Коми-пермяки. Один из народов России, который сегодня, станет для многих из нас, намного ближе

Dec 30, 2022 09:45


«В очень большой семье случается, что не все в ней хорошо помнят друг друга и, порой, при встрече на прогулке двух дальних родственников, один из них пройдёт мимо другого, даже не заметив»

В очень большой российской семье и хорошо, что это так и сложилось, по последним уточнённым данным проживают народы почти двухсот национальностей. Только в одном Дагестане их насчитывается до сорока, говорящих при этом, на шести разных местных языковых наречиях.

Исторически Россия, при расширении своих земель, в меньшей степени угнетала присоединённые народы, по сравнению с известными нам европейскими странами, которые, как говорится, «выжимали все соки» из народов, проживавших на захваченных или завоёванных ими территориях. Яркий пример этому - колониальная политика Великобритании в Азии. Такая величественная и богатейшая природными ресурсами азиатская страна, как Индия, даже после освобождения в середине прошлого века от английского, почти трёхвекового порабощения и, становления на самостоятельный путь развития, до сих пор не может окончательно избавиться от экономического и социального колониального наследия тех времён.



Особенность распределения народонаселения в России заключается в том, что в ней, небольшие по численности народы ряда национальностей, которые ещё называются  у нас малочисленными народами, проживают на всех её просторах, но в большинстве, как правило, живут компактными группами на своей, исконной, исторически сложившейся веками территории, имеющей соответствующие внутренние административные границы.

В этой заметке повествование пойдёт об одном из наших малочисленных народов, разместившимся в лесных, порой труднодоступных уголках Пермского края. Догадываетесь вы или нет, а речь пойдёт, о коми-пермяках, входящих в финно-угорскую группы народов мира. Надо сказать, что в эту группу, наряду с коми-пермяками, входят также венгры, финны, эстонцы, карелы, саамы, суоми, коми удмурты, мордва, ханты, манси, марийцы. Что касается коми-пермяков, то их генетическая, социальная и культурно-историческая особенность заключается в том, что при формировании многими веками народа этой национальности, природа верхнего Предуралья дала им что-то и от народа коми и от пермяков - коренных жителей тех мест. Что интересно, до двадцатых годов прошлого века, такой национальности, как коми-пермяки не было. Её выделили и обозначили, как самостоятельную, в первые годы советской власти, весной 1921 года, когда проходило административное деление территории РСФСР на губернии и автономные округа (АО). Национальность  коми-пермяки, определили, при образовании Пермской губернии и Зырянской (Коми) АО, для малочисленного народа, постоянно проживавшего на территориях этих двух новых административных образований и отличавшимся по укладу быта, языку, культуре и от народа коми и от пермяков или, как ещё они сами себя порой называли, пермичан.



Коми-пермяки в национальной одежде (фотография наших дней).

На сегодня, численность всех коми-пермяков в современной России, находится в пределах до двухсот тысяч человек, большая половина из которых, проживает непосредственно на своей коренной северной, предуральской территории.

Все коми-пермяки, независимо от мест проживания, сохранили и бережно передают из поколения в поколение свой коми-пермяцкий язык, обычаи и традиции. Советская Россия, в первые же годы своего существования (тогда РСФСР), как и для всех других своих малочисленных народов, уважая их историческое происхождение и корни, стремление к национальному самоопределению, предоставила коми-пермякам право создания независимого административного автономного образования. В феврале 1925 года был создан Коми-Пермяцкий национальный округ в пределах территории тогда ещё, Пермской губернии Уральской области. Надо отметить, что в то время, в состав Уральской области входили также территории будущих Свердловской, Тюменской и Челябинской областей. В дальнейшем, что немало важно, Коми-Пермяцкий национальный округ, стал и первым в СССР получившим статус автономного округа. Вторым, в след за ним, в 1929 году, такой же статус получил Ненецкий национальный округ, а затем, на территориях расселения малочисленных народностей Севера и Дальнего Востока было образовано еще восемь автономных округов.

В 1934 году Уральскую область упразднили и, Коми-Пермяцкий автономный округ, в начале, вошёл в состав Свердловской области, а с выделением из неё в 1938 году Пермской области (с 1940 по1957 год Молотовской), становится самостоятельной национальной административной единицей РСФСР. В 1977 году Коми-Пермяцкий автономный округ получил новый статус - Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области РСФСР. В постсоветской Российской Федерации, в 1992 году Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области, решением Совета Федерации России - Верхней палаты парламента Российской Федерации, но без принятия соответствующего закона, объявляется самостоятельным субъектом Российской Федерации - Коми-Пермяцким автономным округом. А в 2003 году в Коми-Пермяцком автономном округе прошёл народный референдум по вопросу объединения его с Пермским краем, с сохранением прежних административных границ округа внутри края. После такого объединения, прошедшего в декабре 2005 года, в Пермском крае было создано специальное Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа (Перым-Коми автономия кытш).



