5 девушек по Сербии. 17-26 мая 2014. Часть 2.

Jun 15, 2014 17:09

Продолжение отчета. Первая часть здесь. Поехали!


21 мая. Лесковац - Царичин Град - Джаволя Варош - Куршумлия.

Утром 21 мая мы выехали к руинам византийского города Юстиниана Прима. Огромный по площади город, с улочками, остатками базилик, мозаик на полах, двориков, площадей и внешних стен. Дорога до Царичиног Града выглядит так: асфальт, а на обочинах маки и другие цветы. Так в это время года выглядело 88% сербских дорог, по которым мы ездили)



Сама Юстиниана Прима - это снос колпака. Реально огромный город, построен в 6 веке. Находится в полях рядом с селами Лебане и Прекопчелице (по-нашему "Черезпчелкино"). Полдня наверное там гуляли. Местами на полах домов сохранилась плинфа, местами - вообще мозаика. Причем если порыть песок чуть в стороны - мозаики становится больше. Сербы живут спокойно) Вот фотки площади, разных строений, полов и мозаик.





расширили площадь мозаик)



image Click to view



на руинах растет куча чабреца, набрали и засушили. Вы когда-нибудь пили чай с чабрецом из византийского города?



Пассажиры глазами водителя.



покидаем это замечательное место. Судя по гуглокартам, от Юстинианы Прима до следующего пункта - Джаволи Варош (кто читал прошлогодний отчет - должен знать , ЧТО это такое) есть какая-то дорога "напрямки". Как показала практика, "напрямки" - это размытая дождями щебнево-песчаная грунтовка через горы, по которой проедет УАЗ, но груженый Рено будет не очень рад. Местные все как один нам это и говорили, поэтому мы поехали в объезд по асфальту, о чем не пожалели.

Уже недалеко от Джаволи Варош на дороге все тот же знак с расстояниями до косовских монастырей. Это значит, что до Косово рукой подать.



в Джаволи Варош мы были в прошлом году уже в сумерках. Сейчас прибыли засветло и узрели, что ливни и оползни прошлись и по этому уголку Сербии.



там, где мы в прошлом году фотографировались у ручейка, теперь поток, размытые берега и рухнувшие деревья.





по сравнению с прошлым годом - появился прудик с водой. Там везде железные выходы, и вода на вкус, как будто ржавый гвоздь пожевать. Тем, кто более искушен, можно попить воды уже на горе - там она кислая как электролит.



так выглядит Джаволя Варош при свете/



все те же прошлогодние виды. Высота оп#зд#нительная.





чуть ниже скал стоит часовенка св. Параскевы, а рядом на дереве икона св. Саввы.



вечереет, спускаемся обратно вниз. Там стоит мирный югославский трактор, ликвидирующий последствия оползней и дождей.



и идем в старую добрую корчму "Два Амбара", где в прошлом году приветливые добрые люди грели нас у огня, поили, кормили, а потом еще и провожали в ночи до самой Куршумлии, чтобы убедиться, что мы нашли дорогу.



если в прошлом году мы прибыли в корчму под светом звезд, то сейчас было светло. Там нас встретили, и УЗНАЛИ те же прошлогодние хозяева. Они вспомнили даже то, что я сидела у огня в зеленых штанах. Год. У нас не знают, как соседи этажом ниже выглядят. Собственно, хозяева, повара и завхозы корчмы - Деса и ее муж Саша.



подарили им сувенирчики, в обмен получили милейшие магниты на холодильник - с фоткой корчмы, мужика с полиэтиленовым пакетом и зонтика) Сюда мы еще стопудово вернемся, уже почти родня.

Вышли из корчмы уже в темень. И как и в прошлом году, над головой огромные звезды, Ковш, стоящий перпендикулярно горизонту, и все тот же шум ручейка. Время тут идет как хочет, место очень необычное. Как и в прошлом году, мы собирались после Джаволи Варош ехать на Копаоник и там ночевать. Как и в прошлом году, не успели. Как и в прошлом году, заночевали в мотеле в Куршумлии) В этот раз правда веселее его искали.

