Точки зрения Номер 102. Саудовская Аравия встречает недостающие 28 страниц

Sep 05, 2016 01:33

Продолжаем публиковать переводы аналитических докладов "Центра Вильсона" - "Точки зрения" по программе "Ближний восток". Сегодня - выпуск № 102.
Viewpoints No. 102
May 2016
Saudi Arabia Faces the Missing 28 Pages
David B. Ottaway
Middle East Fellow, Woodrow Wilson Center
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Точки зрения Номер 102
май 2016

Ближневосточная Программа
Саудовская Аравия встречает недостающие 28 страниц


Дэвид Б. Оттавей
Независимый журналист
Центр Вудро Вильсона
Вопрос возможных связях саудовцев с налетчиками 9/11 часто всплывал и омрачал отношения между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией в течение 15 лет. Теперь ожидаемая публикация 28 секретных страниц из расследования конгрессменов плюс давление со стороны Конгресса, призывающее лишить саудовское правительство его суверенной неприкосновенности, и позволить семьям пострадавших 9/11 предъявлять иски Королевству в американских судах вынуждают дать еще одну экспертизу саудовской роли в жесточайшем террористическом акте из когда-либо произошедших на американской земле.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
· 23 мая 2016
В декабре 2002 года объединенный комитет по разведке Сената и Палаты представителей издал результаты своего расследования об ужасающих террористических нападениях 9/11, которые содержали доказательства возможных связей между правительством Саудовской Аравии и некоторыми из 15 саудовцев, участвовавших в атаках на Пентагон и Башни-близнецы, которые обошлись американцам почти в 3 000 жизней. По причинам национальной безопасности никогда не издавались 28 страниц, детализирующих ту информацию. Но в скором времени они могут быть изданы, что восстановит еще одно впечатляющее исследование предполагаемой саудовской поддержки антиамериканского терроризма.
Изъятые страницы, если они будут рассекречены, скорее всего вернут в центр внимания прежнего саудовского посла в Вашингтоне, принца Бандара бен Султана и его жену Хайфу.


принц Бандар бен Султан

Некоторые из обвинений после атак сосредоточились на финансовой помощи венценосной пары некоей саудовской супруге студента, у которого, по-видимому, были контакты с двумя из угонщиков, живших в Калифорнии, Nawaf al-Hazmi и Khalid al-Mihdhar, до 9/11. Бандар был ярким дипломатом, с бесконечным остроумием и обаянием, прослужившим в Соединенных Штатах послом в течение 22 лет. Он был в Вашингтоне во время угонов и был вынужден иметь дело с градом обвинений в средствах массовой информации и Конгрессе по поводу официального саудовского соучастия в заговоре 9/11.
В течение пятнадцати лет вопрос о возможной саудовской связи с Аль-Каидой, террористической группой, которая тайно руководила 9/11, был гноящейся раной в американо-саудовских отношениях, которая кажется, никогда уже не заживет. В дополнение к спорам вокруг 28 пропавших страниц, американские суды помогают сохранить этот гнойник, вынося решения то за, то против непрекращающейся кампании, ведомой семьями жертв 9/11, чтобы позволить этим судам считать саудовское правительство и его благотворительные учреждения ответственными за теракт, снимая с них неприкосновенность, защищаемую суверенитетом. В настоящее время в Конгрессе рассматривается законопроект, чтобы сделать именно это, и 17 мая Сенат единогласно принял этот билль. Его судьба в Палате представителей остается неопределенной, но Белый дом сообщил, что президент Обама, скорее всего, наложит вето на эту меру, убоявшись ответной реакции со стороны других стран, которые смогут действовать против Соединенных Штатов по принципу око  за око.
Саудовский министр иностранных дел Aдель аль-Джубейр сначала угрожал, что Королевство выведет из активов 750 миллиардов $, инвестированных в Соединенные Штаты, чтобы защитить их от замораживания или конфискации.


Aдель аль-Джубейр и Дж. Кэри.