Флаг и Герб Коми-Пермяцкого округа в составе Пермского края (утверждены соответственно в сентябре и октябре 2009 года).

К гордости коми-пермяков, надо сказать, что по своей площади их округ, превосходит, по отдельности, площади таких государств, как Бельгия, Албания, Люксембург, хотя в самом Пермском крае - занимает всего лишь одну пятую часть его территории. При этом, земли Коми-пермяцкого округа, что примечательно, больше чем на три четверти покрыты лесами.

Если коснуться истории этого замечательного малого народа, то он, впервые, упоминается на Руси в её официальных документах двенадцатого века, как небольшой народец, проживающий в пермяцких лесах и говорящий на языке, отличающимся от других местных языков. Со временем, земли коми-пермяков, вернее сказать, лесные массивы, перешли под управление Пермского княжества, входящего тогда в состав Великого Московского княжества, а затем, в Российской империи, под начало Пермского воеводства. В шестнадцатом веке на российских географических картах тех мест, стали выделять и границы расселения коми-пермяков, которые мало чем отличаются от современных очертаний.



А основное поселение коми-пермяков - Кудымкар, впервые упоминается в сообщениях уральских казаков во второй половине семнадцатого века. Казаки были посланы царём Алексеем Михайловичем Романовым на Урал, в период его правления с 1645 по 1676 год, для создания в тех краях сторожевых (засечных, пограничных) поселений.



Но история этого народа, уходит ещё дальше, в глубину веков. Коми-пермяцкий народ, по данным современных археологических исследований, проживал в тех краях с первобытных времён, используя леса, земли и реки не только для добычи своего пропитания, но и защиты от проникновения соседних воинствующих племён. Постепенно, по мере своего исторического развития и, под влиянием окружающего их мира, коми-пермяки завязали связи, в основном обменного, затем торгового характера, со своими ближайшими соседями - вятичами, пермяками и коми. Под их влиянием, в начале второго тысячелетия нашей эры, коми-пермяки приняли христианскую православную веру, не растеряв при этом и традиции своей первоначальной языческой религии и культуры. Так, как почти и в древнем Египте, в котором тела усопших оборачивали тканными полотнами, а затем и бальзамировали, древние коми-пермяки обкладывали своих покойников для сохранения их тел, берестой, укладывая при этом их в могилы, головой на восток, в сторону восхода солнца.

В дальнейшем, как и многие  российские малые и большие народы, часть коми-пермяков, в процессе происходивших в России событий, особенно в девятнадцатом веке, после отмены крепостного права, а затем в двадцатом веке после революционных изменений в стране произошедших в семнадцатом году, вольно или невольно расселились и разъехались по всем уголкам нашей великой России. Сегодня коми-пермяков, можно встретить во всех регионах и городах нашей страны от Москвы, Санкт-Петербурга до Владивостока и от Мурманска до Сочи. В нашей повседневной жизни часто бывает, мы не знаем, не догадываемся, да и не придаём, в силу нашего национального воспитания, значения, что наш скромный, думающий, работящий ближайший сосед или знакомый, может быть порой, представителем группы малочисленных российских народов, в том числе и коми-пермяков.

Продолжая повествование о коми-пермяцком народе, скажу, что этот народ, как и другие северные народы, прошёл суровую школу выживания в природных условиях северного Предуралья, добывая свой «хлеб насущий», охотой в лесах, рыболовством в местных реках Кама, Иньва, Коса и Весляна и только частично, земледелием.

Коми-пермяки сегодня, имеют свой алфавит и письменность, на основе кириллицы. Их происхождение уходит в конец четырнадцатого века. В те времена, эти алфавит и письменность, были разработаны православным епископом Стефаном Пермским, для нужд христианизации Коми края, в котором, в том числе, проживали и малочисленные представители коми-пермяцкого народа. В двадцатых годах прошлого века, коми-пермяцкий народ, как уже сказано выше, был выделен в отдельную национальность и, тогда же, на основе алфавита коми, был разработан и алфавит коми-пермяков, с учётом их диалекта и произношения, из тридцати восьми букв. Кстати, что интересно и для многих малоизвестно, в тридцатых годах прошлого века, алфавиты и письменности многих народов Советского Союза, попытались перевести с кириллицы на латинскую основу. Эксперимент по этому вопросу, продолжался в нашей стране почти четыре года. Все народы, которые в нём участвовали, так и не приняли вводимые в их алфавиты и письменность изменения, эксперимент был прекращён.



