"Король дорог" императорской армии и флота

Jan 23, 2022 19:24



При реставрации мотоцикл получил окраску специальных наземных сил флота

Как известно, в тридцатые годы минувшего века, вооруженные силы Японской империи при заказе новой техники часто использовали принцип "если делать, то по-большому" :) В минувшие выходные решил я съездить в автомузей на Рогожском Валу, где теперь находится выставка "Моторы войны" и совершенно случайно попал на динамический показ уникального экспоната - японского мотоцикла тип 97 или же, если воспроизвести "длинное" обозначение, "двухколесного транспортного средства с коляской типа 97".




Мотоцикл крупный, своего рода "Ямато": рабочий объем двигателя составляет 1200 кубиков, а вес с коляской - 500 кг.

В межвоенное время никто не подозревал, что автомобильная промышленность Японии может когда-нибудь достичь таких высот. Объемы производства были скромными и, в основном, немногочисленными японскими фирмами по лицензии выпускались европейские или американские модели. Самостоятельное творить японские автоконструкторы начали в тридцатые, но работы велись с оглядкой на Америку и Европу. Основными потребителями автомобилей были императорские армия и флот - достаток большинства японцев был очень скромным и пределом возможностей покупателей был велосипед. Не были исключением и мотоциклы, которые ввозились из США.

image Click to view


Мотоциклы тип 97 в естественной среде обитания

Однако в начале 1930-х Япония взяла курс на самообеспечение, поэтому императорская армия пожелала иметь мотоциклы, выпускавшиеся в Японии. Подходящий вариант нашелся быстро - фирма "Харлей Дэвидсон" переживала трудные времена и в 1932 г. продала лицензию на четыре года на выпуск модели 1200-кубового мотоцикла серии VL компании "Санкю Сеяки" из Токио. Ранее компания занималась продажей "харлеев" в Японии и армия "настоятельно попросила" ее расширить дело. Из США были доставлены производственные линии и оснастка и в 1935 г. из ворот завода в токийском предместье Синагава выехали первые мотоциклы. На вооружение они были приняты под обозначением тип 95, но параллельно продолжался и импорт "харлеев". Мотоциклы получили гражданское обозначение "рикуо" - "король дорог", и пользовались такой популярностью, что в 1937 г. компания "Санкю Сеяки" сменила имя на "Рикуо Найненки Кокуки Когио".



Мотоцикл тип 97 по-настоящему большой

Практика - критерий истины, манчжурское бездорожье показало, что мотоциклу с коляской без привода на нем делать нечего и японские инженеры встали за кульманы. Работы велись под руководством инженера Моричика Сакураи из компании "Ниппон Мотор Компани", которая была крупнейшим импортером и распространителем иностранных автомобилей в Японии.



Новый мотоцикл сохранил характерные особенности прототипа - соединение пайкой кованных элементов несущих конструкций и лодкообразную коляску с дверкой. Их конструкция была усилена, кроме того, были увеличены шины. Рабочий объем V-образного двигателя был увеличен до 1272 куб. см, причем из его конструкции был исключен один распредвал (у американского мотора их было четыре). Оригинальной была и система смазки - масло проходило сквозь двигатель "на прогар", стекая в картер, и мотоциклист, через определенное время, спускал его открывая особый клапан. Подача масла регулировалась в зависимости от оборотов. Для пуска двигателя или при движении на малой скорости, но с высокими оборотами, масло нужно было подкачивать ручным насосом. Трехступенчатая коробка передач получила задний ход, чего никогда не было у "харлеев".



Горловина маслобака слева, хорошо видна рукоятка КПП

Привод на заднюю ось осуществлялся двойной шарнирной цепью, а на коляску - карданным валом с холщовыми муфтами. Дифференциала не было, поэтому включать привод полагалось только при съезде на грунт. Несмотря на большую массу, проходимость у тип 97 была отменной. Тормоза барабанные, на всех колесах, включая коляску. Коляска крепилась к подрамнику на двух длинных продольных рессорах, амортизаторов не было, поэтому мотать пассажира на бездорожье должно было знатно.



Взгляд из-за плеча :)

Срок лицензии истекал в 1936 г. и фирма "Харлей Дэвидсон" предложила "Санкю Сеяки" заключить новый договор на выпуск мотоцикла серии EL «Knucklehead» с верхнеклапанным двигателем. Но японцы отказались, поскольку тип 97 был уже почти готов, и его выпуск, так сказать, осуществлялся пиратским образом. Мотоцикл выпускался до 1945 г. несколькими фирмами во множестве вариантов: менялось число мест (два или три) коляска могла быть с креплением для ручного пулемета, вносились изменения в электрооборудование. По наиболее достоверным оценкам, до капитуляции было изготовлено порядка 18 000 мотоциклов тип 97. Сказать точно нельзя, завод "Рикуо Найненки" был разбомблен и все архивы сгорели.



Тип 97, выпускавшиеся для гвардии. Императорскому дому, ура! :)

Для императорской гвардии выпускались мотоциклы с улучшенной отделкой и коляской особого типа, допускавшей быстрый выход вперед, очевидно спецслужбы сделали нужные выводы из опыта неудавшегося покушения на цесаревича Николая Александровича :) Они использовались для сопровождения Мерседеса 770 императора Хирохито. В зависимости от места мотоцикла в эскорте, коляска могла устанавливаться справа или слева.



Этот тип 97 ожидает реставрации

"Великая восточно-азиатская война" рассеяла мотоциклы тип 97 от Курильских островов и Манчжурии до Соломоновых островов и Новой Гвинеи - везде, где воевали императорские армия и флот. Как ни странно, но больше всего их сохранилось в России. Оставшиеся в Китае мотоциклы воевали до полного износа, попав даже в Корею, а заброшенные судьбой на острова Южных морей были после капитуляции уничтожены американцами и англичанами.

И в завершении рассказа хочу поблагодарить организаторов показа и выставку "Моторы войны" за интересное мероприятие. Москвичам и гостям столицы "Моторы войны" настоятельно рекомендуется к посещению, можно увидеть множество интересных машин и не только.

Япония, Авто, История

Previous post Next post
Up