Обычно на такие темы пишет rose_princesse, а я, отписываясь в комментариях, пытаюсь искать причины проблемы или даже говорить, что не все так печально. Но сейчас влезу в ее шкуру. Свежайшее впечатление. Сегодня в иностранке в читальном зале приличный на вид мужик начинает в голос говорить по телефону. Библиотекарь ему жестами показывает, что нужно выйти. Он, как ни в чем ни бывало, договаривает, а потом приказным тоном говорит: "Там в холле дети орали, лучше пошли бы, сказали, чтобы прекратили!"...........................................................Ну да. Часа за полтора до этого попищал ребенок (по субботам в иностранке какие-то кружки для дошкольников, говорят, что они рисуют витражи :))).
И что, это повод взрослому мужчине говорить по телефону в зале, и потом хамить сотрудникам? Откуда в нас этот заряд такой унизительной агрессии? У человека, выходит, безусловный рефлекс: сделали тебе замечание - дай в ответ по морде. И это, напомню, Всероссийская Государственная Библиотека Иностранной Литературы имени М.И. Рудомино. Не Перовский базар. К сожалению, люди в нашем обществе глубоко не уважают ни окружающих, ни, по большом счету, себя.
Уважающий себя человек не будет хамить пожилой тетушке, даже если она в конце концов не права. Это будет делать человек с комплексом обиженного, который во всем видит атаку, оскорбление. Вспоминается Эриссон, где у кого-то из француженок была мелкая собачка, которая заливалась истеричным лаем при первом моем приближении. Защищалась... Хотя нужна она мне была, как свинье паровоз. Увы, среди наших людей очень встречается душ, родственных той собачке.
P.S. Собственно, я не хочу дальше развивать мысль, потому, что до меня эту проблему уже ясно изложил Ю.М. Лотман, и добавить к этому я ничего не могу.
http://www.youtube.com/watch?v=PgCeijUsh8E . Скажу только, что это явление не просто неприятно в бытовом отношении. Исходя из того, что разъясняет Ю.М. Лотман, хамство имеет глубокие социальные причины и такие же последствия. Такое общество не может быть демократическим. Люди в нем будут слушаться только тех, кто им может нахамить, а они не смогут ответить. И не будут слушать тех, кого они сами могут безнаказанно пнуть. И пока мы не выберемся из общества лакеев и не начнем себя уважать, нет смысла добиваться, чтобы нас уважали другие. Сколько бы мы Олимпиад ни провели и сколько бы мы ни рассуждали о "братстве" с отдельными народами.