ПВО Швеции в конце 1950-х годов и другие годы

Jul 12, 2016 16:30

Поскольку дома уже месяц как картина маслом, ротбандом и акстоном, то волей-неволей приходится писать с планшета. В лабазах каменных нашелся любопытный фильм в жанре атомпанк о работе шведской системы ПВО STRIL-50:

image Click to view




К концу Второй мировой войны Швеция на основе британского опыта и собственных наработок создала достаточно развитую систему защиты от воздушного нападения, получившую название STRIL-40. Акроним STRIL (всплеск) расшифровывался как система боевого управления и наблюдения за воздухом. На основе обобщения сведений, поступавших от густой сети постов ВНОС (к концу 1940-х к ним добавились и РЛС) центр наблюдения за воздухом (LC) воздушного сектора, на которые разделили территорию страны, передавал необходимые данные центру зенитной артиллерии (LVC) и центру управления перехватчиками (JC).



Блок-схема STRIL-40

Несмотря на в целом отвечавшее требованиям времени техническое оснащение STRIL-40 обладала рядом неустранимых недостатков. Главным из них было различное ведомственное подчинение ее составных частей, что затрудняло обмен информацией о действиях своих и чужих самолетов. На практике это приводило к большим потерям времени при прохождении донесений по инстанциям. Например, от обнаружения нарушителя до подъема перехватчиков проходило до часа времени. Кроме того, при пересечении границ секторов система теряла цель. Учитывая, что по соседству вот-вот могла начаться ядерная война, а Швеция не собиралась оставаться в стороне (о планах по ядерному нападению на Советский Союз я писал в этом посте), возникла настоятельная необходимость в создании новой системы ПВО.



Блок-схема STRIL-50

В новой системе STRIL-50, вводимой в действие с 1947 г., все сведения о воздушной обстановке стекалась в командный пункт воздушного центра (Lfc), который располагался в подземном укрытии, способном выдержать ядерный взрыв. Воздушная обстановка отображалась на планшете размером 4 на 4 метра, на котором указками перемещали цветные фишки, изображавшие свои и чужие самолеты. Над планшетом располагались телекамеры, передававшие изображение на КП эскадрилий истребителей и зенитных батарей. По-прежнему, важное место отводилось визуальному наблюдению. Сильно пересеченная местность создавала слишком много зон радионевидимости, поэтому РЛС приходилось располагать поближе к побережью. Наибольшую дальность обнаружения (до 360 км в благоприятных условиях) имели станции PS-16/F, закупаемые в Великобритании.



Подземный КП воздушного сектора

На основе анализа информации штаб сектора управлял действиями перехватчиков. Поскольку это требовала наличия многоканальных радиостанций не только на наземных КП, но и на борту самолета в системе ПВО пришлось использовать американские Р-51D "Мустанг", состоявшие на вооружении под обозначением J 26. Только они имели бортовые радиостанции требуемых характеристик.

image Click to view


Подготовка к атомной войне по-шведски

Однако, и STRIL-50 не была свободна от недостатков. Главным из них было слишком близкое расположение рубежей радиолокационного обнаружения к границам страны, что оставляло слишком мало времени для перехвата скоростных целей. Использование же крейсера "Готланд" с РЛС PS-16/F в качестве корабля наблюдения и управления не решало проблемы, он не мог прикрыть все морские границы страны. Кроме того, опыт многочисленных учений показал, что в новых условий требуется объединение в единый центр не только средств защиты, но и нападения.



"Готланд" после установки РЛС PS-16/F. Поворотная антенна на топе фок-мачте имела размеры 6,7 на 3,14 м

Новая система полуавтоматического управления активными средствами защиты и нападения получила название STRIL-60 и начала вводиться в действие уже с 1962 года, а в 1964 году завершилась разработка основной части системы ПВО - системы обработки и отображения радиолокационной информации "Диджитрак", созданной шведской фирмой SRT. Основными элементами системы "Диджитрак" являлась ЭВМ "Сенсор", обеспечивающая обработку данных, поступающих от РЛС и постов визуального наблюдения, и решение задачи перехвата. Целеуказание автоматически передавалась на борт перехватчиков и ударных самолетов, а также батареям ЗРК Rb-67, береговой артиллерии, батареям противокорабельных ракет и надводным кораблям.



Блок-схема STRIL-60

Система "Диджитрак" могла сопрягаться со всеми состоявшими на вооружение РЛС (в том числе, с еще имевшимися станциями ER III шведской разработки военного времени). Кроме того, предусматривалось значительное увеличение числа станций. Излишне говорить, что создавались они в расчете на ядерную войну. Например, РЛС PS-860, поступившая на вооружение в начале 1980-х имела опускаемую в шахту мачту высотой 25 м. А вот РЛС обнаружения низковысотных целей PS-15 имели мачту высотой 100 м.



Дракены в полете

"Мечом" STRIL-60 стал истребитель J 35 "Дракен", разработанный фирмой СААБ. Первый полет выглядящий совершенно по-инопланетному "дракон" совершил в 1955 году, а серийное производство началось четырьмя годами позднее. Информация для управления и целеуказания поступала на борт машин в текстовом виде.



Конструкторы СААБ остались верны себе: аэродинамическая схема биплан-тандем с передним горизонтальным оперением

В 1971 году на вооружение приняли многоцелевой самолет AJ 37 "Вигген", предназначенный для противодействия советским самолетам нового поколения. Бортовая система управления была полностью интегрирована в систему STRIL-60, при необходимости бравшую на себя функции бортовой РЛС. В отличии от иностранных аналогов "Вигген" мог использоваться с неподготовленных взлетных полос длиной всего лишь 500 м, причем время подготовки к повторному вылету составляло всего лишь 11 минут. Восемь лет спустя на вооружение поступил JA 37, ставший первым в мире серийным самолетом с бортовой ЭВМ. Помимо целеуказания БЦВМ обеспечивала передачу на КП телеметрической информации. Со всеми доработками STRIL-60 состояла на вооружении до конца 1990-х годов, пока ее постепенно не заменили на систему STRIL-90.



Однако, несмотря на эти успехи шведские военные не были избавлены от ряда проколов. Самым досадным из них стал случай со Шведским комсомольцем - советской подводной лодкой С-363, которая следуя надводным ходом села на камни чуть ли не у причалов Карлскруны.

Шведский комсомолец, Холодная война, ВМФ, Швеция, История, Авиация

Previous post Next post
Up