутого в феврале 2014 г., и предусматривающего создание федерального государства из шести регионов. По этому плану хуситам отводится север страны, не имеющий выхода к морю. Со своей стороны, саудовцы намерены разорвать связи хуситов с Ираном и воспрепятствовать тому, чтобы они создали постоянную независимую милицию, подобную Хезболле в Ливане.
Вероятно самым тонким вопросом является судьба главного союзника хуситов, прежнего Президента Салеха, который правил Йеменом в течение 33 лет прежде, чем был свергнут в 2012 в результате восстания. Салех пока отклонял предложения безопасного отъезда в изгнание в Эфиопию, Марокко, или в Объединенные Арабские Эмираты, где теперь живет его сын. Как отметил один американский дипломат: “в ДНК Али Салеха прописано, чтобы остаться и умереть в Йемене.”
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Мнения, опубликованные здесь, являются авторскими и не отражают позицию Центра Вильсона.
[1] Обозрватель употребляет здесь выражение (the Rump) ист. «охвостье», исторически обозначавшее остатки "Долгого парламента"