Полгода назад я - наивная поместила в сообществе «Что читать» пост под похожим названием. Как говорится: нашла с кем обсуждать, у кого спрашивать! Мат-перемат, демагогия, оскорбления авторов. Единственным светлым пятном в так называемом обсуждении были комментарии моих друзей - Ларисы Тепляковой и Сергея Шелепова. Искупавшись в помоях, я из этого сообщества вышла. Однако вопрос остался, и мне, как автору, он не даёт покоя.
Итак, повторяю пост и вопрос.
То, что мы находимся в истоке реконструкции книжного бизнеса - это ясно, и кризис в данном случае - не причина, а следствие. Состояние нынешнего книгоиздательства напоминает перитонит, требующий срочного хирургического вмешательства. В сообществах и блогах ЖЖ неоднократно обсуждались вопросы, связанные с кризисом в книгоиздательстве, и это не случайно. В связке издатель - автор - читатель, с моей точки зрения, самым инновационным звеном является автор. Среднестатистический издатель доказал свою несостоятельность и растерян; многие читатели, вскормленные низкопробной литературой, «посадили» вкусовые рецепторы; а многие авторы до сих пор борятся за светлое будущее литературы.
Такая позиция вызывает уважение, и показатель интереса к совокупному мнению авторов - явное или скрытое присутствие издателей и читателей в авторских блогах.
Итак, не вызывает сомнений: автор - субъект книжного бизнеса, а книжный бизнес - субъект рыночной экономики, главная цель которой - получить прибыль. Однако книжный бизнес напрямую связан с культурой, и в этом его принципиальное отличие от других видов бизнеса.
Ещё одна особенность бизнеса, в котором участвуют и авторы, и читатели. На этом рынке товар - книга, а она, как известно, дуалистична. Книга имеет материальную форму и духовное содержание, включающее в себя авторский взгляд.
Товар книжного бизнеса уникален, книга - не Пепси-Кола - выпил, выбросил бутылку и забыл. Книга - это экстракт мыслей, наше историческое прошлое, поэтическое восприятие окружающего мира, человеческие страдания, опыт, наконец.
Чем для вас является книга?
Что от неё вы хотите получить?