1 октября / 14 октября - Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

Oct 14, 2008 10:47



Покров Богоматери.
Середина XVIII в.
Средняя Русь.
104 х 86,7.
ЦМиАР. КП 4676.
Сохранность: крупные вставки левкаса с реконструкцией изображения в нижней части иконы, мелкие тонированные утраты по всей поверхности, потертости живописи кое-где на ликах и на одеждах, пострадала золотая и серебряная разделка одежд.

Праздник Покрова Богородицы установлен на Руси в XII в. при кн. Андрее Боголюбском. Согласно Житию св. Андрея, Христа ради юродивого (X в.), изображенного вместе со своим учеником Епифанием (в правом нижнем углу) среди ликов святых на иконе, ему во время Божественной службы во Влахернском храме Константинополя, где хранилась честная риза Богоматери, было явление Пречистой Девы. В знак покровительства и защиты она простерла над молящимися свой покров. На сложение иконографии также повлияла литургическая традиция Влахернского храма, где еженедельно совершался чин поднятия особого покрова. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но в Грецию этот праздник, как ни парадоксально, пришел через Болгарию и был установлен в Элладской Церкви сравнительно недавно, в XVIII в.

Иконографический вариант Покрова Богоматери, представленный на иконе из Музея имени Андрея Рублева, получает распространение с XVII в. Для него характерно профильное изображение Богородицы, обращающейся ко Спасителю в небесном сегменте в верхнем левом углу иконы. Своеобразная деталь - венец, предназначенный Богоматери, который держит в руках Спаситель, - возникла под влиянием западной иконографии «Коронования Богоматери», проникшей на Русь в конце XVII в. Редкой сценой в этом сюжете является видение дьякону Влахернской церкви Роману Сладкопевцу (V в.) во сне Богородицы (вверху слева, под небесным сегментом). На поле, слева от изображения, надпись, которая объясняет содержание клейма: "Явися Пресвятая Роману снедь даде ему свиток снести". Житие св. Романа повествует о том, как накануне праздника Рождества Христова св. Роману во сне явилась Богоматерь, повелевшая ему съесть свиток. Этим она даровала св. Роману великую силу творчества и искусство пения, вопреки его природным способностям. Роман стоит на амвоне с текстом его первого кондака Покрову Богоматери "Дева днесь предстоит в церкви". [i]

См. также: http://expertmus.livejournal.com/19604.html

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы, глас 4:

Днесь благовернии людие /
светло празднуем, /
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, /
и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: /
покрый нас честным Твоим Покровом/
и избави нас от всякаго зла, /
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, /
спасти души наша.

Кондак Покрову Пресвятой Богородицы, глас 3:

Дева днесь предстоит в Церкви,/
и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/
ангели со архиереи покланяются,/
апостоли же со пророки ликовствуют:/
нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание Покрову Пресвятой Богородицы:

Величаем Тя, /
Пресвятая Дево, /
и чтим Покров Твой честный, /
Тя бо виде святый Андрей на воздусе, /
за ны Христу молящуюся.

[i] И. Гарднер в одной из своих работ отмечает, что иконография "Покрова" изображает пение кондаков и свидетельствует о сольном исполнении кондаков (Gardner J. von. Einige Beobachtungen über die Einshubsilben im altrussischen Kirchengesang // Die Welt der Slaven. Jg. XI. H. 3. 1966).

фонды

Previous post Next post
Up