Филолог об исторических аналогиях. 15.04.

Apr 15, 2023 11:51


Известный окопный филолог мрачно рассуждает об обстановке накануне укронаступа:

Я уже проводил параллели с немецкой операцией "Цитадель" на Курской дуге (о которой много кто уже вспоминал, поскольку аналогии напрашиваются сами собой) и указывал на ряд проблемных моментов, которые в текущей ситуации, в отличие от лета 1943-го, усложняют наше положение.

Вынужден повторить: общие силы Центрального, Воронежского и Степного фронтов, сосредоточенные на Курском выступе, по численности превосходили немецкие ударные группировки в два с лишним раза.

Мы не знали наверняка, на каких конкретно участках и какими силами противник будет наносить удары, и нам пришлось обеспечивать достаточно высокие плотности войск на всём протяжении Курского выступа.

Кроме того, требовалось иметь значительные силы в резерве для оперативного купирования возможного кризиса (который на самом деле случился на южном фасе в полосе обороны Воронежского фронта, где сама местность располагала к танкодоступности), равно как и для развития успеха при переходе наших сил в контрнаступление после изматывания противника в обороне.

Сейчас же численным превосходством над противником мы не обладаем, что в принципе снижает наши оборонительные возможности, не говоря уже о потенциале перехода в результативное контрнаступление.

При этом мы находимся ещё и в менее выгодном положении в части логистической инфраструктуры и протяжённости коммуникаций в сравнении с противником.



Далее, наша стратегия на лето 1943-го не ограничивалась пассивным ожиданием немецкого наступления. Параллельно с планами обороны на Курской дуге с последующим переходом в контрнаступление прорабатывались наступательные планы по другим направлениям.

В частности, 12 июля (на восьмой день "Цитадели") войска Брянского (смежного с Центральным, который в это время отражал немецкое наступление на северном фасе) и Западного фронтов начали наступление на Орёл, что самым прямым образом сказалось на свёртывании "Цитадели".

Сейчас же на ряде направлений мы перемалываем не только противника, но и самих себя, при этом не оказывая чувствительного влияния на стратегические планы противника.

Так, возобновление наступления на Авдеевском направлении пока не даёт эффекта второго Бахмута, который как раз мог бы стать весомым фактором для противника (один Бахмут в стратегическом плане сейчас не вытягивает). Зато в этом наступлении продолжают стачиваться наши собственные силы.

Наши ударные группировки, сосредоточенные на Северском и Лиманском направлениях, по сути находятся в режиме ожидания.

Причём вопрос Северского выступа действительно надо бы решать, поскольку это и неудобная заноза, и потенциально опасный плацдарм (рискнёт ли противник заводить на него ударную группировку, это уже другой вопрос).

А вот насчёт Лимана у меня есть немалые и небезосновательные сомнения, о чём я уже говорил ранее. Я бы вообще перетащил эту группировку на другую локацию, ибо нормальные герои всегда идут в обход (блокируют важный логистический узел и нависают над флангом и тылом нацеленной на Сватово группировки противника, и такой ход уже мог бы повлиять на вероятный расклад, даже с учётом общего соотношения сил).

Наконец, мне представляется откровенно странным упование на наши оборонительные линии. Непреодолимых рубежей обороны в принципе нет. А главное - нам очень сильно помогли все эти бесконечные противотанковые рвы и поля с ежами осенью 1941-го?

Ожидая ремейка "Цитадели", мы упускаем из вида "Тайфун": выбор не самых очевидных участков для прорывов, массирование сил и средств на этих участках, прорывы обороны, выходы на оперативный простор, рывки по шоссейным дорогам, смыкание клещей, котлы под Вязьмой и Брянском.

По мере развития событий с нашей стороны имеют место несогласованность действий попавших под удары фронтов, боязнь вовремя доложить в Москву о кризисе в надежде исправить положение, утрата управления войсками.

Что характерно, к моменту начала немецкого наступления значительная часть наших сил, угодивших под каток "Тайфуна", уже была измотана и обескровлена наступательными боями.

И ещё: сейчас противник имеет намного больше возможностей для дезорганизации наших тылов и широкого посева дизморали.

Такие вот дела... Молимся и ждем.

Грезы о весне (страшные), История, военное планирование, филолог из окопа, мрачно

Previous post Next post
Up