Мурз о бракоделах - 1. 25.01.24.

Jan 25, 2024 10:35


Андрей Сергеевич выводит на чистую воду некую лавочку «комбат»:

Про “Комплекс “подавления FPV” Комбат Аура Купол 10“.

Рассказ потребует большого количества текста и иллюстраций, в связи с чем размещу его в ЖЖ. За "дискредитацию ВС РФ" тут посты замораживают, за обзоры продукции "Комбат", по идее, на должны.

Принесли мне "подавитель" соседи-военные 1 января в составе 10 антенн, собственно модуля с генераторами помех, чемодана с батареей и всех комплектных к аппаратуре кабелей. Диагноз был классический - “Раньше жужжал, а теперь не жужжит, мы ничего такого не делали, он сам”.





Конкретно “ничего” выражалось в том, что, после пробного включения комплекса, он несколько дней пролежал без движения, не на холоде, в помещении, и, когда решили его испытать уже полноценно - на каком расстоянии и как он работает по FPV и обычным стабилизированным коптерам, он просто не включился. Жмём кнопочку на корпусе кейса с питанием, отвечающую за “показать состояние батареи” - устройство никак не реагирует. Включаем в сеть - кроме загорающегося над розеткой зелёного светодиода - никакой реакции.

Задача промерить соответствие антенн диапазонам, реальную мощность генераторов помех или какие-то другие хитрые рабочие параметры, у меня не стояла, нужно было просто разобраться с чёрным кейсом, в котором находилось питание агрегата.

Тем не менее, это была интересная задача - впервые мне в руки попало не то, что сделали одни китайцы по задумке других китайцев, а потом “Комбат” наклеил свой шильдик, а то, что сделал собственно “Комбат”. Ну или, как минимум, придумал собственно “Комбат”, а сделал не важно кто. Интересно было посмотреть, как себе представляют военную продукцию люди, взявшие себе трейдмарком слово “Комбат” и с началом СВО непрерывно колотившие понты на тему того, что именно их продукция, именно их китайские радиостанции с шильдиком “Комбат”, - самое-самое то для фронта. Специально для военных сделано!

Ну ок, давайте смотреть, подумал я и… полез на сайт, смотреть инструкцию по пользованию (Да, я - скучный человек.) Первое, с чем я столкнулся, был, конечно же, тот факт, что “Комбат Аура” раньше было названием той самой несостоявшейся копии “Волновой сети”. Ошмётки этого “проекта”, до сих пор болтающиеся на сайте комбата в разделах “Рации сетевые MESH” и “Рации. Архив”.





Везде, естественно, стоит “цена по запросу”, то есть та самая торговля воздухом. То самое “Да, у нас нет фотографий нашей продукции”, только теперь фотки вроде как есть, но с продукцией - не задалось. А слово “Аура” хорошее, зачем хорошему слову пропадать? Назовём так новый проект. Какая там у нас тема модная? РЭБ? Вот пусть будут комплексы “РЭБ” “Комбат Аура”. “Чистый маркетинг”, как говорит Дизайнер.

Поэтому искать надо не по названию, а по каталогу - “Подавители FPV-дронов”-“РЭБ-подавители на технику”. Там мы находим некоторое количество похожих модулей с антеннами и, среди них “Комбат Аура Купол 10”, и там даже вроде как есть инструкция.

Инструкция весом в 33 мб состоит из двух страничек, в ней нет никакого описания работы комплекса - на каком расстоянии и что он может заглушить, ни ограничений по безопасности для оператора и личного состава вообще, никаких диаграмм направленности излучения, есть только несколько картинок с описанием того, что, после накручивания антенн, кабель питания можно воткнуть в питание от пауэрбанка напрямую, а можно - через пульт ДУ. И самым крупным шрифтом надпись “Удачи!!! Берегите себя!!!”. Ни слова о том, как работает блок питания, на какое время хватает батареи, какие есть ограничения, какие возможны отказы и т.д. Я бы понял такого рода инструкцию к перекупленной китайской радиостанции за пару тысяч рублей, но, когда продаёшь людям “комплекс РЭБ” за миллион (волонтёрам - дешевле), надо, наверное, хотя бы немного затруднить себя написанием хоть какого-то мануала.