Ехать ночью на Копаоник, по вечным горным серпантинам, было стремно, и мы это понимали все больше, чем темнее становилось. Тем более что расстрояние неблизкое. Было известно, что на Копаоник идет две дороги - одна херовая, вторая хорошая. В итоге мы несколько раз крутанулись туда-сюда мимо Куршумлии, пока решали, какая все-таки дорога хорошая и как на нее выезжать. На эти туда-сюда по трассе маршруту "поворот - мотель Стара Врба - заправка - перекресток" ушло минут сорок, и 4-звездочный отель на горнолыжном Копаонике за 25 евро на всех отступил перед усталостью, нежеланием ехать в ночи по серпантину над пропастями и не совсем четким пониманием того, по какой дороге. В итоге мы заночевали в мотеле "Стара Врба", месте, пропитанном колоритом и романтикой сербских дорог)

Администратор "Старой Врбы" оказался отличным мужиком и фанатом "Лад" и "Жигулей". На столике у него лежали кучи журналов про "Лады", какие-то вымпелы, плакаты с тюнингованными Девятками и Двенашками, фотки "классики" и так далее. Мужик сокрушался, что в России так мало наших машин, но мы его утешили, объяснив, что погрязшие в кредитных офисных повозках Москва и Питер не показатели, и наши регионы по-прежнему вполне котируют "Зубила" и ВАЗовскую классику.

У "Старой Врбы" было одно очень важное преимущество - душ. Как мы помним, в Пироте суперсовременная душевая кабина была напичкана свистелками и перделками и может быть, была способна выполнять супружеский долг, но сцуко настроить там необходимое - теплую воду - было настоящим квестом. Мотель "Стара Врба" уделал эту душевую кабину своей простотой. Занавесочка и душик с вентилями холодной и горячей воды, как в ванной. Просто и лаконично, а так как сил оставалось только на то, чтобы помыться и упасть кучкой на кровать, экономия времени на настройке душа была сокровищем.
На утро, когда мы ели в кафе мотеля завтрак, этот мужик специально зашел к нам попрощаться, так как уезжал в город.

22 мая. Копаоник - Нови Пазар - Сьеница - Приеполе - монастырь Милешева - Нова Варош - Златар

Утром мы выехали от Куршумлии и поехали искать "хорошую" дорогу на Копаоник. Прокрутившись в Куршумлии в расспросах, куда ехать, полчаса, мы в итоге выехали туда, где была дорога "не хорошая", и по которой мы в прошлом году не ехали. Размытая дождями грунтовка через горы. Слава Богу, что мы не поехали ночью, так как там и днем-то безлюдно практически. Добравшись до Копаоника, мы оказались на том же самом месте, где в прошлом году ели блины.



те же виды, только больше зелени и меньше снега и крокусов.





Копаоник - это крутой горнолыжный курорт, тут много всяких отелей, горнолыжных трасс и так далее. Так как сейчас не сезон, все это по сути пустует.
Привычная горная дорога.



Наша цель - спуститься с Копаоника и добраться до Рашки и Нови Пазара. Рашка - это историческая область Сербии, где, собственно, и было древнейшее сербское государство Рашка. Нови Пазар - сербский Ачхой-Мартан, центр мусульманского анклава. Находится на территории самой что ни есть православной и исторической Сербии, но в свое время был заселен принявшими ислам славянами и неславянскими элементами. Народа со славянскими чертами лица тут в разы меньше, сербов тут не так много. Но народ настроен дружелюбно, даже мусульмане, с которыми нам тут немало доводилось общаться, воспринимали нас как "своих". Сербы - радовались втройне. Но в целом Санджак оставил, как и в прошлом году, хорошее впечатление. Хотя тут не все гладко. У здешних мусульман активно культивируется особенный национализм, они требуют вести образование на бошняцком, хотят автономии и так далее. Особенно этот рак косит молодежь. Но нам повезло, и те мусульмане, которые нам встречались, были адекватные и дружелюбные. Про сербов я молчу)))
В Нови Пазаре - суета, толкучка, шум, жара. Мы заправились на заправке, где работали сербы, получили бесплатную еду в ларьке от мусульманина, знавшего русский, и поехали далеко-далеко, на юго-запад, в сторону Черногории, к монастырю Милешева.



