Франсиско де Сурбаран. Апофеоз Святого Фомы Аквинского. 1631 (фрагмент)
Художественный музей в Севилье Museo de Bellas Artes de Sevilla - второй по величине в Испании после мадридского Прадо. Но посетителей в нем в разы меньше, чем в столичном храме искусств. Может быть, нам просто так повезло. В тот день шёл редкий для Севильи дождь, и все ценители изящного проводили этот день дома с книгой или за бокалом вина. Сами мы попали в музей, изрядно промокнув и с зачехленной фототехникой - из-за погоды не получилось сделать нормальные снимки: даже когда дождь прекращался, в воздухе висел плотный туман.
Парадный вход в музей, созданный архитектором Мигелем де Кинтана в 1729 году
Надо сказать, что Музей изящных искусств Севильи в полной мере позволяет оценить тот вклад, который Испания внесла в живопись в эпоху стиля барокко. Выдающиеся представители барокко Веласкес, Мурильо, Сурбаран, Рибейра, Леаль творили в Севильи в XVI-XVII веках, создав свою севильскую школу. Это время принято называть «золотым веком» испанской живописи.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Мадонна с младенцем из салфетки (Virgen de la Servilleta) 1666. (фрагмент)
Музей изящных искусств расположился в не менее изящном здании бывшего монастыря XVII века, это придает его залам и экспозициям особенный смысл и атмосферу. Внутри монастырских построек сохранились три очаровательных дворика-патио, с которых все посетители начинают своё знакомство с искусством Севильи.
"Самшитовый" дворик (Claustro Bojes)
Такие патио характерны для многих построек в Андалузии на протяжении многих веков: затененные галереи по периметру, внутри двора - источник или место для сбора воды и небольшой садик.
В одном из музейных двориков сохранился старинный колодец.
Патио (Patio Aljibe) музея со старинным колодцем
Стиль христианского монастыря в музейных патио сочетается с архитектурным стилем мавританской Испании мудехар.
Стены галерей во всех патио украшены характерной севильской керамической плиткой первой трети XVI века, перенесенных сюда из разных мест.
На одном из них изображены небесные покровительницы города Севильи - святая Юста (Хуста или даже Юстина, в зависимости от перевода исп. Justa) и святая Руфина.
Керамическое панно "Святые Юста и Руфина"
Замечательное керамическое панно с изображением мадонны неизвестного автора второй половины XVII века в патио Claustro Bojes.
На входе в залы музея нас встречает барельеф известного испанского скульптора, уроженца Севильи Антонио Сусилло (1857 - 1896) с популярным в Испании сюжетом: Христофор Колумб перед католическими королями Изабеллой Кастильской и Фердинандом II Арагонским.
Антонио Сусилло. Колумб перед католическими королями в салоне Тинель в Барселоне (Presentación de Colón a los Reyes Católicos en el Salón del Tinell de Barcelona)
Если в Мадриде в Прадо наиболее полно представлены работы Веласкеса и Гойи, в Толедо - Эль Греко, то музей в Севилье обладает лучшей коллекцией полотен Мурильо.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682)- ведущий испанский живописец «золотого века» - родился и прожил всю жизнь в Севилье, не пожелав изменить родному городу даже ради Мадрида. В Севилье им была создана Академия художеств, первым президентом которой он стал, возглавив севильскую школу живописи. Памятник Мурильо стоит у входа в музей.
А его работам отведены самые почетные, самые красивые залы, разместившиеся в бывшей монастырской церкви.
