Решетников рассказал об адаптации в России китайских принципов управления экономикой Россия в последние годы начала применять характерные для китайской модели подходы к управлению экономикой. По словам Решетникова, значительно увеличились горизонты планирования и стало больше внимания уделяться мониторингу спроса. Он отметил, что власти стали меньше бояться брать в долг и начали использовать дефицит бюджета как инструмент развития экономики
Министр экономического развития Максим Решетников заявил, что Россия в последние годы стала применять подходы к управлению экономикой, характерные для модели управления Китая, передают «Ведомости».
По словам Решетникова, первый из этих подходов - увеличение горизонта планирования. Теперь российские власти рассматривают период до 2030 года скорее как среднесрочный, планы по решению стратегических вопросов расписываются до 2040-2045 годов. Решетников пояснил, что «в условиях сложившейся турбулентности» планировать некоторые вопросы на 15-20 лет сложно, но при это есть «устойчивые тренды». Среди таковых он назвал развитие технологий, строительство инфраструктуры и переориентацию на Восток.
Второй подход - это мониторинг спроса. По словам Решетникова, когда фиксируется спад потребления среди населения или в корпоративном секторе, власти компенсируют это за счет бюджета. Политика заимствований стала лояльнее, добавил министр: по его словам, власти в последние годы стали меньше бояться брать в долг и начали больше использовать дефицит бюджета как инструмент развития экономики. Решетников отметил, что важно следить за эффективностью вложений, поскольку при интенсивных расходах бюджета становится меньше проектов, которые создают высокую добавленную стоимость.
Нельзя сказать, что Россия заимствует элементы китайской модели, перенять ее «чисто механически просто невозможно», пояснил Решетников. Он подчеркнул, что у России «свои институты, своя практика, принципы», но власти внимательно анализируют и принимают во внимание китайский опыт.
Исторически, китайское индикативное планирование и свободный рынок под управлением компартии есть своего рода конвергенция советского государственного планирования и практики свободного рынка, вызыванная антисоветским разворотом Мао и правым ревизионизмом Дэна. Коммунисты, обличавшие "социал-империализм" и "советский ревизионизм" сами стали конфуцианскими этатистами, подозрительно похожими на Гоминьдан, и в конечном итоге к госкапиталистическому "социал-империализму" "Великого Шелкового Пути" и пришли.
Но применимы ли вообще к РФ китайские принципы в условиях враждебного окружения, когда нет избытка трудовых ресурсов и доступа на внешний рынок, а условные "союзники" не могут предоставить тех незаменимых товаров и технологий, которые закупались у бывших "партнёров"?
Не пора ли уже в Госплан, господа госкапиталисты? Зачем заимстовать чужие модели из другого времени, места и обстоятельств, если есть идеально подходящие и проверенные свои?