Сталин ввёл красные облачения духовенства на Пасху и золотые погоны в армии

May 05, 2021 01:34




#Музей имени Андрея #Рублева #Москвастобой До переворота 1917 г. духовенство в период от Пасхи до отдания Вознесения облачалось в одежды белого цвета (Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245). Переоблачение в одежды красного цвета на Пасху произошло лишь в советские годы, чему были свои причины …




Уже в 1942 г. разрабатывалась новая система воинских знаков различия, и первоначально планировалось, что изменения коснутся лишь представителей командного состава, но по личному указанию Сталина погоны появились у всех. Вряд ли столь кардинальное изменение вектора государственных приоритетов и самой национальной идеи, каким стало возвращение знаков различия царской армии, могло быть случайностью. В этой связи следует еще раз вчитаться в пасхальное послание митрополита Сергия 2 апреля 1942 г. (см. фото), в котором патриарший местоблюститель обратил ко всероссийской пастве свой призыв: «Не забудем слов: «Сим победиши». Не свастика, а крест призван возглавить христианскую культуру, наше «христианское жительство». В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит. Германия, предназначенная владеть миром будущего, должна забыть Христа и итти своим новым путем.  За эти безумные слова да поразит праведный Судия и Гитлера и всех соумышленников его и да откроет глаза тем, кто все еще не хочет видеть в Гитлере врага Христова. Воскресе Христос - и падоша демони. Воскресе Христос - и радуются ангели.  Да возрадуемся и мы с ними, празднуя победу Христову над адом и смертию во веки и во временной жизни здесь на здесь на земле - победу креста Христова над свастикой».




У И. Исакова отмечено, что Сталин «вообще придавал значение форме, и люди, которые страшно были увлечены по своей службе восстановлением старых русских мундиров, находили какой-то отзвук в нем, одобрение. Помню, как всерьез обсуждался вопрос о введении адъютантских аксельбантов и эполет. И это было не в конце войны, а в разгар ее». Здесь следует заметить, что в целом ряде работ «гуляет» одна и та же ошибка, будто «погоны Сталин ввел после Сталинграда» (В. Суворов и др.).
Не так широко известно, что уже на Пасху 1942 г. был официально отменен комендантский час и Сталин разрешил совершать крестные ходы вокруг церквей с зажженными свечами, несмотря на угрозу налётов фашистской авиации: https://expertmus.livejournal.com/36438.html

В 1942 г. Православная Церковь праздновала 5 апреля самую раннюю Пасху: «Вдруг в 6 часов утра в субботу 4 апреля утреннее радио неожиданно для всех началось сообщением распоряжения коменданта Москвы, разрешающего свободное движение в Москве в ночь на пятое апреля. Митрополит Николай (Ярушевич) немедленно оповестил православные приходы о единообразном традиционном праздновании Воскресения Христа в пасхальную полночь. Восторгам православных москвичей, удовлетворённых в самых заветных своих ожиданиях, не было конца. В 7 часов вечера, в субботу, в прозрачные весенние сумерки я пошёл к своему приходскому храму. Ещё вдали от храма моё внимание привлёк поток людей с однообразными узелками в руках. Это были небольшие свёртки, тщательно и не туго завязанные в белоснежные салфетки и скатерти. Мудрено было не узнать куличей и пасох. Поравнявшуюся со мной старушку, нёсшую свой узелок на обеих согнутых руках, решаюсь спросить:- В церковь идёте, бабушка?- Да, вот иду в церковь, освящать пасху, - ответила она.- Слышал, какое распоряжение вышло?». Длиннейшая очередь стояла, писал Григорий Петрович, на тротуаре, огибая церковь. Люди шли попарно, прикладываясь к плащанице и протискиваясь в храм, где служил Предстоятель Церкви митрополит Сергий (Страгородский). К заутрени прибыли английские офицеры, стоявшие с зажжёнными свечами. А вскоре весь собор подхватил: «Христос воскресе». Праздничная литургия закончилась в четвёртом часу утра» (Проф. Григорий Петрович Георгиевский).

