Приведу отрывок из моей книги "Ролевые игры" (о книге писала здесь
http://eyange.livejournal.com/184311.html) .
Интересно, как бы вы ответили на вопрос: компьютерные ролевые игры - это благо или зло?
Ролевые компьютерные игры входят в жизнь с космической скоростью. Причина понятна - они позволяют быстро войти в иной мир и проиграть роль сюжетного героя. В интернете и на страницах профильных журналов идёт спор - вредны или нет компьютерные игры? Дети считают, что компьютерные игры - это круто. Родители заняли выжидательную позицию. И родителей можно понять. Ребёнок, уткнувшийся в компьютер, не мешает, не капризничает, не донимает вопросами. Психологи бьют тревогу и говорят, что компьютерные игры - мина замедленного действия.
Дейвид Гроссман, автор книги «Об убийстве», пишет, что механизм воздействия электронных игр схож с боевой подготовкой, направленной на то, чтобы солдаты преодолели врожденный барьер перед совершением убийства. Стрельба по мишеням в виде человеческих фигур сродни формированию боевых навыков. "Такие игры подавляют врождённые чувства сострадания, формирую агрессию и тупое равнодушие", - считает Гроссман.
В результате на наших глазах появляются люди-монстры, люди-роботы - бессердечные, жестокие, неэмоциональные. Игры, пропитанные насилием, прививают вкус к убийству и закладывают программу на остальную жизнь. Идёт механизация человечества и появление механической жизни и механического мышления.
Рассмотрим классификацию ролевых компьютерных игр.
1. Игры с видом от первого лица (участник игры становится компьютерным персонажем). По мнению психологов, это - самая опасная категория игр, т.к. игрок вживается в роль и идентифицирует себя с тем образом, от имени которого играет.
2. Игры с видом от третьего лица. Это так называемые «игры-квесты». Игрок не ассоциирует себя с главным героем, однако его приключения оказывают на ребёнка сильное психологическое и эмоциональное воздействие.
3. Игры со стратегическим уклоном. В этих играх ребёнок выступает в роли командующего армией, президента, мэра какого-то города и даже Бога. Бытует мнение, что подобные игры развивают логику, тактику, системное мышление. Однако при наличии богатого воображения такая игра может вывести из состояния душевного равновесия. Ребёнок вживается в роль, чувствует ответственность, поэтому любые трудности на пути к победе могут привести к внутренним драмам.
По прогнозам специалистов, рынок компьютерных игр будет неуклонно расти, т.к. их производство - высокоприбыльное дело. Отсюда ясно, почему в СМИ - сотни статей, доказывающих пользу компьютерных игр для детей. Для справки скажу, оборот производства компьютерных игр уже сейчас приблизился к десяти миллиардам долларов в год, что превышает оборот американской киноиндустрии.
Если сравнить чтение «ужастиков», просмотры фильмов-ужасов с игрой в «жёстокие» компьютерные игры, можно определённо сказать: первые две категории - «лёгкая разминка». Играя в ролевые компьютерные игры, ребёнок идентифицирует себя с персонажем. Он сам принимает решения, сам убивает, сам берёт ответственность. При чтении или просмотре фильма ребёнок - пассивный наблюдатель. К этому надо добавить немаловажное обстоятельство: фильм идёт пару часов, сложная компьютерная игра может длиться десятки часов.
Ученые университета Тохоку (Япония) обнаружили, что компьютерные игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение. Грустное открытие. Поколение с «синдромом Вельда» получает от компьютерных игр и прививку жестокости, и падение умственных способностей одновременно.
И последнее. Родители, воспитатели, психологи, наблюдающие за детьми, играющими в ролевые компьютерные игры (о развивающих компьютерных играх не идёт речь), едины в одном - чем больше у ребенка проблем в жизни, тем охотней он погружается в виртуальную реальность. Благодаря компьютерным играм, ребёнок на некоторое время оживает, и его настроение улучшается. Ведь всё так ярко, сказочно, оптимистично - в игре у тебя несколько жизней, стоит нажать на кнопку, и тут же будет результат. Но это сначала. А вот потом начнутся реальные проблемы. Об одной из них давно говорят врачи. По их словам, частые световые мелькания отрицательно сказываются на ритмах головного мозга. Удовольствие достигается простым возбуждением некоторых структур в головном мозге, что расслабляет и действует как наркотик. Дети в игровой компьютерной эйфории ничего не хотят, ничем не интересуются, не развиваются, не мыслят позитивно.
Что говорят сами дети о компьютерных играх и о своём взаимодействии с компьютером можно увидеть в следующей подборке. Взглянув на неё, приходит мысль: может быть, мы, взрослые, преувеличиваем опасность от компьютерных игр; может, «не так страшен чёрт, как его малюют»?
![](file:///C:\Users\1\AppData\Local\Temp\msohtml1\01\clip_image002.jpg)
Говорят дети
- Сынок (3 года 8 месяцев) с пеной у рта рассказывает:
"Мама, я играю в одну игру - у меня там космос, планеты, космические корабли, я захватываю планеты и коло... коло... коло...". "Колобок?" - спрашиваю я. Сын не очень уверенно: "Ну да... колобок..." Почёсывая затылок, уходит, и вдруг вспоминает: " Я КОЛОНИЗИРУЮ!"
- Сын играет с папой в войну. Папа стреляет и «убивает» его.
- Всё, - говорит он. - Ты убит.
- Нет, папа, подожди. Переходим на пятый уровень у меня ещё восемь жизней.