По дороге до Милешевы мы насладились сельским колоритом юга Сербии. То в какой-то деревне у мусульман базарный день, то в какой-то деревне по трассе идут коровы и идут ровно столько, сколько хотят. Пейзаж начинает меняться. Тут горы уже поросшие ельником. Очень красиво, я думала, что в этих местах полная жопа, а у них там конкретные такие природные курорты. Какой-то дядька, у которого мы спрашивали, где с трассы поворот до Милешевы, нас потом ждал на дороге, чтобы сказать, что дорога от Сьеницы плохая, и лучше ехать кругом через Нову Варош (за что ему спасибо).
В итоге к Милешеве мы приехали чуть погодя, но на колесах. Нова Варош и городок Приеполе километрах в 15 от монастыря - это какие-то альпийские городишки, чистенькие и аккуратненькие, куча зелени, бульвары, горная река. Красота.

В этот день я установила личный рекорд - 7 часов 20 минут за рулем)

Монастырь Милешева был построен Владиславом Неманичем в 13 веке как задужбина.



Здесь хранились мощи святого Саввы Сербского (сына основателя династии Стефана Немани, брата первого сербского короля Стефана Первовенчанного и дяди Владислава). Турки монастырь разоряли 7 раз. Так как вся округа была под властью турок, оставшееся в живых сербское население активно ходило в монастырь молиться мощам св. Саввы. В итоге в 1537 году Синан-паша пришел сюда с карательной экспедицией, сжег монастырь, вывез мощи св. Саввы в Белград и сжег их на горе Врачар. Монахам удалось спасти только руку, которая похоронена в Милешеве. Несмотря на сильное разорение монастыря и гибель большей части братии, монахи через несколько лет собрали какие-то средства и в Венеции купили печатный пресс, и основали в Милешеве мощную типографию. Каждому свое.



Главным сокровищем монастыря, помимо мощеф св. Саввы, является фреска "Белый Ангел на Гробе Господнем". Эта фреска считается одной из самых ценных фресок мира. Автор - неизвестный византийский мастер 13 века.



Фреска действительно потрясает воображение. Находится на втором ярусе, но очень хорошо видна. Для сербов эта фреска - как для нас "Троица" Рублева. Главный такой символ.
Милешевские монахи писали письма с просьбами о помощи и Михаилу Романову, и из России пришли деньги и утварь. В 2007 году уральский бизнесмен подарил Милешеве огромный колокол - второй по величине в Сербии.

В войну монастырь опять разорили, пробили купола, сломали стену. Потом реставрировали, сейчас там полный порядок. Встретили там расчет черногорских спасателей, которые, судя по всему, возвращались домой из зоны наводнения (вроде Чачак) и заехали по дороге в монастырь.



Заночевать решили в шикарном отеле "Златарски Златник" в природном курорте в горах, на горе Златар рядом с Новой Варошью. Ели, горы, чистый воздух, тишина, королевские номера за 1200 рублей с человека - мы решили разок шикануть по-гусарски. Возле отеля есть плато, с которого открывается вид на долину.



23 мая. Каньон Увац, Ибарская магистраль, церковь Стара Павлица, Врнячка Баня.

Утром мы поехали на каньон реки Увац, в природный заповедник. С вертолета это место выглядит так.



там гнездятся орлы, пасутся овечки, с воды можно заплыть в пещеры, а можно зайти в другие, более глубокие, с берега. На берегу кемпинг, и совершенно дикая и девственная природа.