Согласно информации начальника УНКВД г. Москвы и Московской области М. И. Журавлёва, 30 храмов Москвы посетило в пасхальную ночь 75 тысяч человек. Ещё 85 тысяч пришло в области. Больше всего народа в Коломне - 2500 человек, селе Железо-Николовское - 2200, немногим меньше в Кашире, Подольске, Можайске, в сёлах Зачатье и Зятьково. Чекисты докладывают наверх, что народ в основном благодарит правительство, хотя есть и недовольные вроде хирурга Розена, заявившего: «Особенно же меня возмущает появление в святом алтаре наших храмов каких-то фотографов. Помилуйте, на что же это похоже! Это же ведь не театр. Этого никогда не допускалось, даже и для верующих фотографов. Теперь заведомые безбожники стоят у престола Божия со своими лейками». Есть и совсем нехорошие заявления: «Я раньше говорил и сейчас скажу, что с наступлением весны нас немцы разобьют и не существовать у нас советской власти. Наши правители уже почувствовали, что им недолго осталось царствовать, вот они и стали подделываться к массе».

image Click to view



Уникальные кадры пасхального богослужения 25 апреля 1943 г. на второй год Великой Отечественной войны, которое провел митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) в московском храме Преображения Господня в Преображенском (см. фото в красном пасхальном облачении). Проповедь митрополита Николая (Ярушевича) на Пасху 1943 года была по первому официальному решению властей запечатлена на документальной видеосъемке, впервые #МузейРублева​ размещенной в сети Интернет на нашем музейном видеоканале!




На архивном видео запечатлены раненые воины во время освящения куличей и пасх в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. Накануне Пасхи в Москве началось оживление. В магазинах до этого продавали куличи (по талонам белого хлеба). По радио передали, что в пасхальную ночь осадное положение будет снято, и можно ходить всю ночь без пропусков. Стал также муссироваться слух, что в кафедральном соборе на Елоховской площади будут петь Михайлов, Козловский и Лемешев. И вот - десятки тысяч людей решили идти в церковь. Перед Пасхой появился и другой слух, что, дескать, «вскрылось несколько случаев ритуального убийства православных детей» …

Как вспоминала врач Софья Борисовна Скопина, сестра кинооператора Вихирева, «решила я с подругой пойти на Елоховскую. Пришли в 8 час. вечера. Очень много молодежи, некоторые мамаши пришли с детьми. Много военных. Народ сидел даже на кресте с изображением Христа - словом, как на футбольном матче. Было так душно, что по колоннам текло. Свечки, которые передавали из рук в руки, свернулись спиральками. В стороне стояла небольшая очередь святить куличи и яйца. В 11 часов вышел священник и заявил, что «прибудут наши друзья - англичане»: https://youtu.be/6VoV92hi-JM




В том же году 6 января был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О введении новых знаков различия для личного состава Красной Армии», в котором было сказано «удовлетворить ходатайство Народного комиссариата обороны и ввести, взамен существующих, новые знаки различия - погоны для личного состава Красной Армии». 15 января 1943 г. Нарком Обороны издает приказ № 25, в котором конкретизируются форма, расцветки, размеры погон, знаки различия и эмблемы родов войск на погонах. За основу взяли галунные и полевые погоны царской армии, причем чтобы возродить технологию изготовления золотых лент, разыскали старых мастеров: https://expertmus.livejournal.com/36438.html

