«В очень большой семье случается, что не все в ней хорошо помнят друг друга и, порой, при встрече на прогулке двух дальних родственников, один из них пройдёт мимо другого, даже не заметив»
В очень большой российской семье и хорошо, что это так и сложилось, по последним уточнённым данным проживают народы почти двухсот национальностей. Только в одном Дагестане их насчитывается до сорока, говорящих при этом, на шести разных местных языковых наречиях.
Исторически Россия, при расширении своих земель, в меньшей степени угнетала присоединённые народы, по сравнению с известными нам европейскими странами, которые, как говорится, «выжимали все соки» из народов, проживавших на захваченных или завоёванных ими территориях. Яркий пример этому - колониальная политика Великобритании в Азии. Такая величественная и богатейшая природными ресурсами азиатская страна, как Индия, даже после освобождения в середине прошлого века от английского, почти трёхвекового порабощения и, становления на самостоятельный путь развития, до сих пор не может окончательно избавиться от экономического и социального колониального наследия тех времён.
Особенность распределения народонаселения в России заключается в том, что в ней, небольшие по численности народы ряда национальностей, которые ещё называются у нас малочисленными народами, проживают на всех её просторах, но в большинстве, как правило, живут компактными группами на своей, исконной, исторически сложившейся веками территории, имеющей соответствующие внутренние административные границы.
В этой заметке повествование пойдёт об одном из наших малочисленных народов, разместившимся в лесных, порой труднодоступных уголках Пермского края. Догадываетесь вы или нет, а речь пойдёт, о коми-пермяках, входящих в финно-угорскую группы народов мира. Надо сказать, что в эту группу, наряду с коми-пермяками, входят также венгры, финны, эстонцы, карелы, саамы, суоми, коми удмурты, мордва, ханты, манси, марийцы. Что касается коми-пермяков, то их генетическая, социальная и культурно-историческая особенность заключается в том, что при формировании многими веками народа этой национальности, природа верхнего Предуралья дала им что-то и от народа коми и от пермяков - коренных жителей тех мест. Что интересно, до двадцатых годов прошлого века, такой национальности, как коми-пермяки не было. Её выделили и обозначили, как самостоятельную, в первые годы советской власти, весной 1921 года, когда проходило административное деление территории РСФСР на губернии и автономные округа (АО). Национальность коми-пермяки, определили, при образовании Пермской губернии и Зырянской (Коми) АО, для малочисленного народа, постоянно проживавшего на территориях этих двух новых административных образований и отличавшимся по укладу быта, языку, культуре и от народа коми и от пермяков или, как ещё они сами себя порой называли, пермичан.
Коми-пермяки в национальной одежде (фотография наших дней).
На сегодня, численность всех коми-пермяков в современной России, находится в пределах до двухсот тысяч человек, большая половина из которых, проживает непосредственно на своей коренной северной, предуральской территории.
Все коми-пермяки, независимо от мест проживания, сохранили и бережно передают из поколения в поколение свой коми-пермяцкий язык, обычаи и традиции. Советская Россия, в первые же годы своего существования (тогда РСФСР), как и для всех других своих малочисленных народов, уважая их историческое происхождение и корни, стремление к национальному самоопределению, предоставила коми-пермякам право создания независимого административного автономного образования. В феврале 1925 года был создан Коми-Пермяцкий национальный округ в пределах территории тогда ещё, Пермской губернии Уральской области. Надо отметить, что в то время, в состав Уральской области входили также территории будущих Свердловской, Тюменской и Челябинской областей. В дальнейшем, что немало важно, Коми-Пермяцкий национальный округ, стал и первым в СССР получившим статус автономного округа. Вторым, в след за ним, в 1929 году, такой же статус получил Ненецкий национальный округ, а затем, на территориях расселения малочисленных народностей Севера и Дальнего Востока было образовано еще восемь автономных округов.
В 1934 году Уральскую область упразднили и, Коми-Пермяцкий автономный округ, в начале, вошёл в состав Свердловской области, а с выделением из неё в 1938 году Пермской области (с 1940 по1957 год Молотовской), становится самостоятельной национальной административной единицей РСФСР. В 1977 году Коми-Пермяцкий автономный округ получил новый статус - Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области РСФСР. В постсоветской Российской Федерации, в 1992 году Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области, решением Совета Федерации России - Верхней палаты парламента Российской Федерации, но без принятия соответствующего закона, объявляется самостоятельным субъектом Российской Федерации - Коми-Пермяцким автономным округом. А в 2003 году в Коми-Пермяцком автономном округе прошёл народный референдум по вопросу объединения его с Пермским краем, с сохранением прежних административных границ округа внутри края. После такого объединения, прошедшего в декабре 2005 года, в Пермском крае было создано специальное Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа (Перым-Коми автономия кытш).