Позже, однако, он отрицал что его правительство когда-либо обратится к такой мере в политических целях. Но он действительно предупреждал, что принятие такого закона «заставит уменьшиться уверенность инвесторов [в Соединенных Штатах]», не только для Саудовской Аравии, «но и для всех». Впоследствии, 16 мая, американское Министерство финансов, по  информационному запросу Bloomberg News Freedom, наконец впервые раскрыло данные, что саудовские запасы казначейских облигаций США на конец марта составляют 116.8 миллиардов $ - гораздо меньше, чем ожидалось - и составляют только около 20 % из валютных резервов Королевства в 587 миллиардов $ в иностранных обязательствах.
Но самой непосредственной угрозой хорошей репутации Королевства в Вашингтоне является рассекречивание и публикация 28 страниц, и это может произойти в следующем месяце. Это - шаг, против которого саудовское правительство никогда не выступало, поскольку начиная со специального доклада комиссии по расследованию терактов 9/11 не найдено «никаких доказательств того, что саудовское правительство как учреждение или его высшие должностные лица в индивидуальном порядке» финансировали Аль-Каиду. Но она также пришла к выводу, что саудовские благотворительные организации и частные богатые дарители составляли «плодородную почву для сбора средств».
Вопросы о возможном саудовском правительственном соучастии в событиях 9/11 были поддержаны семьями жертв, которые стремились взысткать целый 1 триллион $ компенсации при постоянной поддержке многочисленных республиканцев и демократов в Конгрессе. Первоначально их судебный иск вовлекал в качестве ответчиков даже нынешнего короля Сальмана и двух прежних саудовских послов в Соединенных Штатах: принца Турки аль-Фейсала и принца Бандара. Суды США отстояли свое право на дипломатический иммунитет и таким образом исключили их из числа ответчиков. Кроме того, они встали на сторону правительства Саудовской Аравии и в течение 13 лет отстаивали его требование суверенного иммунитета. Но в июне 2014 года Верховный суд США вынес решение в пользу требования истцов по делу 9/11, установив, что правительство будет включено. Затем, в сентябре прошлого года, американский судья окружного суда, Джордж Дэниэлс вновь отклонил претензии к королевству, отказавшись рассмотреть его в качестве ответчика, на сей раз, обосновав это нехваткой доказательств каких-либо саудовских связей с террористами.
Были свидетельства того, что некоторые саудовские благотворительные учреждения отправляли деньги Аль-Каиде даже после 9/11, хотя, знало ли об этом правительство Саудовской Аравии до сих пор не ясно. Доказательства возможного финансирования Аль-Каиды саудовскими подданными изначально вытекает из документа, известного как “Золотая Цепь”. Этот документ был захвачен боснийской полицией в ходе рейда в саудовской благотворительной организации, Benevolence International Foundation, в марте 2002 г., в Сараево. Документ содержал обширный список саудовских бизнесменов и банкиров, которые делали пожертвования Усаме бин Ладену, саудовскому основателю Аль-Каиды, во время войны против советских оккупантов Афганистана в 1980-х. Однако текст не содержал никаких намеков на то, что они продолжили финансировать антиамериканские террористические действия после того, как та война закончилась в 1989 году.
Другой засветившейся саудовской благотворительной организацией стала Saudi High Commission for Relief to Bosnia and Herzegovina (Высшая Саудовская комиссия по оказанию помощи Боснии и Герцеговине), базировавшаяся в Сараево, в которой в феврале 2002 силы НАТО по поддержанию мира провели ряд оперативных действий. В ходе них они нашли документы, которые вызвали подозрения, что некоторые, что некоторые из должностных лиц организации были причастны к террористическим актам, проведенных Аль-Каидой, включая один против американского посольства боснийской столице. Это специфическое благотворительное заведение было основано в 1993 году тогдашним саудовским губернатором Эр-Рияда, принцем Салманом, который ныне является королем.
Но благотворительной организацией, которая на сегодняшний день вызвала наибольшие трения между американским и саудовским правительствами после 9/11 стал Исламский фонд аль-Харамаин (al-Haramain Islamic Foundation). Со штаб-квартирой в Эр-Рияде и под руководством Министерства по делам ислама, Аль-Харамаин когда-то имел филиалы в 50 странах мира, в том числе один в Соединенных Штатах, где его офис находился в Ашленде (Ashland), штат Орегон. Этот благотворительный фонд вел как миссионерскую так и социальную работу, имея годовой бюджет от  40 до 60 млн $.
К началу 2003 года американское правительство выявило 20 офисов аль-Харамаин, где некоторые из их должностных лиц «оказывали пособничество и подстрекали Аль-Каиду и связанные с ней группы», согласно Монографии о финансировании терроризма [1], изданной Комиссией 9/11 в связи с ее отчетом 2004 г. - самым исчерпывающим и авторитетным источником об этом теракте. Соединенные Штаты должны были представить саудовскому правительству конкретные доказательства причастности каждого филиала Аль-Каиды, прежде чем саудовцы приняли меры, чтобы закрыть их. Только в январе 2004 года, спустя более чем два года после нападений, штаб аль-Харамаин в Эр-Рияде был наконец закрыт, а его директор уволен.
Гораздо более неудобным для Саудитов были те проверенные сообщения, что Бандар и его жена предоставляли деньги супруге саудовского студента, подозреваемого в контактах с двумя из угонщиков 9/11.


