«Мудрость или свою значимость, можно выразить по-разному, некоторые люди выражают их через свою бороду»
Природа или подшутила или сделала это целенаправленно, но мы не задумываемся и уже не обращаем никакого внимания на то, что волосяной покров у бессознательных млекопитающих она оставила по всему телу, а вот сознательных, она его практически лишила. Взамен, природа оставила у всех людей непрекращающийся всю жизнь процесс роста волос на голове, а под носом, на щеках, подбородке только у особей мужского пола.
Причинами изучения этого природного парадокса пусть занимаются учёные биологи и генетики, а в этой заметке, повествование пойдёт о том, чего не избежать ни одному мужчине, если он не будет бриться, это о его бороде и усах, но больше всего о бороде.
И так, борода и усы, то есть оставленный без бритья и стрижки волосяной покров на лице мужчин, что это? Наказание природой, за какие-то их «грехи» перед ней или наоборот, «подарок» от природы.
Наказание, как вы догадываетесь, заключается только в одном - в постоянном, практически ежедневном бритье лица. Дотошные исследователи подсчитали, что если мужчина будет уделять процессу бритья хотя бы порядка десяти минут в день, то в среднем, он, в течение своей жизни, будет находиться в состоянии бритья лица непрерывно, почти пять месяцев.
В древние, доисторические времена у первобытных мужчин не было выбора, борода и усы росли сами по себе, никто из них и не помышлял их укорачивать, а если это и происходило, то только случайно, от огня костра. Хотя, на многих картинах и иллюстрациях, художники почему-то, изображают их без бород и усов, как говорится, «вольному - воля», но не очень-то верьте этому.
В процессе своего развития, овладение нашими древними потомками ремеслом изготовления разных изделий из меди и железа, совершенствования у них образного мышления, дошло дело до бороды и усов. А случилось это, по предположениям археологов, где-то за пару тысяч лет до нашей эры, в одной из колыбели нашей цивилизации - Древнем Риме. Для стрижки овец римляне изобрели инструмент, который сегодня известен всем нам, как ножницы, а затем применили его и для подстрижки своих бород и усов. Не исключено, что такой или подобный ему инструмент, в те далёкие времена, мог появится и у других древних народов. По всей видимости, мужчинам понравилось быть стриженными, а может быть, больше это понравилось их подругам. Обстриженные головы и лица мужчин их сразу молодили, как говорится, «делали их обаятельными и привлекательными».
Известно, что процесс человеческого развития не стоит на месте. Следующим инструментом, избавившим мужчин от постоянно растущих бороды и усов, как не трудно догадаться, стала бритва - заточенная неширокая полоска из меди или железа. Опять же, по утверждению археологов, такой инструмент впервые появился уже ближе к нашей эпохе, где-то за полторы тысячи лет до нашей эры в древних Индии и Египте. Не исключено, что ещё до появления металлических ножниц и бритв, с целью укорачивания бороды и усов, древние мужчины вполне могли использовать и острые кремневые камни.
В древнем, а затем цивилизованном мире, у разных народов было разное отношение к бороде.
Так, в древней Месопотамии, у неё есть ещё и другое название - Междуречье, расположенной в среднеазиатских землях между реками Тигр и Евфрат, мужчины очень заботливо относились к своим бородам, аккуратно их подстригали, мелко завивали и смазывали разными ароматными маслами, делая их гладкими, как шёлк. Месопотамцы, принадлежащие в те времена к высшему обществу, вплетали в свои бороды шёлковые ленты и золотые нити. Древние ассирийцы красили бороды в черный цвет, а персы - в оранжево-красный.
Смазывали волосы бород маслом и древние индусы, а, в особо торжественных случаях, красили их в красный или темно-синий цвет.
Бережно относились к своим волосам на бороде, носящие её древние греки. Они их аккуратно завивали, тщательно, красиво, укладывали, как, впрочем, и на голове тоже. Надо сказать, что в Древней Греции, отношение к ношению бород у мужчин было вольное, то есть по желанию, но все древнегреческие учёные и философы считали ношение ухоженных бород обязательным. Такое их персональное выделение среди прочих мужчин, в дальнейшем, передалось подобным им людям Древнего Рима, а затем, распространилось, и по всей Европе.