Флаг и Герб Коми-Пермяцкого округа в составе Пермского края (утверждены соответственно в сентябре и октябре 2009 года).
К гордости коми-пермяков, надо сказать, что по своей площади их округ, превосходит, по отдельности, площади таких государств, как Бельгия, Албания, Люксембург, хотя в самом Пермском крае - занимает всего лишь одну пятую часть его территории. При этом, земли Коми-пермяцкого округа, что примечательно, больше чем на три четверти покрыты лесами.
Если коснуться истории этого замечательного малого народа, то он, впервые, упоминается на Руси в её официальных документах двенадцатого века, как небольшой народец, проживающий в пермяцких лесах и говорящий на языке, отличающимся от других местных языков. Со временем, земли коми-пермяков, вернее сказать, лесные массивы, перешли под управление Пермского княжества, входящего тогда в состав Великого Московского княжества, а затем, в Российской империи, под начало Пермского воеводства. В шестнадцатом веке на российских географических картах тех мест, стали выделять и границы расселения коми-пермяков, которые мало чем отличаются от современных очертаний.
А основное поселение коми-пермяков - Кудымкар, впервые упоминается в сообщениях уральских казаков во второй половине семнадцатого века. Казаки были посланы царём Алексеем Михайловичем Романовым на Урал, в период его правления с 1645 по 1676 год, для создания в тех краях сторожевых (засечных, пограничных) поселений.
Но история этого народа, уходит ещё дальше, в глубину веков. Коми-пермяцкий народ, по данным современных археологических исследований, проживал в тех краях с первобытных времён, используя леса, земли и реки не только для добычи своего пропитания, но и защиты от проникновения соседних воинствующих племён. Постепенно, по мере своего исторического развития и, под влиянием окружающего их мира, коми-пермяки завязали связи, в основном обменного, затем торгового характера, со своими ближайшими соседями - вятичами, пермяками и коми. Под их влиянием, в начале второго тысячелетия нашей эры, коми-пермяки приняли христианскую православную веру, не растеряв при этом и традиции своей первоначальной языческой религии и культуры. Так, как почти и в древнем Египте, в котором тела усопших оборачивали тканными полотнами, а затем и бальзамировали, древние коми-пермяки обкладывали своих покойников для сохранения их тел, берестой, укладывая при этом их в могилы, головой на восток, в сторону восхода солнца.
В дальнейшем, как и многие российские малые и большие народы, часть коми-пермяков, в процессе происходивших в России событий, особенно в девятнадцатом веке, после отмены крепостного права, а затем в двадцатом веке после революционных изменений в стране произошедших в семнадцатом году, вольно или невольно расселились и разъехались по всем уголкам нашей великой России. Сегодня коми-пермяков, можно встретить во всех регионах и городах нашей страны от Москвы, Санкт-Петербурга до Владивостока и от Мурманска до Сочи. В нашей повседневной жизни часто бывает, мы не знаем, не догадываемся, да и не придаём, в силу нашего национального воспитания, значения, что наш скромный, думающий, работящий ближайший сосед или знакомый, может быть порой, представителем группы малочисленных российских народов, в том числе и коми-пермяков.
Продолжая повествование о коми-пермяцком народе, скажу, что этот народ, как и другие северные народы, прошёл суровую школу выживания в природных условиях северного Предуралья, добывая свой «хлеб насущий», охотой в лесах, рыболовством в местных реках Кама, Иньва, Коса и Весляна и только частично, земледелием.
Коми-пермяки сегодня, имеют свой алфавит и письменность, на основе кириллицы. Их происхождение уходит в конец четырнадцатого века. В те времена, эти алфавит и письменность, были разработаны православным епископом Стефаном Пермским, для нужд христианизации Коми края, в котором, в том числе, проживали и малочисленные представители коми-пермяцкого народа. В двадцатых годах прошлого века, коми-пермяцкий народ, как уже сказано выше, был выделен в отдельную национальность и, тогда же, на основе алфавита коми, был разработан и алфавит коми-пермяков, с учётом их диалекта и произношения, из тридцати восьми букв. Кстати, что интересно и для многих малоизвестно, в тридцатых годах прошлого века, алфавиты и письменности многих народов Советского Союза, попытались перевести с кириллицы на латинскую основу. Эксперимент по этому вопросу, продолжался в нашей стране почти четыре года. Все народы, которые в нём участвовали, так и не приняли вводимые в их алфавиты и письменность изменения, эксперимент был прекращён.