Супруга принца Бандара - Хайфа бинт Файсал

В целом, Бандар, Хайфа, и медицинский кабинет при саудовском посольстве в течение четырех лет передали 140 000 $ Majeda Dweikat, больной жене Osama Basnan, чтобы компенсировать ее медицинские расходы. После того, как ФБР допросило пару, супруги были высланы из страны. Позже выпущенная Комиссией 9/11 Монография о финансировании терроризма констатировала, что не было обнаружено никаких доказательств того, что подозреваемый Basnan или другой подозреваемый саудовец, Omar al-Bayoumi, передавали хоть какие-то деньги этим двум угонщикам. Но в докладе сообщалось, что есть некоторые доказательства того, что третий саудовский студент, Yazeed al-Salmi, возможно, предоставил 1 900 $ угонщику Hazmi. Он был допрошен ФБР и также депортирован.
Сопредседатели «Комиссии 9/11» - бывший Председатель иностранных дел палаты представителей демократ Ли Гамильтон [2] и бывший губернатор Нью-Джерси [3] республиканец Томас Кин [4] - 22 апреля сделали совместное заявление, дав подробности того, как они обращались с утверждениями о саудовском соучастии, содержащимися на 28 страницах.


Томас Говард Кин старший



Ли Гамильтон

Они сказали, что комиссия создала специальную группу следователей, которая включала человека, который спроектировал 28 страниц. Команда провела 18 месяцев, разыскивая все утверждения о саудовских связях с налетчиками 9/11. Под подозрение попал только один саудовский чиновник с характеристикой "причастен" ("вовлечен"). Это был Фахд аль-Тумайри [5], сотрудник Министерства по делам ислама и имам в построенной Саудитами мечети Лос-Анджелеса. И Комиссия и ФБР взяли у него интервью в Саудовской Аравии, после того как он уехал из Соединенных Штатов. Комиссия не смогла проверить, оказал ли он хоть какую-то помощь этим двум угонщикам, но он остался тем, что Гамильтон и Кин в их совместном заявлении называют “заинтересованным человеком”.
Что касается саудовского посла, принца Бандара, то его неприятности только росли. ФБР и Казначейство провели совместное расследование денежных потоков в десятки миллионов долларов, прошедших через несколько счетов его и его жены в Riggs Bank в Вашингтоне, округ Колумбия.


Они обнаружили, что престижный банк, используемый множеством посольств и дипломатов, не подал данные в Министерство финансов как требуется в соответствии с американским законом о так называемых “сообщениях о подозрительных операциях” относительно любой из этих сделок. Тогда, все саудовские счета в банке посольства были впоследствии арестованы для экспертизы, чтобы отследить массивный поток долларов, которые в случае Хайфы составили 36 миллионов $, снятых ей за 2001 и 2002 годы.
Результаты исследования никогда не были обнародованы, но они вызвали более широкое расследование деятельности Riggs Bank, что привело к его продаже PNC Financial Services в 2004 году. Это произошло после того, как руководство банка признало себя виновным в нарушении законов об отмывании денег в пользу бывшего диктатора Чили, Аугусто Пиночета и президента Экваториальной Гвинеи, Teodoro Obiang Nguema Mbasogo. В следующем году закончилась и многолетняя карьера Бандара в качестве посла в Соединенных Штатах.


Бывшее здание Риггс банка, в настоящее время - отель Courtyard от Marriott Washington Convention Center -Washington, D.C.

В конце концов обсуждение утверждений, содержащихся на 28 страницах, вряд ли опрокинет результаты комиссии 9/11 относительно саудовской причастности к заговору 9/11. И это несомненно бросит новую соль на гноящиеся раны этой проблемы в уже напряженных американско-саудовских отношениях. И, вероятно, дополнительно подогреет тех конгрессменов, кто утверждает, что ультрафундаменталистский бренд ислама, поддерживаемый Саудовской Аравией был основной причиной роста Исламского государства, с которым Соединенные Штаты находятся теперь в состоянии войны.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Мнения, опубликованные здесь, являются авторскими и не отражают позицию Центра Вильсона.

[1] Monograph on Terrorist Financing
[2] https://en.wikipedia.org/wiki/Lee_H._Hamilton
[3] с 1982 по 1990 год
[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/Кин,_Томас_Говард_(старший)
[5] Fahad al-Thumairy

Previous post Next post
Up