Скульптурные портреты древнегреческих философа Аристотеля (годы жизни 384-321 до нашей эры) и поэта Гомера (годы жизни неизвестны, проживал где-то между 9 и 8 веками до нашей эры).
Древние турки и индусы старались отрастить бороды, как можно длиннее, что считалось символом мудрости и достоинства. У многих древних народов самым унизительным наказанием для мужчины, считалось лишение (обрезание) его бороды. А в Древнем Египте, бороду имели право носить только фараоны, как знак высшей власти. Для предания молодому фараону, у которого ещё не было своей бороды, властной значимости, к его подбородку подвязывали макет бороды, отлитый из чистого золота. Когда фараон умирал, то, до избрания очередного претендента на его место, макет такой золотой бороды носила жена умершего фараона, как символ непрерывности продолжения высшей власти в Египте.
Золотая маска фараона Тутанхамона умершего восемнадцатилетним (годы жизни 1341-1323 до нашей эры).
В Древней Иудее борода считалась главным украшением мужчин, и, не носить её, было запрещено религиозным законом.
В Китае, Японии, Корее, мужчины, волосы бород и усов, не стригли до конца своей жизни. У народов этих стран, как и других восточноазиатских, они, как правило, были не длинными и редкими, не мешали жить их носителям. Мужчины-артисты, тех народов, игравшие демонов и фантастических существ в театральных постановках, компенсировали такой недостаток, привязывая к подбородку самодельные бороды огромных размеров из шелковых нитей, растительных волокон и больших перьев птиц.
Великий полководец Александр Македонский, который в ходе многочисленных сражений завоевал земли Персии, Египта, части Индии, Причерноморья, сам не носил бороды и требовал от всех своих воинов стричь её, считая, что во время сражений противник, схватившись за бороду конного воина, может сбросить его с коня и повергнуть на землю.
Александр Македонский (годы жизни 356-323 до нашей эры) во главе своего войска в одной из битв.
Начало массового бритья бород положили римские императоры, где-то в конце первого тысячелетия до нашей эры. Они, считали, что бороды на лице римлян, являются признаками их схожести с дикими варварами - северными соседями римлян из германских племён, которые никогда не стригли и не расчёсывали волосы, растущие на головах и лицах. Для бритья римлян, императоры приглашали из Древней Греции лучших брадобреев, которым разрешалось открывать парикмахерские на всех главных улицах Рима и в других больших римских городах. Что интересно, греческим брадобреям разрешили бритьё бород, за небольшие деньги, только вольным людям. Римлян, имевших рабов, обязали, у тех же брадобреев обучить такому умению назначенных рабов и бриться затем у себя на дому.
Мужчины скандинавских (варяжских) и других северо-западных европейских народов, бороды периодически подстригали, но не брили их. Процесс бритья бород у этих народов, начался где-то в середине первого тысячелетия нашей эры, по мере постепенного проникновением христианства на их земли. Что касается тех, кто с мечом в руках навязывал языческим народам католическую христианскую веру, то, во времена крестовых походов на «неверные» земли, рыцари-крестоносцы давали себе обет не стричь бороды и волосы на голове до тех пор, пока не обратят всех «неверных людей» в христиан.
На британских островах, даже после обращения их жителей в христианскую веру, королей Британии - Уильямом Первым, в начале второго нашего тысячелетия, потребовалось принятие специального закона, требующего, чтобы все жители британских островов, брили бороду и усы.
В Европе, начиная со средних веков и до нашего времени, ношение бород и усов жестко не ограничивалось. Все мужчины, при этом, ориентировались на то, что носит на своём лице главный правитель страны. Усы с бородой, только усы или бороду, или ничего. Волны такой своеобразной «моды» катились по странам Европы много веков подряд и сегодня, элементы такого подражательства, сказав это, не ошибусь, сохранились.
В истории Европы имеется интересный, парадоксальный пример, связанный с бородой. Британский король Генрих VIII, сам носящий бороду, когда в королевстве стало совсем худо с деньгами, в 1535 году, для пополнения казны, ввёл налог на бороду. Причём, чем богаче был бородач, тем больший с него взимали и налог.
