Психология нищеты: 45 вредных привычек и психологических установок.

Jun 21, 2024 11:02

Социологи и психологи вовсю оперируют терминами «синдром бедности», «психология нищеты», «психология неудачника» и даже «генетическая нищета». Подразумевается под этим стиль жизни и набор поведенческих установок, этаких «ментальных вирусов», передающихся из поколения в поколение. Но шанс разорвать эти психологические оковы есть у каждого. Если вы, читая в этой статье о поведенческих паттернах, привычках и установках человека с психологией нищеты (назовём его хомо нищебродусусом, или просто Homo N.), вдруг заметили, что и для вас характерно что-то из перечисленного - жгите, выкорчёвывайте, выдирайте с корнем!

Часть 1. Жизненная стратегия Homo N.

1. Дрейф по течению. Инертность - характерная составляющая жизненной стратегии человека, заражённого ментальным вирусом нищеты. Этот человек не боец, ему крайне сложно плыть против течения. Да что там против течения! Вон, чуть сбоку, виднеется островок с пальмами - нужно всего лишь немного проплыть в сторону. Но нет. Мутный поток несёт и несёт нашего героя, периодически швыряя на подводные скалы: год за годом, год за годом… Не нравится такая перспектива? Гребите.

2. Болото комфорта. Грести Homo N. не любит. Он предпочитает устроиться так, чтобы поменьше шевелиться - даже ценой снижения уровня жизни. Диван продавлен? Ну ничего, лежать-то можно! Трудности с выходом из зоны комфорта (хотя комфорт-то условен) типичны для Homo N. И один из шагов к преодолению психологии нищеты - рывок из плена опутывающей паутины, засасывающей трясины этой зоны.

3. Тотальная безответственность. Homo N. не любит брать на себя ответственность. И речь даже не о таких высоких материях, как гражданская ответственность. Он и за себя-то отвечать не хочет. Сильно возмущается, если кормушка, данная государством, «дядей» или, в совсем запущенных случаях, - семьёй, почему-то пустеет. При малейших проблемах зарывает голову в песок, чтобы этих проблем не видеть.

4. За горизонтом - тьма. Homo N. не планирует свою жизнь (мечты «а вот ка-а-ак разбогатею…» не в счёт). Он смутно представляет себе, что ждёт его через 5, 10, 25 лет. Единственное, что он более или менее может себе представить - гарантированную пенсию. Краткосрочные же планы сводятся к нескольким пунктам: «впереди пятница, в конце месяца - платёж по ипотеке, а через три месяца - отпуск».

5. День прожит - и забыт. Нет планирования - нет и анализа пройденного пути. Homo N. не склонен анализировать свои достижения и ошибки. Поэтому ему и непонятно, «что я в этой жизни делаю не так».

6. Сначала сделаю, потом подумаю. С перспективным мышлением у нашего персонажа серьёзные проблемы. Это сказывается и на принимаемых решениях: он не в состоянии просчитать последствия своих действий, осознать перспективы сделанного выбора. Отсюда такие характерные проблемы большинства Homo N., как закредитованность, отсутствие подушки безопасности, боязнь потери работы, страх перед будущим.

7. Упал? Лежу. Если что-то идёт не так, Homo N. сразу сдаётся. «Опускаются руки», - жалуется бедняга. После удара судьбы он передвигается ползком, причём с риском покатиться по наклонной: злоупотребляя алкоголем, морально опускаясь. Вот почему так важно подниматься после нокаутов - даже если больно, трудно и тяжело.

Часть 2. Почему деньги не любят нищих.

Это следствие вышеперечисленных проблем с планированием, мышлением и образом жизни. Трудно выбраться из нищеты, если вы обращаетесь с деньгами так, что они стремятся убежать от вас подальше!

8. Одна конфета, но сегодня. Доминирующая финансовая стратегия Homo N. - «здесь и сейчас». В психологическом эксперименте, делая выбор между одной конфетой сейчас или двумя завтра, часть дошкольников предпочитает потерпеть. А взрослому человеку, заражённому психологией нищеты, ничего не стоит купить дорогую вещь, а потом занимать «до зарплаты».

9. Сколько будет дважды два? Надо посмотреть в договоре. Для представителей этого социального слоя, как показали исследования, характерны проблемы с бытовой математикой: они зачастую даже с калькулятором не могут подсчитать переплату по кредитке или выгоды от депозита. Неудивительно, что в большинстве случаев после крупного выигрыша в лотерею Homo N. снова погружается в нищету. И даже становится ещё беднее, чем был.

10. Экономия Гобсека. Впрочем, некоторые Homo N. впадают в другую крайность: обожествляют примитивное накопительство и пессимистичную экономию - на «чёрный день». Именно эта категория людей прячет купюры под матрасом и заболевает синдромом Плюшкина. Такие люди экономят даже на смывании унитаза. А если раскошелились на шубу - будут держать её в шкафу, пока ту моль не сожрёт. «И зачем мы тебе? - спрашивают большие деньги. - Обойдёшься».

11. Жадность. Даже что там жадность - жлобство! Homo N. боится переплатить, «зажимает» чаевые, демонстрирует самые низменные качества при дележе наследства. Это именно Homo N., купив себе дорогую вещь, поднимает в школе скандал: «Почему я должен платить за экскурсию для ребёнка?!»