Днем 22 августа/4 сентября 1943 г. на ближней даче в Кунцево Сталин собрал совещание, в котором участвовали Г.М. Маленков и Л.П. Берия (Одинцов М.И.  Русские патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., 1999. С. 283-291). На совещании, где было решено провести встречу Сталина со священноначалием Церкви, присутствовал полковник НКГБ Г.Г. Карпов, незадолго до этого откомандированный из штаба партизанских отрядов на Украине и назначенный начальником отдела по контролю за деятельностью религиозных организаций. Тут же из кабинета Сталина полковник Г.Г. Карпов позвонил митрополиту Сергию пригласить на встречу. Поздним вечером того же дня в Троицкие ворота Кремля въехал черный правительственный лимузин, в котором находились Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Сергий (Страгородский), митр. Алексий (Симанский) и митр. Николай (Ярушевич).
«В конце беседы митрополит [Сергий] был страшно утомлен [...] Сталин, взяв митрополита под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал на прощание следующую фразу: "Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для Вас сделать”» (Левитин-Краснов А.Э. "Рук Твоих жар" (1941-1956). Тель-Авив, 1979. С. 107).

В победном 1945-м вл. Вениамин (Федченков) от келейника к тому времени уже покойного Патриарха Сергия архим. Иоанна (Разумова) записал подробности той достопамятной встречи в Кремле: «митрополит Сергий, воротившись от И. В. Сталина, ходит в доме по комнате и - по обычаю - что-то про себя думает...Вдруг митрополит Сергий, полуголосом, говорит:
- Какой он добрый!.. Какой он добрый!..- Это он так думал и говорил о Сталине.
Я говорю о. Иоанну: “А вы не догадались спросить у Владыки: ‘Ведь он же неверующий’?”
- Спросил!
- И что же вам ответил митрополит Сергий?
- А знаешь, Иоанн, что я думаю: кто добрый, у того в душе живет Бог!
…Передаю точные слова митрополита Сергия. А он был умнейший человек. И слов напрасно не бросал. И не думаю также, что так мог бы выдумать о. Иоанн: этого не выдумаешь… Тогда стоит и нам задуматься… После я прочитал в третьем послании ап. Иоанна, “апостола любви”, следующие слова его:”Кто делает добро, тот - от Бога; а делающий зло, не видел Бога!” Удивительно! Ведь это буквально совпадает со словами митрополита Сергия!..» (Митрополит Вениамин (Федченков). Записки-архиерея. Сост. С.В. Фомин. М. 2002. С. 346): https://expertmus.livejournal.com/64888.html

Более 30 лет художник Павел Дмитриевич Корин (1892-1967) работал над проектом картины «Реквием. Русь уходящая». Он создал целую галерею портретов, но так и не приступил к написанию большого холста, размер которого должен был достигать 40 кв. м - почти столько же, сколько и «Явление Христа народу» Александра Иванова. Реальные прототипы персонажей картины, среди которых святители Русской Церкви, нищие, монахи, пришедшие проститься со своим Патриархом, преобразились на холстах художника в трагические символы исторических коллизий отечественной истории XX века.




На эскизе к «Реквиему» (см. фото), работа над которым шла с 1935 по 1959 год, известный художник Павел Дмитриевич Корин поместил в самый центр впервые избранного в 1943 г. патриарха Сергия, воспользовавшись для изображения созданным еще в 1937 г. этюдом 244 х137 (см. фото).



П.Д. Корин около этюда «Митрополит Сергий». 1943.

Корин лишь переписал патриаршую мантию и головной убор, изменив его на патриарший куколь. Примечательно, что мантия патриарха Сергия - красного цвета, который был впервые установлен на Пасху 5 апреля 1942 г. (см. фото в Богоявленском соборе).

«На эскизе к «Реквиему», работа над которым шла с 1935 по 1959 год, Корин поместил патриарха Сергия в центр, воспользовавшись для изображения созданным в 1937 году портретом. Он лишь переписал мантию и головной убор, изменив его на патриарший куколь. Примечательно, что мантия - красного цвета» (Старовойтова А. Русские патриархи ХХ века в творчестве Павла Корина // Журнал «Третьяковская галерея». #2 2014 (43).