Британский король Генрих VIII (годы жизни 1491-1547).
В средние века в европейских странах появилась уже целая «армия» брадобреев, которые стригли и подвивали бороды всем желающим. Многие из них, вели бродячий образ жизни, передвигаясь из одного поселения в другое, в которых, за небольшие деньги, предлагали местным жителям свои профессиональные услуги.
Своеобразным было и отношение глав христианской церкви к бородам у священнослужителей. В первом веке нашей эры, шестой Вселенский Собор, запретил им стричь бороды, а двенадцатом-пятнадцатом веках, римские папы, наоборот, запретили им ношение любых бород и усов. Римский папа Юлий II, в начале шестнадцатого века, восстановил старые порядки. Католическим священнослужителям разрешили ношение бороды и усов. Такая «милость» римского папы Юлия II, сохранялась почти двести лет. Классическим примером ношения усов и бородок слугами господними в те времена, может послужить портрет известного всем нам французского Кардинала Ришелье.
Кардинала Ришелье (в миру Арман-Жан дю Плесси, годы жизни 1585-1642).
В 1700 году, римский папа Клемент XI распорядился всем католическим священникам сбрить бороды и впредь не носить. С того времени, такое его решение, сохраняется неизменным до наших дней.
Римский папа Клемент XI (годы жизни 1649-1721).
В восемнадцатом веке в Европе, у знатных вельмож и богатых людей, в обиход их жизни вошло гладко выбритое лицо. А вот в Польше, паны бороды брили, но усы не трогали, отпуская их, как можно длиннее и завивали.
В США, «свободной стране», каждый имел право выбора - носить бороды и усы или нет. На президентов, при этом, никто не ориентировался. Первым из Президентов США, носивших бороду, был Авраам Линкольн. После него, в США насчитывалось ещё порядка пяти президентов-бородачей, но это, как говорится, был только их личный выбор.
В начале двадцатого века у мужчин, во всём мире, появилась своеобразная тенденция - подражать в ношении бород или усов своим кумирам - артистам оперы, оперетт, цирка, кинематографа или спортивным чемпионам. Эта «мода» оказалась очень живучей и успешно перешла в наш двадцать первый век.
В современном мире, любители ношения бород и усов, бакенбард, стали объединяться в клубы и партии, проводить соревнования на самую оригинальную, самую длинную или самую естественную бороду.
Победитель мирового соревнования бородачей в номинации «Самая причудливая борода 2011 года».
Не отстала в этом направлении и современная Россия, в которой, начиная с 2013 года, в Москве, ежегодно проводятся чемпионаты под названием «Russian Barber Week» (Неделя брадобрея России), на которых выявляется лучший мастер по подстрижке бород.
Мировые рекорды, связанные с бородой и усами, постоянно фиксируются в «Книге рекордов Гиннесса».
Книги рекордов Гиннесса, изданные в разные года прошлого и нашего веков (начали издаваться с 1955 года по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннес», для забавы посетителей их пабов. В них, поначалу, печатались интересные факты и забавные случаи, произошедшие в мире, странные и экстравагантные достижения различных людей. В дальнейшем, они превратились в ежегодные справочники о всех известных рекордах, достигнутыми людьми или животными, об уникальных природных явлениях, достижениях культуры и тому подобное).
Так вот, в первой такой книге прописано, что самая длинная борода, которая составляла пять метров шестьдесят три сантиметра, была у норвежца Ганса Лангсета, родившегося в середине девятнадцатого века. Этот рекорд до сих пор в мире не побит, а борода Ганса Лангсета, после ухода его из жизни, была передана на хранение в Национальный музей естественной истории Норвегии.
Ганс Лангсет (годы жизни 1846-1927).
В той же Норвегии, у капитанов торговых судов или яхт, появилось и распространилось по всему миру ношение, так называемой, шкиперской бороды. Бороды у шкиперов есть, а вот усов, нет.
Всё вышеприведённое, в основном, касалось отношения к бороде за рубежом. А как у нас в России? Такое же, как и у них, или Россия, как всегда, идёт своим путём? И, да и, нет!