Разруливает в этом раю рейнджер Меско на Ниве, болельщик ФК Нови Пазар и энтузиаст. Его мы встретили случайно - выгрузились из машины и думали, как пойти к каньону, а он ехал на своей "Ниве" мимо и сам остановился и предложил нам все показать. Началась "аттракция" с поездки по горе с уклоном градусов 25 на "Ниве" вшестером. При этом Меско одновременно ехал по краю обрыва, доставал мобильный телефон, рассказывал про заповедник и делал еще кучу каких-то вещей. Было очевидно, что этот путь он проделывает ежедневно по несколько раз в течение десятка лет. Когда с дороги мы съехали на травянистый склон горы и со скоростью под тридцатку поехали вниз (а там внизу каньон) - было очень круто. В такие моменты ты понимаешь, почему все гламурные "джыпы" и с кучей свистелок и перделок садятся в первой луже, а на "Ниве" люди вывозят спизженный по осенней распутице лес, пашут огороды и между делом вытаскивают всякие застрявшие Ку Семь и Туареги из говна. Вот потому, блеать, что "Нива" едет по любой дороге, хоть в ней и жарко и шумно. Короче такой гордости за свою страну, как та гордость, когда мы вшестером херачили по 25-градусному склону вверх-вниз и вдоль и поперек, я давно не испытывала. Это реально Автомобиль. Нет, он второй мост подключил только когда мы в гору обратно ехали. Космос. Королевы в восхищении.



image Click to view



Затем Меско с товарищем повез нас на лодке по самому каньону, спокойно дав поуправлять нам лодкой.



по сути, мужики организовали нам индивидуальный тур.









В небе летают огромные орлы, которые гнездятся тут на скалах. Властелина Колец можно было бы снимать и в Сербии. На Дунае есть Аргонат, а тут - все остальное.





потом заехали в лагерь выпить ракии, и поплыли дальше, в пещеру. Настоящая Мория.







в прошлом году мы были в Ресавской пещере - там подсветка, красотища. А это - Мория. Тут с факелом)



спят летучие мышки



плывем обратно. С нас мужики взяли не за пятерых, а за троих. Очень крутое место, красота охренительная, и здесь можно реально неделю гулять и плавать и всего не успеть все равно посмотреть.

image Click to view





Едем обратно, в сторону Белграда. Опять возвращаемся в Нови Пазар и от него думаем выбираться до скоростной трассы. Но на выезде из Нови Пазара нас остановил гаишник. Как выяснилось, за выключенный ближний. А мы чего, мы в таких местах были, что там днем с фарами ездить - электричество тратить. Деньги не просил, штраф не выписывал. Подсказал, как включить и проконтролировал, что включилось) Когда увидел русские водительские права, заулыбался "Ааа, Руска федерация! Добродошли!!" и отпустил с миром. У гаишника мы спросили, что с дорогами и открыли ли Ибарскую магистралу - это одна из самых главных дорог Сербии, идущая на юг, по реке Ибар. Ее перекрывали, так как на нее и оползни сходили, и дорогу затапливало, и города вдоль нее. Оказалось, что все в порядке - уже открыли. И мы поехали, хоть уже и не надеялись, по Ибарской магистрале на Кралево. Для посетителей сербской пивнухи на Белорусской - тамошний администратор из Кралево)
Ибар привычно выглядит как сплошной мусорный поток с мусорными берегами, и деревьями, с веток которых свисает мусор - косовское албанье скидывает в реку мусор, чтобы он шел в Сербию. Сербам плевать, хотя построили бы заградительную сетку - и шиптаров этим мусором самих бы к хуям смыло и затопило водами Ибра. Но как есть так есть - выглядит страшно.

Заехали в Стару Павлицу - тут мы тоже были в прошлом году, но уже в темноте. А сейчас успели засветло. От древнего монастыря осталась церквушка, разные части - от 9 до 13 века.



Стоит на горе, над железнодорожным полотном, тоннелем и рекой.

Совершенно шедеврально исполненная табличка. Такое могли сделать только люди, влюбленные в паровозы!!! Чеканка!