Сам раздел “РЭБ-подавители на технику” сообщает нам кое-какую и без того очевидную информацию - “На круговых антеннах с горизонтальной диаграммой направленности дальность работы по горизонту выше чем дальность по высоте” а “На рупорных антеннах с купольной диаграммой направленности
Дальность работы по горизонту и по высоте одинаковая, но меньще чем у горизонтальных антенн”. Сколько это “дальность выше” или “дальность одинаковая”, ну хотя бы в виде кривой - на каком расстоянии от включённого комплекса может пролететь “Мавик 3”, не потеряв управление - данных нет.

Но я, собственно, не за этим полез в этот раздел, а за информацией по питанию. В разделе про это есть две красивые картинки - установка на автобронетехнике и установка стационарная. На картинке оба варианта не предусматривают прямого питания в обход кейса с батареей. На картинке, где комплекс установлен в машине, есть опция подзарядки током 10 А от 24-вольтовой АКБ бортовой сети автомобиля. Из смешного, уже традиционного для “Комбата” “Да похер, пипл схавает!” на второй картинке, где комплекс стоит стационарно, нарисовано, что питание идёт от подавителя в кейс, а не наоборот. 24 Вольта, 30 Ампер! Из воздуха! Как тебе такое, Никола Тесла! (на страничке про ранцевые системы повторено то же самое)





Кроме того сообщается “У нас практичнски никогда нет ничего готового на складе.
Мы производим комплексы Малого РЭБ именно под заказ, с учетом именно ваших требований и условий работы. Примерный срок производства 2-4 недели”.
Под заказ, да.

В разделе “Питание для подавителей” находим имеющийся у нас на руках кейс, который называется станция питания подавителя КОМБАТ СПП-1300, 76 тр для волонтёров или 98 тр для простых граждан и организаций, инструкции к ней нет вообще, за такие деньги никто напрягаться на инструкцию не будет, видимо. Большая часть фотообзора по ссылке посвящена не столько кейсу, сколько ему в комплекте с подавителем, что характерно, именно с 10-диапазонным. Полистал я фотографии - кабель питания от 220 Вольт есть, а вот кабеля питания для подзарядки от бортовой сети авто/бронемашины в 24 Вольта нет. Почему его нет на фотках, хотя там перефоткано всё и со всех сторон? Наверное, потому же, почему в инструкции на две странички нет никаких упоминаний о прямом питании от бортовой сети автомобиля. Военные могли потерять кабель, утратить этот кабель военно-морским способом, как говорится. Но производитель-то, тщательно фоткающий во всех ракурсах, до последнего разъёмчика, свои изделия, должен был озаботиться демонстрацией кабеля. Не вижу.

Ну ок, как и чем подключить к бронетехнике комплекс РЭБ, предназначенный для работы на бронетехнике, нам не объяснили. В конце концов, военные сказали, что запускать его пробовали в “наземном” варианте. И вот он больше “не жужжит”.

Воткнули питание в 220 В, загорелся зелёный светодиод над разъёмом, но заветное жужжание не происходит. Нажатие кнопочки “ВКЛ” рядом с ЖК-экраном снаружи кейса не происходит.



Открываем кейс.



Очевидно, военные уже сами внутрь заглянули, вставочка-уголок, призванная прикрывать военную тайну внутреннего устройства немного пострадала.
Снимаем её.



В центре, самая большая деталь интерьера - сборка из 8 вот таких LiFePo-элементов, к которым сбоку на скотче прилеплена BMS-ка, обслуживающая эту сборку.



Как нетрудно догадаться, она отвечает за балансировку банок и вообще за то, чтобы батарея функционировала в штатных режимах, которые на корпусе BMS-ки написаны.