Канонизованное изображение Святого Стефана Пермского. Первый алфавит языка коми. Фрагмент памятника Святому Стефану Пермскому, установленный в столице Республики Коми Сыктывкаре.
Не менее своеобразна история происхождения фамилий коми-пермяков. Если покопаться в глубине их появления, то там явно проглядываются корни национального языка. Так, например, фамилия Мизёв, происходит от коми-пермяцкого слова «мизь» в переводе мизинец. Ряд других коми-пермяцких фамилий, надо понимать так: Бурматов - добрый человек, Кочев - похож на зайца, Пыстин - поёт как синица, Ошев - вылитый медведь и тому, подобное.
Интересно, и описание внешности коми-пермяков, представленное в признанном во всём мире Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Коми-пермяки, в основном, ростом ниже среднего, имеют сложение более слабое, чем у коренных русских. Волосы по преимуществу белокурые, русые или рыжеватые, глаза серые, нос часто вздёрнутый, лицо широкое, борода небольшая, хотя встречаются особи и с тёмно-русыми волосами, карими глазами, смугловатой кожей, более продолговатым лицом и тонким носом».
Коми-пермяки Чердынского уезда Пермской губернии (фотография начала двадцатого века).
Не менее интересно происхождение и названия главного древнего городища коми-пермяков - Кудымкара, ставшего со временем городом, а в 1938 году и столицей Коми-пермяцкого автономного округа.
То, что у города имя коми-пермяцкое, ни у кого не вызывает никаких сомнений, а вот, что оно означает, учёные-лингвисты и местные краеведы спорят до сих пор. По одной их версии, Кудымкар - это «укреплённое место», по другой - «поселение на болоте», а по третьей - «поселение в сосновом бору». Не будем вмешиваться в их споры, истина, как говорится, всегда, находится посередине. А вот о возникновение Кудымкара, у коми-пермяков существует своя красивая и неоспоримая никем легенда.
Когда-то, могучий народный лесной богатырь Кудым-ош, повелитель диких медведей и птиц, долго искал место для своего постоянного поселения и нашёл его на высоком и крутом берегу реки Иньва. В его честь древние коми-пермяки и назвали созданное когда-то им то городище Кудымкаром - «Поселение повелителя диких медведей и птиц». Кудым-ош и в наши дни продолжает оставаться национальной гордостью, символом коми-пермяков, героем многих их легенд и сказаний.
Памятник Кудым-Ошу в Кудымкаре.
Заметка о коми-пермяках была бы всё же не полной, если не коснуться легенд, сказаний и фактов из живой жизни этого народа, которые и сегодня украшают его историю. А их, этот древний, «лесной» народ, язык которого, между собой, русские люди, пришедшие много веков назад в те предуральские края, называли «чудным», а живших там людей «чудью», хранит в своей памяти не мало.
Кроме богатыря Кудым-Ош, коми-пермяки чтут и таких своих сказочных богатырей, как Пер, братья Юкси, Пукси, Чадза и Бача, о подвигах которых коми-пермяки могут рассказывать и рассказывать часами. Мифы, предания и былины о леших, водяных, колдунах, домовых, банных и других чудах, никогда не переводятся у местных рассказчиков-фольклористов. Так, коми-пермяки, все лесные деревья считают священными, а родники - святыми. Местные охотники и сегодня, выйдя на охоту, вначале её, задабривают лесного лешего кабалой, то есть угощеньем - испечённым домашним пирогом, положенным на бересту, чтобы тот не мешал охоте и не пугал лесного зверя. А пастухи, преподносят кабалу лесному духу, чтобы тот помог им найти в лесу заплутавшуюся в нём корову или козу.
До сих пор в тех местах, в лесах, ничего нельзя забирать домой из найденного, каким бы ценным оно ни было, чтобы не вызывать на себя гнев лесных духов.
Именно в тех, коми-пермяцких лесах и сегодня можно встретить того, кого мы сегодня называем «йети» или «снежным человеком». В глухих лесах Коми-Пермяцкого округа местные жители видели его не раз, да ещё и не одного, а целыми семьями, с маленькими йетьтитями на руках и за ручку. Коми-пермяки называют йети по-своему - «чочком морт» или «лесной человек».
На свободных от леса коми-пермяцких землях, частенько встречаются большие и малые каменные валуны - следы таяния ледников, которые по преданиям коми-пермяков были посланы им богом с небес.
Ещё недавно, каких-то два-три века назад, местные жители периодически устраивали обряды поклонения самым большим из валунов, а после их завершения, оставляли небесам, пославшие им такие подарки - еду и напитки.