Канонизованное изображение Святого Стефана Пермского. Первый алфавит языка коми. Фрагмент памятника Святому Стефану Пермскому, установленный в столице Республики Коми Сыктывкаре.

Не менее своеобразна история происхождения фамилий коми-пермяков. Если покопаться в глубине их появления, то там явно проглядываются корни национального языка. Так, например, фамилия Мизёв, происходит от коми-пермяцкого слова «мизь» в переводе мизинец. Ряд других коми-пермяцких фамилий, надо понимать так: Бурматов - добрый человек, Кочев - похож на зайца, Пыстин - поёт как синица, Ошев - вылитый медведь и тому, подобное.

Интересно, и описание внешности коми-пермяков, представленное в признанном во всём мире Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Коми-пермяки, в основном,  ростом ниже среднего, имеют сложение более слабое, чем у коренных русских. Волосы по преимуществу белокурые, русые или рыжеватые, глаза серые, нос часто вздёрнутый, лицо широкое, борода небольшая, хотя встречаются особи и с тёмно-русыми волосами, карими глазами, смугловатой кожей, более продолговатым лицом и тонким носом».



Коми-пермяки Чердынского уезда Пермской губернии (фотография начала двадцатого века).

Не менее интересно происхождение и названия главного древнего городища коми-пермяков - Кудымкара, ставшего со временем городом, а в 1938 году и столицей Коми-пермяцкого автономного округа.

То, что у города имя коми-пермяцкое, ни у кого не вызывает никаких сомнений, а вот, что оно означает, учёные-лингвисты и местные краеведы спорят до сих пор. По одной их версии, Кудымкар - это «укреплённое место», по другой - «поселение на болоте», а по третьей - «поселение в сосновом бору». Не будем вмешиваться в их споры, истина, как говорится, всегда, находится посередине. А вот о возникновение Кудымкара, у коми-пермяков существует своя красивая и неоспоримая никем легенда.

Когда-то, могучий народный лесной богатырь Кудым-ош, повелитель диких медведей и птиц, долго искал место для своего постоянного поселения и нашёл его на высоком и крутом берегу реки Иньва. В его честь древние коми-пермяки и назвали созданное когда-то им то городище Кудымкаром - «Поселение повелителя диких медведей и птиц».  Кудым-ош и в наши дни продолжает оставаться национальной гордостью, символом коми-пермяков, героем многих их легенд и сказаний.



Памятник Кудым-Ошу в Кудымкаре.

Заметка о коми-пермяках была бы всё же не полной, если не коснуться легенд, сказаний и фактов из живой жизни этого народа, которые и сегодня украшают его историю. А их, этот древний, «лесной» народ, язык которого, между собой, русские люди, пришедшие много веков назад в те предуральские края, называли «чудным», а живших там людей «чудью», хранит в своей памяти не мало.

Кроме богатыря Кудым-Ош, коми-пермяки чтут и таких своих сказочных богатырей, как Пер, братья Юкси, Пукси, Чадза и Бача, о подвигах которых коми-пермяки могут рассказывать и рассказывать часами. Мифы, предания и былины о леших, водяных, колдунах, домовых, банных и других чудах, никогда не переводятся у местных рассказчиков-фольклористов. Так, коми-пермяки, все лесные деревья считают священными, а родники - святыми. Местные охотники и сегодня, выйдя на охоту, вначале её, задабривают лесного лешего кабалой, то есть угощеньем - испечённым домашним пирогом, положенным на бересту, чтобы тот не мешал охоте и не пугал лесного зверя. А пастухи, преподносят кабалу лесному духу, чтобы тот помог им найти в лесу заплутавшуюся в нём корову или козу.

До сих пор в тех местах, в лесах, ничего нельзя забирать домой из найденного, каким бы ценным оно ни было, чтобы не вызывать на себя гнев лесных духов.

Именно в тех, коми-пермяцких лесах и сегодня можно встретить того, кого мы сегодня называем «йети» или «снежным человеком». В глухих лесах Коми-Пермяцкого округа местные жители видели его не раз, да ещё и не одного, а целыми семьями, с маленькими йетьтитями на руках и за ручку. Коми-пермяки называют йети по-своему - «чочком морт» или «лесной человек».

На свободных от леса коми-пермяцких землях, частенько встречаются большие и малые каменные валуны - следы таяния ледников, которые по преданиям коми-пермяков были посланы им богом с небес.

Ещё недавно, каких-то два-три века назад, местные жители периодически устраивали обряды поклонения самым большим из валунов, а после их завершения, оставляли небесам, пославшие им такие подарки - еду и напитки.