Красный цвет богослужебных облачений митрополита Трифона (Туркестанова) и стоящих за его спиной живых и мёртвых патриархов XX века, начиная с патриарха Тихона (Белавина), ясно показывает зрителю, что это праздничное Пасхальное богослужение в Успенском соборе Московского Кремля: https://babkin-mikhail.livejournal.com/21755.html



Корин П.Д. Отец Сергий Успенский старший. 1929.
142 x 75. ГТГ.

Для справки: «Ровно в полночь ярко освещается Святая Святых - алтарь, преобразующий небо, и оттуда раздается, пока еще отдаленное, известие о Воскресшем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах...» Открываются царские врата, и из алтаря, в блистающих серебряных ризах, выходят на амвон и спускаются вниз по ступенькам - настоятель с крестом и трисвечником, священники с Евангелием и образом Воскресения и диакон с высокой свечей и блестящей кадильницей. Певчие и весь народ с воодушевлением подхватывают: «и нас «а земли сподоби чистым сердцам Тебе славити». Открываются церковные двери, и вся эта торжествующая волна вслед за иконами, блещущими серебром, и духовенством вливается в ярко освещенную церковь, и быстро заполняются все уголки храма. Храм горит от паникадил и множества свечей. Все царские двери в алтарях раскрыты, алтари блистают светом. Священнослужители, облаченные в праздничные ризы, идут кадить по храму, а с хор веселым речитативом несется: «Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася и радуйтеся...». Священник радостно и громко возглашает в народе многократное: «Христос воскресе!» Сильным задушевным гулом несется отовсюду в ответ: «Воистину воскресе!». Вот мелькают голубые, зеленые, розоватые ризы среди народа на каждой песне канона. Быстро проходит Светлая утреня. Все ликует и торжествует. Начинается христосование... Хор уже зовет к этому трогательному моменту: «...и друг друга обымем, рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...» (Пасха 17 апреля 1921 г. // ЖМП. № 5. М., 1948).

«Священнослужители в облачениях из голубой парчи быстро шествуют по солее, совершая каждение. Так на заре Таинственного Дня спешили от Живоносного Гроба жены-мироносицы, чтобы обрадовать апостолов изумительной вестью. Иерей воздевает над народом трехсвечник с напрестольным крестом. «Христос Воскресе!» -велегласно возвещает он молящимся. И тотчас же, сотрясая воздух, звучит восторженный ответ из тысяч уст «Воистину Воскресе!» (ЖМП. № 4. М., 1949).

«Есть обычай, согласно которому священнослужители перед выходом на каждение переоблачаются в знак радости о Воскресшем Господе… Красный цвет яйца напоминает верующим, что новая вечная христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа» (Георгиевский А.И.,доц. Пасхальное богослужение // ЖМП. № 4. М., 1953).

Практика использования в советские годы литургического облачения красного цвета нашла своё яркое отражение в служении архим. Тавриона (Батозского). После освобождения из ссылки и зачисления в клир кафедрального собора Перми архим. Таврион († 13.08.1978) во время службы переоблачался несколько раз в одежды разного цвета: он начинал богослужение в фелони традиционного цвета (желтого или голубого); этот цвет облачения на литургии оглашаемых у о. Тавриона отражал главную тему праздника данного дня. Перед анафорой он облачался в красную фелонь, а перед причастием надевал белую (Костина В.С. Богом моим пройду стену: Подвиг исповедничества архимандрита Тавриона (Батозского). Пермь, 2010. С. 120).

Обычно ризы во время Литургии священники меняют только на Пасху. А у архим. Тавриона каждая Литургия была Пасхой…





Поддержите нашу команду (donate): qiwi.com/n/DUSTO467

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html


#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum








@ Музей Андрея Рублева

#Москвастобой, #музей_имени_Рублева, #rublevmuseum, автокефалия, #МузейАндреяРублева, #МузейноеЕдинство, exclusive, #andreyrublevmuseum, #Рублева, #Музей, шитье, #МузейРублева

Previous post Next post
Up