С левой стороны в кейсе, чёрное такое прямоугольное, размещено “штатное” “умное” зарядное устройство для таких 24-вольтовых LiFePo-батарей на 10 Ампер, я не выдирал его оттуда, но по габаритам оно полностью совпадает с тем, что по ссылке, потроха там стандартные, поэтому габарит внешнего пластика одинаковый, а уж какой снаружи рисунок - каждый продавец гордо гравирует своё.

В левом ближнем углу размещена клеммная колодка (с прозрачной синей крышечкой), на которую “сведено” всё, что в ящике есть на 24 Вольта.



Ну и последняя деталь - преобразователь на 5 В и на 12 В, благодаря которому справа в стенке кейса есть выходы питания USB и автомобильного прикуривателя.



Питание от 4-х пинового разъёма “220/24 В” разводится от пары пинов 220 В - на “умный” блок питания, от пары пинов 24 В - на клеммную колодку. С блока питания обратно к разъёму идёт кабель вывода светодиодов, изначально живущих в самом блоке питания. Ну и зарядный выход для батареи - на ту же колодку. BMS батареи - на ту же колодку. Выход 24-вольтового питания собственно подавителя - на ту же колодку, питание преобразователя для USB и прикуривателя - на ту же колодку. Ну и, наконец, вывод на экранчик с кнопоськой на крышке.



- Ввод питания 24 В
- Выход “умного” БП на заряд батареи
- Батарея
- Вывод на питание подавителя
- Питание на преобразователь для USB и прикуривателя
- Вывод на кнопоську и экранчик
Все шесть подключений, вроде ничего не забыл.

После ознакомления с тем, как это всё примерно устроено, стало примерно ясно, почему оно “не жужжит”. То есть почему не включается “умный” блок питания, вентилятор которого и издаёт заветное ЖЖЖЖ. Судя по всему, подумал я, включается блок только в том случае, если штатно работает и даёт какое-то напряжение BMS-ка. А почему она его не даёт? Что у нас случилось? Замеряю напругу на банках по отдельности - везде 2,7 В с мелочью, вроде не совсем плохо, выше нижнего порога. Или недостаточно высоко? И оно всё-таки просело так, что BMS-ка штатно жить не хочет? А у меня ничего кроме Imax B6 нет под рукой, а Imax B6 LiFePo на 24 В и 8 банок не умеет. Позаряжать банки по одной, до 3,2, а потом попробовать?

Поскольку с приблизительно такими вещами я в работе с носимыми пауэрбанками уже сталкивался, я решил погуглить немного, по какому поводу BMS-ки могут “ложиться” и как они рестартятся. Одна из методик предлагала применить для рестарта BMS, которая на выходе не показывает никакого напряжения, всё то же Imax B6 или его аналог в режиме зарядки свинцовой батареи с напряжением 6 В. Подключаешь его к выходу BMS, подключённой к батарее, запускаешь заряд в таком режиме, и в следующую секунду прибор тебе показывает “OVERVOLTAGE”. Снимаешь, замеряешь, что на выходе BMS, а там - тот самый “OVERVOLTAGE”, то есть ток с батареи уже проходит, BMS из защиты вышла, показывает свои 24 или 25 Вольт.
Ну ок, чо.



ТАДАААМ! Всё получилось.BMS рестартнулась, подключение её в клеммник оказывает магическое действие на “умную” зарядку, она, при включении питания, начинает “жужжать”, светодиод у разъёма 220/24 горит красным, экранчик на крышке при нажатии кнопоськи кажет вольтаж сборки и соответствующий ему процент заряда батареи.
Остаются некоторые вопросы.

Допустим, кабель для подключения этого всего к бортовой сети техники есть, просто военные его потеряли, бывает. Каким образом будет регулироваться ток зарядки батареи в кейсе от 24-28 В бортовой сети автомобиля/БМП/Танка, когда мы этот кабель найдём и подключим? “Умное зарядное”, которое и есть те самые 10 ампер с картинки и всё прочее, оно в этой ситуации не будет включено вообще, ибо питания от 220 Вольт нету. Значит, весь контроль будет на BMSке. Как она этот контроль осуществит? Ну, наверное, снова вырубится таким же образом и включится только после такого же “толчка”.