На Руси славяне носили и чтили бороды с незапамятных времен, ещё задолго до принятия христианства. Борода была признаком мужественности, мудрости и силы. Бороду ежедневно, поутру, расчесывали, оберегали ее, ухаживали за ней. С человеком, у которого была нечёсаная или растрёпанная борода, не здоровались и обходили его стороной. Сохранилась легенда, что князь Ярослав Мудрый лично наказывал тех из своего окружения, кто небрежно относился к своей бороде. И не было худшего оскорбления мужика на Руси, чем плевок в его бороду. А самым тяжёлым наказанием провинившемуся человеку, считалось полное срезание его бороды. С принятием на Руси христианства, борода стала ещё и признаком, что носящий её, является православным человеком.
На Руси, до начала Смутного времени, бритье бороды считалось грехом, который, как утверждали священники, не смоет кровь всех великомучеников, и отказывали безбородым в божьем благословении. В «Русской правде», которая являлась основным сводом законов на Руси со времён того же Ярослава Мудрого до принятия Иваном IV (Грозным) своего Судебника, за порванную или вырванную в драке бороду, полагался огромный штраф в двенадцать гривен. Столько же, сколько за убийство чужой скотины или холопа (одна гривна - это брусок серебра весом порядка двухсот грамм, а за одну гривну, в те времена, можно было купить одного коня или двух коров).
В нашей истории тех далёких времён, сохранился примечательный пример отступления правителями Руси от вековых канонов ношения русскими бороды. Великий князь Владимирский и Московский Василий III, поддавшись влиянию своей молодой жены Елены Глинской, матери будущего Ивана IV (Грозного), родом из Великого княжества Литовского, в котором в те времена бороды брили, однажды побрился и, пришёл в таком виде на заседание Боярской Думы. Бояре, не узнав царя, чуть ли не попадали в обморок и начали усиленно креститься и молиться. Московский митрополит Даниил осудил такое отношение Василий III к своей бороде и попросил его, больше так не поступать, чтобы не сеять смуту на Руси.
В последующие века, бороды на Руси, стали потихоньку коротко постригать, а отдельные «вольнодумцы» и брить их. Первые цари из рода Романовых уже не осуждали и не наказывали приближённых, если они брили бороды, безбородые мужчины лишь порой наталкивались только на их осуждение со стороны служителей православной церкви.
В принуждении всех русских мужиков к бритью бород и усов, потребовалась решительность и воля молодого царя Петра I, который вошёл в историю России, как её первый безбородый царь.
Вернувшись в 1698 году в Россию из полуторагодовой поездки по Европе, в составе Великого посольства под именем Петра Михайлова, в которой он посетил Ригу, Кенигсберг, обучившись там артиллерийскому делу, Англию, изучив в ней чертежи, по которым англичане строили свои военные корабли, Голландию, в городе Саардаме в которой, поработал на верфи под видом плотника, Австрию, в которой наглядно осознал всё отставание его Руси от западной культуры, на первом же торжественном приеме бояр в селе Преображенском, потребовал, чтобы они сбрили свои бороды и окоротили длинные рукава своих кафтанов.
Видя явное сопротивление его воле и неисполнения таких требований, Пётр I издал Указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», по которому все на Руси, обязаны были брить бороды и носить «германские» неширокие одежды, с укороченными до кистей рук рукавами. Указ вышел за неделю до Нового года, который, в те времена на Руси, начинался первого сентября и вступал в силу в первый же его день. На первом сентябрьском новогоднем пиру, Пётр I лично, вместе со своими шутами, встречал всех приглашённых и, у всех гостей, имеющих бороды, шуты царя, со смехом и улюлюкиванием, обрезали их.
Сохранилась легенда, что у самых непокорных бояр царь Пётр, под хохот своих шутов, сам лично рубил их бороды на плахе и укорачивал ножницами рукава кафтанов.
Не церемонились царские слуги Петра I с бородачами и за пределами Москвы. «Бороды резали у нас с мясом, русское платье обрезывали, учинив от того много плача» - жаловался Петру I астраханский воевода Тимофей Ржевский.