У коми-пермяков издревле существует народное умение создания скульптур из дерева или его корней. В наши дни, в деревню Пармайлово Кочевского района Коми-Пермяцкого округа, круглый год, приезжают туристы со всей России. Местный житель Егор Утробин, в одиночку, возвел на своём подворье целый музей деревянных скульптур под открытым небом, в котором отразил всё фольклорное богатство его малочисленного народа.



Прославил Коми-Пермяцкий округ и его поселок Пожва Юсвинского района. В нём, на небольшом заводике, на берегу реки Камы, в 1816 году, местными мастеровыми, через год после постройки в Санкт-Петербурге первого российского парового судна  или парохода, было построено и спущено на воду второе подобное ему судно в истории России.



Рисунок-реконструкция первого российского парохода, названного «Елизавета».

В 1828 году на том же заводе, была изготовлена небольшая действующая модель первого русского паровоза, которая тогда назвали очень хитро - «Моделка на паровую машину с делижанцом, медная, малая» и отправлена на показ в Санкт-Петербург. Эта моделка сохранилась до наших дней и, сегодня, экспонируется в Эрмитаже в отделе истории русской культуры.



В 1839 году на заводе в Пожве создали уже не модель, а небольшой паровозик, названный «Пермяк». Но это был уже, в отличие от узкоколейного паровоза братьев Черепановых, ширококолейный паровоз. Его сразу отправили в Санкт-Петербург, на первую в России Выставку мануфактурных (считай промышленных) изделий, на которой он был удостоен золотой медали. Что удивительно и необычно, сегодня, в Коми-Пермяцком округе, в котором в России построили первый ширококолейный паровозик, до сих пор нет действующей железной дороги. Для исторической справедливости надо сказать, что в тридцатых годах прошлого века в Коми-Пермяцком автономном округе, в разных местах, было проложено сотни километров узкоколейных железных дорог, предназначенных только для вывоза заготовленной в леспромхозах древесины. В дальнейшем, шестидесятых годах, с постройкой сети хороших автомобильных дорог, надобность, в разбросанных по всему округу узкоколейных железных дорог отпала и их, ликвидировали, а ширококолейную, до наших дней, так и не построили.

В советские времена, храбрый, сметливый коми-пермяцкий народ с самой лучшей стороны проявил себя в грозные годы Великой отечественной войны. В её сражениях приняла участие практически половина взрослого мужского населения, тогда Коми-Пермяцкого автономного округа, а четырнадцать из них, стали Героями Советского Союза.

Среди них, отдельной строкой, необходимо выделить Николая Кузнецова - разведчика с мировой славой. Хотя он и родился в деревне Зырянка Пермской губернии, которая сегодня входит в Талицкий район Свердловской области, но, с девятнадцатилетнего возраста, Николай Кузнецов два года проживал в Кудымкаре, в котором работал после окончания лесного техникума в Талицке, женился и вступил на путь служения в органах государственной безопасности. От природы, Николай Кузнецов был наделён способностями к изучению иностранных языков и, ещё обучаясь в техникуме, самостоятельно хорошо овладел немецким языком, с произношением, характерным для одной из германских земель, что естественно не могло не остаться без внимания органов НКВД.



Герой Советского Союза Николай Кузнецов (годы жизни 1911-1944. По отдельным источникам, его имя было не Николай, а Никанор).

Коми-пермяки в связи с вышесказанным, причисляют Николая Кузнецова к своим героическим землякам и постоянно чтут память о его заслугах перед Родиной.

Вместе со мной, одноклассником, в Ленинградском ВВМИУ, с 1965 по 1970 год, учился и коми-пермяк Григорий Мизёв, скромный, трудолюбивый, старательный, всегда готовый прийти всем на помощь курсант, отслуживший перед поступлением в училище рядовым год срочной службы. После окончания училища, по распределению, он уехал служить на Дальний Восток и прослужил там, вначале в Петропавловск-Камчатской, а затем Владивостокской морских бригадах Пограничных войсках КГБ СССР, всю свою офицерскую службу, закончив её в звании капитана второго ранга. После завершения морской пограничной службу, он, так и остался в тех краях и, проживает сегодня, во Владивостоке. День рождения у Григория, на следующий день после встречи Нового года - первого января. От всей души поздравляю его с этими праздниками, а также, все народы России, в том числе и коми-пермяков, всех прочитавших эту заметку, с наступающим Новым годом!

Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.

Заходите на мою страницу и читайте их!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению заметок своих близких, знакомых и друзей!

Делитесь ими в Контакте, Одноклассниках, других социальных сетях, используйте их для распространения. Комментируйте! Буду рад ответить на все вопросы!

Читайте все мои публикации. Обещаю, вас ждёт много интересного!

Продолжение заметок следует!

Previous post Next post
Up