Тут я позволю себе лирическое отступление.

Я никогда не пытаюсь корчить из себя специалиста по всем вопросам, мне никогда не стыдно пойти к знающим людям и спросить - а как вот это будет работать и будет ли, и так далее. Ну и я пришёл к нашим олдскульным дядькам, спросить у них, как они себе видят работу вот этакой системы питания. Было это уже сегодня, 3-го числа утром. Мне единственным безопасным и быстрым, хотя и несколько громоздким, решением казалось такое - бросить на “умную зарядку” 220 В через преобразователь DC-AC от 24В. Внезапно, дядьки, выслушав про устройство чемоданчика, оказались того же мнения - это ни в коем случае нельзя эксплуатировать на технике в том виде, в котором оно есть. Ну и подтвердили вариант с преобразователем. Оказывается, проще и надёжнее не получится. Порылся я ещё на комбатовском сайте и, самое смешное, что этот вариант я там обнаружил, только в комплект он не входит.

ПУП-3, пульт управления подавителем.



Подписано : “Герметичный бокс с индикатором заряда и преобразователем напряжения 220-30В”.
Правда, наибольшее количество фоточек этого устройства мы видим в разделе, посвящённом, подавителю “Аура Купол 4Н”. Только там написано, что преобразование идёт в обратную сторону с 12-30 В на питание агрегата.



Смотрим ещё раз, как этот пуп выглядит целиком.



И понимаем, что центральная часть композиции - это тот самый “умный зарядник” на 10А, который в чёрном кейсе стоит слева и “жужжит”, а под загадочной чёрной фанеркой с тумблером вкл/выкл стоит тот самый преобразователь от 12 до 30 В, с которого зарядник и запитан. На корпусе ПУПа видим крепления для каких-то клемм. Может быть, это - выход на LiFePo-батарею? Нет. Фоточка подписана однозначно:



Это для включения в бортовую сеть автомобиля. Да и бортсеть танка с бронемашиной тоже подойдут. Другое дело, что любое электронное устройство, стоящее на танке, должно выдерживать работу того же танка из 125-мм пушки и прочие происходящие с танком спецэффекты, но это уже другой вопрос. Это всё мы сейчас не проговариваем и не проверяем.

Вопрос сейчас другой - почему же это не реализовано на блоке питания куда более мощной станции подавления? Не с 4-мя модулями помех, а с 10-ю? Ведь подключить этот ПУП-3 к СПП-130 нельзя даже на уровне разъёмов. В связку 10-й Ауры и СПП-130 вставляется только ПУП-1, где чисто тумблер и всё.

Кстати, где охлаждение всего этого? Гордиться герметичностью кейсов - это прекрасно, “чистый маркетинг”, как говорит Дизайнер, но как это всё будет работать длительное время, особенно в жару? “Жужжит” блок питания? Это хорошо. Но из описания этого самого чёрного кейса, СПП-1300, мы знаем, что “кейс герметичный”. И куда что вентилирует вентилятор? Подогревает жаром из потроха блока питания BMS-ку и батарею? Я уже сказал, что я - человек скучный. Занудный. Я зашёл на сайт, на котором комбатовцы купили BMS-ку, 48volt.ru, парни молодцы, у них там есть инструкция по её установке, и там я прочитал ВНЕЗАПНОЕ. Ну то есть даже для меня оно ожидаемое, но для “комбатов”, вероятно, внезапное.



В закрытом исполнении, то есть именно в том, с которым мы имеем дело, допустимая мощность потребителей - 70% от номинала в 60 А. Иначе - перегрев и выход из строя платы BMS. Я поинтересовался у наших олдскульных дядек - а какой КПД могут иметь модули постановки помех? Ну то есть вот выдаёт он 50 Ватт. А кушает сколько? Дядьки сказали - примерно 50%, на глаз.
Считаем. 10 модулей по 50 ватт выдают полкило, значит жрут киловатт. BMSка может выдаёт “максимальный продолжительный ток разряда” - 60 А на 24 В, то есть мощность у неё, как написано на сайте - 1440 В, то есть 70% от неё это будет 1008 Ватт.