Этим же Указом, Пётр I обложил всех бородачей специальной ежегодной пошлиной. А через год после введения налога на бороду, для подтверждения её уплаты, ввёл ещё медные и серебряные жетоны, или, как их называли в народе, «бородовые знаки». При этом, Пётр I, ничего в этом деле не придумывал. Он просто взял в пример ряд стран Европы, в которых в те времена, уже существовал налог на бороду для пополнения казны.
Надо сказать, что за право ношения бород, наши бородатые предки стали биться не на жизнь, а на смерть. По всей Сибири, особенно в поселениях старообрядцев, поднялись бунты. По Руси был пущен слух, что у нечистого царя Петра борода вообще не растёт, поэтому он и требует стричь её у народа. Видя такое массовое неповиновение его требованиям по бороде, Пётр I в 1705 году издал другой Указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов». Ежегодную пошлину на бороду этим указом не отменили, а разделили её по стоимости, в зависимости от социального положения бородачей, на пять групп. В первую, с самой большой пошлиной, вошли все дворяне и чиновники. За ними следовали: купцы первой статьи (в дальнейшем - гильдии); купцы остальных статей и горожане; слуги, извозчики, ямщики; церковные причётники, то есть все церковнослужители за исключением священников и диаконов. Надо напомнить, что в христианской церкви священники обязаны были носили бороды по решению шестого Вселенского Христианского Собора 680 года. Своими корнями это правило уходили во времена жизни Иисуса Христа, который носил пусть и небольшую, но бородку. У католических священников это требование было отменено римским папой Клементом XI в 1700 году. В православной церкви требование шестого Собора к бородам диаконов, священников и выше им по церковному чину, сохранилось до наших времён.
Через десять лет эту пошлину сделали равной для всех бородатых россиян, избавив от неё только крестьян, да и те, при каждом въезде в город, обязаны были уплачивать в казну за свою бороду по одной копейке.
После Петра I «бородовые» знаки за уплату пошлины с бороды, стали чеканится ромбической формы. На лицевой стороне у них была надпись «С бороды пошлина взята», а вот обратная сторона, была гладкой. По гурту знака шла чеканная подпись «Борода - лишняя тягота».
В народе, порой, «бородовые» знаки использовались, как мелкие разменные монеты, и получили ещё одно название - «бородовая копейка».
Хотя после эпохи правления Петра I почти вся Россия стала бриться и стричься, его дочь - императрица Елизавета Петровна, несмотря на давление окружающих её вельмож, оставила налог на бороду в силе. Михаил Ломоносов, иронизируя по поводу такого её решения, написал «Гимн бороде», в которой есть и такие сатирические строчки.
Императрица Елизавета, страшно обиделась на своего, как ей казалось, придворного поэта и запретила не допускать его больше к себе во дворец.
Пошлина на бороду продержалась в России ещё до 1772 года, года её полной отмены императрицей Екатериной II. Она же изменила и требования к ношению бород, но обязала всех чиновников, военных и придворных постоянно бриться.
Последующие императоры России, придерживаясь европейских правил, не носили бород. При Николае I ношение бород, за исключением купцов и староверов, считалось признаком проявления «вольнодумства». Александр II, через два года после отмены крепостного права, принял делегацию от дворян, которая обратилась к нему с просьбой, разрешить им носить бороды. Император был очень удивлён такой просьбой и ответил дворянам, что это их сугубо личное дело. На этом, вековой вопрос, кому носить на Руси бороды или не носить, был окончательно закрыт.
Традиция ношения бороды возродилась вновь при императоре Александре III. Связано это с тем, что в России, середине девятнадцатого века, произошло условное разделение правящей и интеллектуальной элиты общества на «западников» и «славянофилов», слова без разъяснения говорят сами за себя. Несомненно, сам император Александр III, был явным славянофилом и делал всё возможное, чтобы Россия, в годы его правления, опираясь на свои собственные внутренние силы, сделала мощный рывок на всех направлениях развития.
Александр III, его сын Николай II, как известно, носили бороды, и, народ в России, как это бывало и ранее, глядя на своих правителей, снова потянулся к ношению бород, но с одной разницей. При Александре III бороды носили окладистыми, как у священнослужителей, а при Николае II - укороченными, аккуратной формы.
Александр III (годы жизни 1845-1894). Николай II (годы жизни 1868-1918).