в деревне на обочине стоит квинтэссенция автопарка Сербии





затем возвращаемся на Ибарску магистралу и едем уже до Кралево, вернее, чуть дальше - километрах в 20 от Кралева находится сербский курорт Врнячка Баня, одна из самых крутых бань Сербии, очень популярный среди русских. Но русские тут родину пока не позорят, тьфу-тьфу, едут осознанно и Сербию любят.

На трассе на горе стоит крепость Маглич - одна из крупнейших средневековых крепостей Сербии, очень хорошо сохранившаяся, подсвеченная. Но времени уже в обрез, поэтому проезжаем, как и в прошлом году. Во Врнячку Баню попали уже в темноте, при помощи тетенек на улице нашли отельчик, где мы решили остановиться, и упали спать. Завтра по плану - монастыри Жича, Раваница и Манасия и Белград.

24 мая. Чуприя, монастырь Раваница, Деспотовац, монастырь Манасия, Белград.

В Жичу мы с утра уже не успели, так как усталость, накопленная за неделю, брала свое, и необходимо было хоть сколько-то поспать. Поэтому поехали в сразу Раваницу.

Раваницу как задужбину построил в 1377 году князь Лазарь, по сути последний самостоятельный сербский правитель. Это одна из самых культовых фигур сербской истории, его имя у сербов - символ борьбы за родину. Пока другие сербские владары думали, как отсидеться или победить друг друга (как русские князья веком ранее), он собрал все какие мог остававшиеся сербские силы и дал туркам бой на Косовом поле в 1389 - это была последняя битва независимой Сербии. Туркам там вкрутили хорошей, годной пизды, пришили султана, но потери сербов были огромны, и это стало чем-то типа Бородино - большая кровопролитная битва, но победителя назвать нельзя. Лазарь попал в плен и был казнен. Сейчас мощи князя Лазаря хранятся в Раванице.



Раваница - один из красивейших монастырей, находится в горной долине, в очень тихом месте. Особенно славится каменной резьбой. Он очень сильно пострадал от чурок, угловая башня и стены превратились в руины. Но все равно там сейчас порядок, все что осталось в очень хорошем состоянии.



в храме тоже порядок, ведутся службы. Сейчас это женский монастырь, действующий.

В Раванице задержаться, к сожалению, долго не получилось. Надо было успеть с третьего раза попасть в Манасию - монастырь из категории "посторонним В". Как выяснилось, летели на всех парах туда мы напрасно - она в летний период работает не до 4, а до 7.

У ворот монастыря нас встретил прошлогодний пес. В прошлом году он ел бутерброды и йогурт, в этом году оценил сыр и картошку-фри.



Манасию построил в начале XV века деспот Стефан Лазаревич - фигура очень противоречивая. Начал с того, что вассалом участвовал во всех войнах османской империи, а потом дождался, когда Тамерлан наваляет туркам, и стал деспотом Сербии. Присвоил власть, прокачал сербскую армию, от венгров получил крепость Голубац и Калемегдан (в Белграде).



Монастырь тоже сильно пострадал от немытых. Был пробит и купол, и стены, сильно пострадали фрески. Зато сохранился оригинальный каменный узорчатый пол. Собственно, по цвету камня храма можно увидеть, где что было порушено.



сейчас в Манасии порядок, активно реставрируют руины. Монастырь действующий, женский.



На этом путешествие, как это ни печально, подошло к концу. В сильный ливень выдвигаемся в сторону Белграда, чтобы успеть доехать туда засветло.

На трассе в Белград мы попали под сильнющий ливень. Не видно вообще нихрена. Ну то есть вообще. Наконец увидели под мостом колонну стоящих на аварийке машин, и пристроились за ними переждать климатическую атаку. Такой вот ливень лил в Сербии почти неделю. Жуть.

image Click to view



Через какое-то время поток перешел просто в ливень, и можно было трогаться дальше. Приехали в Белград уже вечером, поставили машину на подземную парковку, которая прилагалась к квартире, и легли спать без сил.

25 мая. Белград. Музей Тесла, Калемегдан, собор св. Саввы.