Центральное место в зале занимает великолепное полотно Мурильо «Непорочное зачатие» («Inmaculada Concepción»). В продолжении творческой жизни художником написано около двадцати картин с этим сюжетом, ставшими чрезвычайно популярными в Европе. Мурильо изменяет здесь трактовку привычного библейского сюжета, когда непорочное зачатие изображалось в виде явления ангела Деве Марии и слетающего с небес голубка. Здесь сцена больше напоминает сюжет вознесения Богородицы. Богоматерь опирается ногами на луну и облако - символ ее божественной сущности и непорочности, знак Царицы Небесной. На простое белоснежное платье без декора накинут развевающийся темно-синий покров. Руки сложены в молитве. Деву Марию окружают ангелочки-путти, столь любимые живописью эпохи барокко.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие. «Inmaculada Concepción (La Colosal)», 1650
Как пример изображения Благовещенья в более раннюю эпоху севильского ренессанса можно привести икону Алехо Фернандеса (1475 - 1547), крупнейшего художника Андалузии. Работа попала в музей из монастыря Сан-Исидоро-дель-Кампо. В ней явно чувствуется влияние итальянской и фламандской школ - в композиции, символах, проработке деталей интерьера и пейзажа.
Алехо Фернандес (Alejo Fernández). Благовещенье. 1508
А вот «Благовещенье» Мурильо, работа 1668 года из монастыря капуцинов. Всё в ней просто, лаконично и в то же время полно эмоциями и ощущением значимости момента.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Благовещенье. 1668
К лучшим религиозным композициям Мурильо, несомненно, относится картина «Святая Юста и святая Руфина». Сестры, небесные покровительницы, Севильи держат в руках уменьшенную копию севильской колокольни Хиральды, у ног святых художник помещает глиняные сосуды, чья цветовая гамма перекликается с цветом Хиральды. По преданию Юста и Руфина, жившие во времена, когда город входил в состав Римской империи, занимались гончарным ремеслом и были тайными христианками. Сестры не пожелали продать свои кувшины жрецам храма богини любви Венеры, за что их подвергли жестоким гонениям, схватили и казнили. На их мученическую кончину указывают пальмовые ветви - традиционные символы мученичества в религиозной живописи.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Святая Юста и Святая Руфина. (Santas Justa y Rufina)
Великолепное «Поклонение пастухов» Мурильо.В испании образ Девы Марии был синонимом всемогущества доброты. Доброта, душевное тепло Богородицы особенным образом чувствуется в работах Мурильо. Все его Мадонны не похожи одна на другую и в каждой при этом находятся общие черты уроженок Андалузии.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов. 1668
Известно, что 1 января 1664 года художник похоронил свою жену и в течении двух лет после её смерти почти ничего не писал. Образ Богоматери Скорбей (Mater Dolorosa), созданный им в этот период, опять же шел против принятых канонов - изображать Деву Марию в глубокой скорби и слезах, пронзенной семью длинными кинжалами. Долороза Мурильо смиренна с постигшей её участью и полностью подчинена воле Господа.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Dolorosa. 1665
Следующая по значимости после Мурильо и количеству шедевров в музее Севильи, пожалуй, будет собрание живописи еще одного испанского представителя «золотого века» Франсиско де Сурбарана (1598 - 1664).
«La Virgen de las Cuevas» - еще одна из знаменитых работ художника. Небесно синий плащ Мадонны похож на театральный занавес, а лица коленопреклоненных монахов исполнены красоты и благородства. С испанского «La Virgen de las Cuevas» переводится как «Дева Пещеры», но в разных российских источниках картина называется «Мадонна - покровительница картезианцев», «Святая Дева - защитница», «Богоматерь Милосердия».
Франсиско де Сурбаран. La Virgen de las Cuevas. 1655
Но более интересна в музее изящных искусств Севильи галерея Святых жён (мучениц) Сурбарана. Этот цикл художник создал в необычной для того времени манере: одиночные портреты женщин в современных автору нарядах, с божественно красивыми лицами. В руки каждой вложены предметы, имеющие символический смысл и дающие отсылку к истории жизни каждой из героинь, принявших мученическую смерть за веру.
Святая Доротея называла своим женихом Христа. Ее мучитель Феофил повелел перед казнью прислать ей дары из сада Христа. Когда мученицу посреди зимы повели на казнь, перед ней появился ангел с корзиной фруктов и цветов. Эти атрибуты святая держит на блюде перед собой. Её считают покровительницей садоводов и цветочниц.