12. Мелочность. Проявляется она по-разному: в экономии «на спичках», в высчитывании после обеда в компании, кто сколько съел, в переживаниях по поводу переплаченного десять лет назад рубля (как же забыть такую обиду!). А главное, эта мелочность пропитывает сознание. Отсюда - мелкая мстительность, злопамятность, неумение прощать и отпускать ситуацию. Широкой души человек - это не про героя нашего романа. Следствие общей мелочности - мелкие цели Homo N. Он не умеет мечтать о великом. Ну и деньги у него тоже мелкие.

13. Концентрация на выживании. Homo N. - человек приземлённый. Он стремится удовлетворить лишь потребности с низших уровней пирамиды Маслоу. Даже мечты о роскоши носят характер «повкуснее поесть и послаще поспать». Тяга к эстетике? Социальное признание? Самоактуализация? Нет, не слышал.

14. Это не для нас. Типичная установка нищеты из «наследственных». Не добившись успеха, Homo N. старается окоротить и потомство: «Куда ты лезешь! Это не для таких, как мы! Всяк сверчок знай свой шесток!» Эти ментальные формулы подлежат жесточайшему выжиганию.

15. Мне хватает. Homo N. склонен к самообману. Когда ему хочется яблока, но падать в рот оно почему-то не желает, в ход идёт аргумент лисы с виноградом из басни. «А мне этого не надо», - утешает себя наш персонаж. («Не надо - так не надо», - пожимают плечами деньги и сваливают подальше.) Но вот что интересно...

16. Где ты, золотая рыбка? Дайте Homo N. что-то на халяву - и сразу окажется, что не только надо, но и «дайте побольше»! Где ты, золотая рыбка? Вот мы и добрались до одной из ключевых характеристик всех граждан, заражённых психологией нищеты. Их любимые сказки - про золотую рыбку, волшебную щуку и так далее. В бизнесе, кстати, такие личности тоже встречаются. Но надолго не задерживаются - губит мечта о куше. Если вы не хотите пополнить это сообщество - вычеркните из лексикона слово «халява»! Навсегда.

17. Ненависть и любовь к деньгам. Откуда же всё это берётся? Дело в чрезмерно эмоциональном отношении Homo N. к золотому тельцу. С одной стороны, он убеждён, что деньги - зло. С другой - обожествляет деньги, придаёт им повышенное значение, жаждет ими обладать. Болезненная страсть, которая… отпугивает предмет обожания.

Часть 3. Лайфстайл нищеты: жизнь среди разбитых окон.

Психология нищеты опасна и тем, что разрушает моральные императивы, развивает негативные черты характера и даже провоцирует склонность к криминогенному мышлению. А это, в свою очередь, тянет на дно. Такая вот колдовская спираль.

18. Зависть. Доминирующая черта характера Homo N. Он не думает о том, что нужно сделать, дабы получить желаемое. Он просто тупо завидует.

19. Склонность к мухлежу. Когда халява не приходит сама, Homo N. начинает-таки шевелиться. Но весьма специфически. Встречали ли вы людей, который тянут из офиса туалетную бумагу? Или крысят печеньки у коллег? Вот это они - представители слоя «генетических нищих». При этом туалетный воришка обязательно оправдывает себя тезисами о «справедливости». Потому что…

20. Мне все должны! Это ещё один жизненный принцип Homo N. В мире людей, погрязших в болоте психологической нищеты, слово «должен» применяется к кому угодно, только не к самому себе. Государство - должно, общество - должно, школа - должна, родители/супруг/дети - должны и вообще вселенная должна. А ты? «А я, кому должен, - всем прощаю!»

21. Сломанный унитаз. Если Homo N. считает, что ему что-то должны - он и пальцем не пошевелит, чтобы нечто сделать для получения желаемого. Например, сломался в общежитии унитаз, а комендант не чешется. Возьми да почини, тебе же в него с..! Но нет, Homo N. будет «ходить» в ведро или на пол, строчить жалобы, взывать к СМИ - но сантехника сам не вызовет.

22. Неблагодарность. Но вот купили бедолагам этот унитаз. Думаете, «спасибо» скажут? Как бы не так! Прирождённому нищему всегда всего мало. Поэтому благотворители так часто разочаровываются в добрых делах. Homo N. требователен и неблагодарен: ему кажется, что могли бы наложить в тазик и побольше пельменей. Дали тазик - а почему не два?!

23. Распространение тлена. Социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг выдвинули теорию разбитого окна: если в доме/районе начались деструктивные процессы захламления, разрушения, то они будут нарастать. Разбили окно и долго не заменяли? Значит, будут разбиты все стёкла. Привыкли свинячить в подъезде? Скоро будут мочиться в лифте и устраивать пьянки на лестничных площадках. Нормальные жильцы съедут, а носители психологии нищеты будут расширять очаг разрухи. Которая, как известно, в головах.

24. Пчёлы и мухи. Вспомним о пчёлах, которые любят мёд и стремятся к благоухающим цветам, и мухах, которым интересны совсем иные материи. Homo N. обладает таким же выборочным зрением: ему трудно разглядеть хорошее, он привык жить в обстановке нуара. Чтобы из неё вырваться, надо начать с очищения души и прочищения мозгов.

(Окончание следует)

Материал с сайта https://monstertraders.io/protrading/nishcheta.html


    

финансы, деньги, общество, экономика, психология

Previous post Next post
Up