Бородами в те времена, щеголяли придворные, чиновники всех ведомств, пехотные и морские офицеры, генералы и адмиралы, учителя, врачи, все те, кто причисляд себя к интеллигенции, студенты. Официально ношение бород было запрещено только офицерам гвардии и солдатам. Не носили их также заводские и фабричные рабочие, по понятным всем практическим соображениям.
Отношение народа к бороде в Советской России было вольным, но многие, их имеющие, ориентировались при этом на вождей страны. При Владимире Ульянове (Ленине), который, как известно, имел короткую бородку времён Николая II, все его сотоварищи по партии имели также же подобные, как у Ильича, бородки. При правлении Иосифа Джугашвили (Сталина), его сторонники старались бородки не носить, предпочитая иметь усы как у Вождя народов. Но мало кто знает, что в молодости Иосиф Джугашвили, носил не только усы, но и небольшую бородку, оставив себе в дальнейшем только усы.
Иосиф Джугашвили (Сталин, годы жизни 1879-1953).
Из носящих в сталинские времена короткие остроконечные бородки, стоит отметить, для примера, всем известного Льва Троцкого (Лейба Бронштейна) - ближайшего соратника Владимира Ульянова (Ленина), а при Сталине - «врага номер один Советской власти», «Всесоюзного старосту» или номинального Президента СССР Михаила Калинина, которого Сталин «за глаза», как бы в шутку, порой называл «Всесоюзным козлом» и Николая Булганина, интеллигентная бородка которого, ему очень шла.
Лев Троцкий (годы жизни 1879-1940). Михаил Калинин (годы жизни 1875-1946). Николай Булганин (годы жизни 1895-1975. При Иосифе Сталине заместитель Председателя Совета Министров СССР, послевоенный министр Вооружённых сил СССР и Маршал Советского Союза, при Никите Хрущёве Председатель Совета Министров СССР).
В Советском Союзе стремление к ношению бород, лучше сказать бородок, особенно у молодёжи и молодых людей среднего возраста резко возросло в «вольные» шестидесятые годы. Что примечательно, при появлении в Советском Союзе КВН (Клубов весёлых и находчивых), его участникам запрещалось выходить на сцену с бородами, чтобы случайно, в шутках, не затронуть образы чтимых всем известных идеологов коммунизма Карла Маркса или Владимира Ленина.
Интерес российских мужчин разных возрастов и общественного положения к ношению бород всевозможных размеров и фасонов, волнами, то нарастая, то спадая продолжается и до наших дней. Кстати, такой же процесс, наблюдается не только у нас, но и во всём мире. Если у мусульман, староверов, православных священников борода является обязательным атрибутом принадлежности их к религиозным культам, то у остальных, это своебразное подражение или своим кумирам или моде.
В нашем веке в России, как и во всём мире, появилась новая интересная тендеция - объединения любителей носить бороды в клубы и союзы. Не исключено, что вскоре в нашей стране может появиться и своебразная «Партия Бородочей». Надо отметить, что творческие люди или, так называемая «богема общества», предпочитают носить бороды и бородки разного вида, формы и цвета в основном, чтобы быть узнанными или, таким образом, выделиться в толпе народа.
Ограничения на ношение бород сохраняются в нашей стране только в силовых ведомствах и структурах, надеюсь, по понятным всем основаниям. Хотя и в них, в индивидуальном порядке, при наличии соответствующих аргументов, ношение бород выборочно, разрешается.
Недавно, все мы встретили Новый год. А, как известно, одним из символов Нового года является Дед Мороз с бородой! Хотя есть и исключение. В Карелии и Финляндии вместе, уживаются сразу два Деда Мороза.
Это Старый Дед Мороз с бородой и Молодой Дед Мороз без бороды, по имени Паккайне, что в переводе означает - «Морозец».
Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 06.01.2023 года.
Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.
Заходите на мою страницу и читайте их!
Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению заметок своих близких, знакомых и друзей!
Делитесь ими в Контакте, Одноклассниках, других социальных сетях, используйте их для распространения. Комментируйте! Буду рад ответить на все вопросы!
Читайте все мои публикации. Обещаю, вас ждёт много интересного!