Франсиско де Сурбаран. Святая Доротея. Ок. 1650
Святая Марина изображена с книгой, сумой и ... посохом с крюком, которым её пытались умертвить. На месте её казни из-под земли пробился источник. Поэтому эту святую называют еще Марина Святого Источника.
Франсиско де Сурбаран. Санта Марина. Ок. 1650
К лику святых была причислена и юная христианка Агнесса - 12-летняя девочка-подросток, которая отвергла сына знатного вельможи ради христианской веры, за что поплатилась жизнью в столь юном возрасте. В ее иконографии всегда присутствует ангел-хранитель - в образе белого ягненка, так как по легенде, во время издевательств и мучений, он всегда пытался прийти великомученице на помощь.
Франсиско де Сурбаран. Святая Агнесса (Santa Ines). 1650.
На контрасте со святыми мученицами Сурбарана - «Портрет дамы» Корнелиса де Воса (1585-1651), фламандского художника. Мне эта дама показалась чем-то похожей на русскую купчиху.
Работ Корнелиса де Воса довольно много в музеях Испании, так как Антверпен в то время, когда в нём жил и творил художник, находился на территории Испанских Нидерландов.
Корнелис де Вос. Портрет дамы. 1630.
Хосе де Рибера по прозвищу Спаньолетто («маленький испанец») испанский караваджист эпохи барокко, жил и работал в Неаполе. Писал по заказам духовенства и высокопоставленных особ. Большинство заказчиков увозило картины Риберы с собой в Испанию, где его ценили и много копировали.
В Музее изящных искусств Севильи несколько его прекрасных работ.
Хосе де Рибера. Апостол Иаков Старший ( Santiago el Mayor). 1634
Знаменитый Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) представлен в музее единственной работой - портретом Хорхе Мануэля, который долгое время считался автопортретом художника. Сегодня большинство исследователей признают, что изображенный Хорхе Мануэль, единственный сын Эль Греко, архитектор, скульптор и художник, как и его отец.
Эль Греко. Портрет Хорхе Мануэля (Retrato de Jorge Manuel). 1600-1605
Фрагмент картины фламандского художника Питера ван Линта (1609-1690) «Поклонение пастухов». Её недавно отреставрировали силами специалистов музея, поэтому к ней было особое внимание.
Питер ван Линт. Поклонение пастухов. ("Adoración de los pastores"). Фрагмент
Замечательный цикл «Времена года» яркого представителя «золотого века» Франсиско де Баррера (1595-1658).
«Осень» со сборщиком винограда:
Франсиско де Баррера. "Осень" (фрагмент)
«Лето» с обильными плодами и жатвой:
Франсиско де Баррера. Лето (фрагмент).
Самое обидное, что где-то через час осмотра музея у меня совершенно разрядился фотоаппарат, и большая часть коллекции - живопись XVIII-XIX веков, а также искусство испанского средневековья я не смогла зафиксировать.
Ужасно жаль, потому что надежды вернуться и досмотреть то, что не рассмотрел и не запомнил, увы, нет.
Для завершения работа Алонсо Васкеса (1565 - 1608) «Тайная вечеря». Апостолы на картине одеты в богатые, яркие одежды, повсюду рассыпаны розы (сколько лепестков в цветке, столько добродетелей у Христа) и веточки терновника. Вокруг стола множество дорогой посуды, серебряные блюда, причудливые кувшины, смятая кружевная салфетка. Перед каждым из апостолов на тарелке хлеб, в центре стола на блюде тушка зажаренного ягненка (интересно, символ чего?), бокал (чаша) с вином в руках только у Христа. Он, Христос светел и спокоен. Любимый его ученик, молодой Иоанн спит беззаботным сном. Апостолы спорят и рассуждают над речами Учителя. И только зловещий Иуда сжимает в руке свои тридцать серебряков, придавая этому красочному пиру особое напряжение.
Алонсо Васкес "Тайная вечеря". (Sagrada cena). 1588
Алонсо Васкес. Тайная вечеря. (Sagrada cena). 1588 (фрагмент)
Последний взгляд на галерею с работами мастеров «золотого века».
Adiós.