Jan 22, 2011 00:55
"Если бы это был мой сон…"
Фильм манил именами Джонни, Хелена, Тим - и пугал отзывами друзей. В итоге он меня не разочаровал, но ввел в подобие шокового состояния от того, насколько легко и играючи Бартон уничтожил Страну Чудес, изничтожил Волшебство, опустив его до уровня повседневных забот заштатного психотерапевта.
Маленькая Алиса страдает от ночных кошмаров, синяки под глазами не проходят даже к 19-ти годам, когда благопристойной барышне положено порвать с детством радикальным путем замужества. Она не носит корсет и чулки - подростковый протест вкупе с инфантилизмом налицо. В решающий момент предложения руки и сердца, когда Алисе нужно сделать шаг и покончить с детством, перед напряженно молчащей толпой родных и близких (такой момент еще будет, но уже в Королевстве), Алиса сбегает - в прямом смысле сбегает от ответственности за спасительной галлюцинацией - Белым Кроликом, проваливается в нору и, очевидно, лишается чувств.
Богатое воображение, унаследованное от отца, сплетает воедино детские ночные кошмары и реальность. Подсознание Алисы, находящейся в обмороке, решает, как именно закрыть гештальт (порвать с детством и кошмарами). Разумеется, нужно сразиться со своими страхами, убить своего Дракона - Бармаглота. Подсознание Алисы успешно проходит этот квест, сама она приходит в себя, говорит родным и близким, как они ей все надоели, и - уходит в свободное плавание, во всех смыслах этого слова. Порадуемся же за разумную Алису, но…
Но что происходит с волшебной Страной Чудес?
Белая Королева на поверку оказывается банальной ведьмой с видимым психозом, к тому же еще брезгующей вынести справедливый приговор либо великодушное помилование Красной Королеве и Валету. В итоге она приказывает приковать их (ранее союзников, а уже злейших врагов) приковать друг к другу и тем самым благословляет двойное убийство. Ясно же, что выйдя из кадра, они начнут мочить друг друга, пока не достигнут успеха. Волшебный напиток-увеличитель, как выясняется, готовят (в числе других компонентов) из отрубленных пальцев каких-то чудищ. И не факт, что их (пальцы) чудища добровольно поставляют, значит, где-то в Королевстве есть скрытые от зрителя теплицы для содержания (разведения?) этих существ, чьи отрубленные персты будут пущены на содержимое пузырьков с этикеткой "выпей меня". Шляпнику, безответно влюбленному в Алису, предстоит лишь окончательно оболваниться. Даже гусеница Абсолем, которого некоторые (в шутку?) называют Абсолют, мудрейший из мудрейших, окукливается и умирает, превращаясь в бабочку. И это не "пекло пересотворения" Экзюпери, не трансформация в нечто Большее, - а просто добровольный уход.
И все же даже в агонии Страна Чудес находит для Алисы несколько капель волшебства - и, конечно же, это слюна с клыка убитого Алисой (вошедшей отчего-то в образ Жанны Д'Арк) Дракона-Бармаглота. Необычайной величины подарок передает Белая Колдунья Алисе. Выпить слюну убитого чудища - значит, вернуться домой, оставив, наконец, в прошлом Страну Чудес и надоедливые детские сны. Уничтожив ее окончательно. Не выпить - значит, остаться в волшебстве (или сдвинуться с катушек, как старая дева Тётя Имогена, грезящая из глубин своего помешательства о Принце?). Разумная Алиса покидает волшебную страну.
Но что же это означает?
Если бы Алиса проиграла в схватке с Драконом, он бы точно ее сожрал, и его слюна так или иначе смешалась бы с ее внутренностями - и Алиса счастливо бы вернулась обратно. Правда, память у нее наверняка отшибло бы напрочь, она согласилась бы на замужество и жила бы как-нибудь, пока не умерла. А Страна Чудес бы осталась, правда, под прежней тиранией Красной Королевы. Но она бы осталась. И однажды туда пришла бы Настоящая Алиса, и все было бы по-другому… Но, увы, никто не послушал хтоническую мышь Соню, а ведь она предупреждала, что эта Алиса - не Та…
Алиса в самом деле оказалась не та - уничтожив Страну Чудес и порушив надежды родных и близких на прекрасных внуков, Алиса твердой рукой повела торговые каравеллы компании своего отца экспортировать товары из Китая, тем самым приложив пресловутую руку к эксплуатации детей, женщин и прочего населения этой несчастной страны.
Вот так, запросто, из кроличьей норы - в торговки. История занимательная, но - Тим Бартон, как ты мог так надругаться над Страной Чудес?