С утра мы поехали искать автомойку. В выходной день в Белграде не работает 99% организаций, но мы нашли самопально-гаражную мойку, где нам вместо мойки кузов+коврики+пылесос за 400 динаров сделали полный комплекс с чернением резины за 0 динаров, потому что мы русские.

На заправке "Ниш петрол" нам насыпали шоколадок, так как мы русские, а сеть вроде принадлежит Газпрому.



Вернули машину мужику из конторы проката. Расставаться с машиной, от которой в течение недели зависело вообще все, очень грустно и печально, вот совсем.



Итоговый пробег этой поездки - 1610 км.



на этот раз Ежик ни разу не вытаскивался из машины, и все прошло безо всяких происшествий. Ежик - фартовый.

Рядом с нашей квартирой - Русский дом. Был закрыт, но все равно приятно. Судя по афише, там постоянная движуха и много мероприятий.



напоминания про годовщину натовских бомбежек.



Потом пошли в музей Николы Тесла. Там все его изобретения в подлинном виде, все включается, все работает. Лампа дневного света, загорающаяся у тебя в руке сама, конечно, впечатляет. Тесла был самым крутым человеком в XX веке б/п.

После музея Теслы пошли к собору св. Марка. Там была сербская свадьба - все как положено, с цыганским оркестром, швырянием мелочи горстями в толпу и так далее. Мне под ноги прикатился один динар, повешу на шею, когда свяжу себя вечными узами.

image Click to view



зашли в находящуюся рядом русскую церковь св. Параскевы Пятницы, где похоронен Врангель.



В прошлом году она была закрыта, в этом году нас впустили. Могила Врангеля - мраморный саркофаг. Поставила свечку. В русской церкви встретилась милейшая бабушка, у которой сын, по ее словам, несколько раз был в России, а она ни разу, но очень хочет. Подаренный магнитик с Москвой она прижала к груди и так и ходила с ним по церкви.

Идем дальше. На домах висят старые фотографии начала 20 века.



Победник все так же смотрит с Калемегдана на Саву.



очень стеснительный романтик. Стоял один и долго смотрел вдаль, а когда заметил, что его фотографируют, тут же поспешил сделать вид, что красота - для девчонок, а он просто отдыхал и ему вобще это не надо.



Для девчонок так для девчонок) Я заняла его место, наблюдая плывующие по Саве доски и щепки и уставленную мешками с песком набережную.



Этот позировать не стеснялся.



в глубине Калемегдана сидел мужик с собаками, и одна из них каталась спиной по траве, хрюкала и сучила задними лапами.



цветут розы, и вообще красиво.





пока сидела на стене, послушала лавочный акустический концерт. Патлатый чувак, очень похожий на Бору Джорджевича в молодости, пел песни Рибли Чорбы. Фоткать его я постеснялась, зато хорошо запомнила.



Ежик на Калемегдане, на фоне Савы и Дуная.



медленно день склонился к вечеру. Опять собор св. Саввы в ночи. С лавочки, на которой я сидела, было хорошо видно, как Марс идет четко над куполом собора. Красиво.



потом на лавочку пришли два парня лет под 30, курили и запивали какой-то газировкой. Я долго искала подвох, но газировка явно была обычной газировкой. Ничего, скоро домой вернусь - насмотрюсь на наших пузатых задротов метр с кепкой.



26 мая. Белград, Москва.

С утра мы вышли на остановку, где останавливается (судя по табличке) рейсовый автобус в аэропорт. Какая-то бабулька, увидев, что мы с чемоданами и поняв, что мы в аэропорт, подошла и сказала, что автобус на самом деле остановится не там, где табличка, а метрах в 100 от остановки. Она была права, и спасибо ей, так как мы бы не успели добежать - ушел он быстро.

Собственно, вот и все. В аэропорту нас ждало аэрофлотовское летадло, позорящее имя Мейерхольда, которое доставило нас в Москву-матушку. Много, чего не успели, много, куда не попали, так что есть повод вернуться, и не раз. И музей авиации в Белграде, и много хороших и добрых людей ждут.
Previous post Next post
Up