Минин и Пожарский

Nov 04, 2011 02:22



Верещагин В.П. Осада Троице-Сергеевой лавры в 1608 году (1891)

В день празднования Казанской иконе Божией Матери, чудесно обретенной 8 июля 1579 г. в правление св. блгв. Царя Ивана IV Васильевича и прославленной трудами сщмч. Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, редакция нашего музейного блога решила сделать всем своим многочисленным друзьям и читателям небольшой подарок, разместив для просмотра интереснейший исторический фильм «Минин и Пожарский», снятый знаменитым Всеволодом Пудовкиным в 1939 г. Замечателен финал фильма, где провозглашается, что Кремль был освобожден 7-го ноября (!).

... В печальную годину смуты и разбоя, когда в самом сердце Святой Руси - Москве - царил враг, Преподобный Сергий явился гражданину Козме Минину, повелевая "ему казну собирати, и воинских людей наделяти, и итти на очищение Московского государства". Воеводой избрали князя Димитрия Пожарского "яко могущего ратные дела строити. Козма же, поведав архимандриту Дионисию, како явися ему  Сергие. Слышав же сия, архимандрит слезы теплые по ланитома изливаема, благодаря Святую Троицу и Пречистую Богородицу и Преподобного Сергия, и до времени сего никому не поведав, дондеже исполнилась благодать Божия": http://expertmus.livejournal.com/31738.html



В старину на Руси широко отмечался праздник «в воспоминание о спасении Москвы от врагов заступлением Богоматери ради Казанской иконы Ее» в 1612 г., ведь список с иконы находился в сформированном в Яро­славле ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия По­жарского, освободившего Москву в 1612 г. от польско-литовских интервентов: http://expertmus.livejournal.com/35722.html

image You can watch this video on www.livejournal.com



image You can watch this video on www.livejournal.com



Это празднество установлено в 1613 г. по благословению патриарха Филарета Царем Михаилом Феодоровичем, с учреждением крестных ходов из Успенского собора в Введенскую церковь на Сретенке, где в Казанском приделе князь Дмитрий Пожарский поставил список с Казанской иконы Божьей Матери. Икона особо почиталась династией Романовых. В 1636 г. на Красной площади был выстроен каменный Казанский собор, где помещен прославленный в Моск­ве образ (собор ныне восстановлен по проекту Г.Я. Мокеева и О.И. Журина).

Строительство каменного собора в столице стало венцом почитания Казанской иконы Божией Матери. С 1636 г. московская святыня обрела здесь, в виду Лобного места, где про­исходило ее чествование в 1613 г., свое постоянное место. «Созда же церковь прекрасну во имя пречистые Богородицы, честнаго ее чюдотворного образа Казанские... все же сия назда благочестия хранитель и царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии в пятое десятерице второго ста осмые тысящи лет...». Cобор «во имя образа Пресвятой Богородицы иже в Казани» был освящен 16 октября 1636 г. в торжественной обстановке, в присутствии государя Михаила Федоровича Романова и патриарха Иоасафа. Сам храм был возведен православными людьми в благодарность Господу и Его Пречистой Матери за избавление Отечества от польских захватчиков и прекращение смуты на Русской земле. Государем Михаилом Феодоровичем было установлено дважды в год совершать крестные ходы из кремлевского Успенского собора до храма в честь Казанской иконы Божией Матери: «Един ход июля в 8-й день, в тот бо день чудотворная Ея икона явися во граде Казани», - и 22 октября, когда «Пречистыя Богородицы молитвами и помощию взяли у Литвы русские люди град-Китай; того ради уложен ход со Кресты к Пречистой Казанской»: http://expertmus.livejournal.com/43207.html

В царствование Алексея Михайловича было установлено общерусское празднование иконе. Во второй половине XVII в. иконы Казанской Богоматери распространились по всей Рос­сии. В начале XVIII в. по повелению Петра I одна из по­читаемых Казанских икон перенесена в Петербург. В 1811 г. здесь освящен величественный собор Казанской Богоматери, построенный по проекту архитектора А.Н. Воронихина. Явленный в Казани чудотворный образ, находившийся в девичьем Казанском монастыре, был похищен в 1904 г.: http://expertmus.livejournal.com/35722.html

Ныне в нашей стране учрежден новый государственный праздник, приуроченный к церковному празднованию Казанской иконе Божией Матери 22 октября (4 ноября н.ст.), - День народного единства в ознаменование избавления Москвы и всей России от польско-литовских интервентов. Не лишним будет напомнить, что в год 400-летия начала героической обороны Троице-Сергиева монастыря руководству страны была адресована просьба почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия II о временной передаче чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева из Третьяковской галереи в родные стены «Дома Пресвятой Троицы». «Борцы от лукаваго» тогда посмели не только охаять эту патриаршую просьбу как де «немотивированную», но и оскорбить самого Патриарха незадолго до его страдальческой кончины! Особенно преуспели в поношении Церкви и ее Предстоятеля глава нынешней администрации Музея имени Андрея Рублева Геннадий Викторович Попов и вся «поповская» клика, которые первым делом обвинили монахов Троицкой Лавры «в организации чудес от своей главной святыни, а именно, от мощей Сергия Радонежского», а заодно «разоблачили», по их словам, рублевскую «Троицу» «как нечто чудотворное». Из-за такого огульного критиканства и хулы, преисполненных бессильной злобой, до сих пор не выполнена предсмертная патриаршая просьба, о чем не следует забывать и в нынешний государственный праздник: http://expertmus.livejournal.com/54901.html

Увы, в 2010 г. не было никаких особых торжеств и в честь празднования 400-летия юбилея снятия осады Троице-Сергиева монастыря, хотя 300-летний юбилей отмечался всей церковной полнотой. 12 января 1910 г. по левую сторону св. врат обители, близ бывшего во время осады подкопа была водружена «тщанием Московского Отдела Императорского Русского Военно-Исторического Общества» памятная доска, увековечившая немеркнущий подвиг защитников Троице-Сергиевого монастыря в 1608-1610 гг.: http://expertmus.livejournal.com/54901.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


фальсификация истории, лекторий, Геннадий Мокеев, расследование

Previous post Next post
Up