У коми-пермяков издревле существует народное умение создания скульптур из дерева или его корней. В наши дни, в деревню Пармайлово Кочевского района Коми-Пермяцкого округа, круглый год, приезжают туристы со всей России. Местный житель Егор Утробин, в одиночку, возвел на своём подворье целый музей деревянных скульптур под открытым небом, в котором отразил всё фольклорное богатство его малочисленного народа.
Прославил Коми-Пермяцкий округ и его поселок Пожва Юсвинского района. В нём, на небольшом заводике, на берегу реки Камы, в 1816 году, местными мастеровыми, через год после постройки в Санкт-Петербурге первого российского парового судна или парохода, было построено и спущено на воду второе подобное ему судно в истории России.
Рисунок-реконструкция первого российского парохода, названного «Елизавета».
В 1828 году на том же заводе, была изготовлена небольшая действующая модель первого русского паровоза, которая тогда назвали очень хитро - «Моделка на паровую машину с делижанцом, медная, малая» и отправлена на показ в Санкт-Петербург. Эта моделка сохранилась до наших дней и, сегодня, экспонируется в Эрмитаже в отделе истории русской культуры.
В 1839 году на заводе в Пожве создали уже не модель, а небольшой паровозик, названный «Пермяк». Но это был уже, в отличие от узкоколейного паровоза братьев Черепановых, ширококолейный паровоз. Его сразу отправили в Санкт-Петербург, на первую в России Выставку мануфактурных (считай промышленных) изделий, на которой он был удостоен золотой медали. Что удивительно и необычно, сегодня, в Коми-Пермяцком округе, в котором в России построили первый ширококолейный паровозик, до сих пор нет действующей железной дороги. Для исторической справедливости надо сказать, что в тридцатых годах прошлого века в Коми-Пермяцком автономном округе, в разных местах, было проложено сотни километров узкоколейных железных дорог, предназначенных только для вывоза заготовленной в леспромхозах древесины. В дальнейшем, шестидесятых годах, с постройкой сети хороших автомобильных дорог, надобность, в разбросанных по всему округу узкоколейных железных дорог отпала и их, ликвидировали, а ширококолейную, до наших дней, так и не построили.
В советские времена, храбрый, сметливый коми-пермяцкий народ с самой лучшей стороны проявил себя в грозные годы Великой отечественной войны. В её сражениях приняла участие практически половина взрослого мужского населения, тогда Коми-Пермяцкого автономного округа, а четырнадцать из них, стали Героями Советского Союза.
Среди них, отдельной строкой, необходимо выделить Николая Кузнецова - разведчика с мировой славой. Хотя он и родился в деревне Зырянка Пермской губернии, которая сегодня входит в Талицкий район Свердловской области, но, с девятнадцатилетнего возраста, Николай Кузнецов два года проживал в Кудымкаре, в котором работал после окончания лесного техникума в Талицке, женился и вступил на путь служения в органах государственной безопасности. От природы, Николай Кузнецов был наделён способностями к изучению иностранных языков и, ещё обучаясь в техникуме, самостоятельно хорошо овладел немецким языком, с произношением, характерным для одной из германских земель, что естественно не могло не остаться без внимания органов НКВД.
Герой Советского Союза Николай Кузнецов (годы жизни 1911-1944. По отдельным источникам, его имя было не Николай, а Никанор).
Коми-пермяки в связи с вышесказанным, причисляют Николая Кузнецова к своим героическим землякам и постоянно чтут память о его заслугах перед Родиной.
Вместе со мной, одноклассником, в Ленинградском ВВМИУ, с 1965 по 1970 год, учился и коми-пермяк Григорий Мизёв, скромный, трудолюбивый, старательный, всегда готовый прийти всем на помощь курсант, отслуживший перед поступлением в училище рядовым год срочной службы. После окончания училища, по распределению, он уехал служить на Дальний Восток и прослужил там, вначале в Петропавловск-Камчатской, а затем Владивостокской морских бригадах Пограничных войсках КГБ СССР, всю свою офицерскую службу, закончив её в звании капитана второго ранга. После завершения морской пограничной службу, он, так и остался в тех краях и, проживает сегодня, во Владивостоке. День рождения у Григория, на следующий день после встречи Нового года - первого января. От всей души поздравляю его с этими праздниками, а также, все народы России, в том числе и коми-пермяков, всех прочитавших эту заметку, с наступающим Новым годом!
Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.
Заходите на мою страницу и читайте их!
Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению заметок своих близких, знакомых и друзей!
Делитесь ими в Контакте, Одноклассниках, других социальных сетях, используйте их для распространения. Комментируйте! Буду рад ответить на все вопросы!
Читайте все мои публикации. Обещаю, вас ждёт много интересного!
Продолжение заметок следует!