Как оно так красиво получается, такая предельная конструкция, которая легко может вырубиться при сколько-нибудь длительной работе, я понял, повторно внимательно просматривая сайт “Комбата”.



Как видите “Аура Купол 10” не одинока, в ассортименте есть “Аура Купол 8”. Она стоит меньше, на сумму от 90 до 100 тысяч рублей, но, почему-то, по описанию не отличается от 10-й. Те же десять диапазонов с той же мощностью. Заглянем на её страничку?

Ничего не замечаете? Страница сайта 7853, про “Аура Купол 8”, скопипащена один-в-один со страницы 7826, посвящённой “Аура Купол 10”. Тупо скопировано всё, кроме одной-единственной цифры в заголовке страницы. Там в названии "комплекса" 8 вместо 10.



Если в каталоге на предыдущей странице 8-я "Аура" проиллюстрирована фоткой, визуально как-то отличающейся от 10-й, то внутри странички 8-й "Ауры" все те же фотки 10-й. “У нас нет фотографий нашей продукции”. Да, снова. За что предлагается доплатить 90 или даже 100 тысяч рублей? Очевидно, именно в такую сумму оценивается “комбатами” добавка двух 50-ваттных модулей с антеннами, которые прибыли как раз в тот момент, когда вроде бы уже собрались "выкатить" 8-ю модель, но лучше же 10, ведь правда? Телеграм-канал “Комбатов” презентует 10-ю модель “Ауры” в ноябре прошедшего года, про 8-ю - молчок.



Теперь примерно понятно, как и почему это всё оказалось у меня на руках в том виде, в котором оказалось.

Хотели сделать 8-канальную глушилку, но решили что 10 круче, поэтому давайте сделаем сразу 10, а "станцию питания" возьмём от 8-канальной, никто не заметит. Физика, циничная сука, заметила. И BMS-ка, прилепленная скотчем к батарее в прекрасном с чисто маркетинговой точки зрения герметичном кейсе, работать дальше отказалась, ушла в защиту. И будет так уходить постоянно. Потому что запаса по мощности нет.

Интересно ещё, почему убрали из комплекта кабель питания от бортовой сети... успело что-то сгореть у кого-то или им просто быстро принесли обратно и засунули в те плечи, из которых у них растут руки эту СПП-130 с ушедшей в защиту BMS?

Поставить это всё в таком вот виде на автомашину или бронетехнику, то есть сделать то, для чего это, вроде бы, предназначено? Разве что только напрямую запитать подавитель от бортовой сети, если подавители от этого не помрут. И у вас появится прекрасная декорация на крыше автомобиля, грузовика или бронеобъекта. Декорация, не более. Потому что, после “оживления” чёрного кейса военные вышли с комплексом РЭБ на ближайшую лужайку и запустили ФПВ. Пара кадров из этого полёта. “Комплекс РЭБ” отмечен красным.





“Рукастые инженеры”.

“Руки из плеч”.

“Мы не будем зарабатывать на продаже непригодного для защиты оборудования”.

“Над нашими комплексами так свободно не полетаешь”.

Как там говорит Дизайнер? Пидорский надолб.

В общем, граждане, если вдруг вы окажетесь в ситуации, когда вам срочно-срочно быстро-быстро нужны хоть какие-то китайские радиостанции, по любой цене, главное - срочно и сейчас, и никак нет возможности купить ничего другого и попозже, кроме как взять здесь и сейчас китайскую радиостанцию с приклеенным на ней шильдиком “Комбат”, наверное, можно купить, если очень нужно и совсем-совсем нет других вариантов. И это будет работать, потому что сделано китайцами.

А вот ничего, что делается руками-из-плеч этих “рукастых инженеров”, гордящихся “герметичными кейсами” для перегревающегося оборудования, которое взято с менее мощных систем потому что очень срочно хочет побольше денег, покупать, наверное, не надо.

дронобой, Мурз, Воруют!, связь, мрачно

Previous post Next post
Up