#10 В воскресенье отрабатывал трекинг.
Первый взлёт оказался учебным :) Из-за "голубых ангелов" (такая группа истребителей, которые фигуры разные выделывают на праздниках, а сейчас тренируются), над нами проложили коридор по которому садились самолёты. Из-за них же перекрыли мост I-90 и устроили страшную пробку на целый день на 520-SR, я так думаю, чтобы люди не глазели на них из окон, и не побили друг друга. Пришлоь сесть, пока ждём, прошу Кери перевести меня на купол поменьше. 210 вместо 290sq.ft., правила обращения несколько другие, медузу выбрасываешь рукой, правила поведения в экстренных ситуациях другие, ноги надо в лямки продевать, а не те защёлкивать вокруг. Ладно, полетели, буду пробовать tracking, а
puzoflyer на меня посмотрит. В прошлый раз при попытках выпрямиться, меня заваливало и поворачивало, поэтому начну с рук и ног, оставаясь в дуге, потом медленно выплямляться. Вроде что-то получилось, раскрываюсь - кольцо в новом месте - непривычно близко к спине, купол немного закручивает, но с расчековкой клевантов это проходит. Пытаюсь постепенно крутить винты, увеличивая угол. С опусканием руля до пояса меня уже раскручивает с центробежной силой и громким гудением воздуха в трубах (?) купола. Сильнее всего впечатляет торможение, когда медленно отпускаю клеванту и меня с хорошей такой перегрузкой тащит "вверх", останавливая падение, то есть так, что кружится голова и каждый раз вырывается "Уууааааау!". Всё вокруг движется в ускоренном темпе: быстрей кручусь, ощутимо быстрее лечу по горизонтали, парашют быстрей реагирует на любые команды. До сих пор не могу себя заставить опускать клеванты до конца при посадке: только до середины, чтоб скорость торможения была как раньше. Итак, тречка - никуда не годится! Ноги были согнуты всё время, руки - максимум в стороны, из дуги я практически не выходил. Ноги надо выпрямить, выпрямить, это значит прямые!, и носочки оттянуть. Руки сперва прижать к телу, второй этап: выпрямить в локтях, чтобы ладони от плеч переместились к коленям. И чуть спереди, и плечи вперёд, ещё выдохнуть и напрячь прес помогает. Практикую на тележке. Заодно, репетирую движение назад: руки вперёд, ноги согнуть, вперёд: ноги выпрямить, руки к телу.
#11 Решаем попробовать в воздухе, выходим вместе, стабилизируемся, и до 7000 я буду отдаляться и приближаться, хватаясь за рукава, а
puzoflyer будет базой. Выходим хорошо, отцепляюсь, и тут же ухожу наверх. Как проваливаться мне позже сказали, а так я ждал, когда Денис вспухнет. В результате, мы приближались, я пролетал сверху и мы, разворачиваясь, удалялись. Неплохо, отличный опыт! На 7000 трекаю в сторону, как умею, на пяти раскрываюсь.
#12 Сольный прыжок, попробовал бочку фиксируя взглядом горизонт - гораздо проще и лучше! Не разворачивает, не заваливает, офигительный вид Рейнира и земли падая на спине! Пару кувырков, приступаю к тречке, ноги прямые, до самых носочков, руки выпрямляю вдоль туловища, смотрю вниз, втягиваю живот. ОНО: ощутимо чувствуется как я скольжу по наклонной горке, и как земля чуть-чуть проплывает назад. Это как лежать на воде в маске, в реке, лицом вниз, и смотреть на дно, только гораздо круче - я лечу высоко-высоко над землёй сам, как птица! Раскрываясь, смотрю через плечо, в результате чего купол перекашивает, и мы винтом начинаем нарезать вниз, всё быстрее, каждый раз добавляя ещё один виток к закрутке. Центробежная сила делает стропы монолитными, и ничего с ними сделать нельзя. Мысли в голове: что мне надо сделать, перед тем, как выдернуть запаску; до земли ещё далеко, время есть, блин, это же всего лишь закрутка! Изо всех сил тяну задние концы, в конце концов мне удаётся раскрутить себя в обратную сторону, с ускорением, три оборота в секунду, есть контакт! Сажусь прямо к сараям, делюсь впечатлениями, ого, говорят, прогрессирующая закрутка на таком куполе - силён :) Не знаю, насколько прогрессирующая, но адреналину хватил изрядно.
#13 В довершение, прыгаю с Максом, попросил, чтобы он меня снял на видео. Очень показательно, смеялся всю дорогу обратно: выгибать бёдра у меня ещё до автоматизма не дошло, когда я об этом не думаю, я этого сразу не делаю, в результате вываливаюсь как попало, дрыгая руками и ногами, переворачиваясь в попытке локализовать самолёт и улетаю куда-то вверх. Вон, на юзерпик полюбуйтесь :) Субъективно казалось: раз - и стабилизировался, ан нет, секунды три-четыре. Всё, больше меня на видео нет: Макс проваливается вниз, догонять его, сгруппировавшись, мне почему-то в голову не приходит. Ещё немного полетал сам, не так как в прошлый раз, по-моему я так и оставался в дуге всю дорогу. На земле беру тесты по теории на дом, заполняю Log book: пишу "excellent kicking and screaming!". До необходимых на лицензию 25 прыгов осталось, надеюсь, меньше половины.
Итоги: купол 210 рулит! Бочка и тречка уже иногда получаются, знаю над чем работать, раскрываться надо стабильнее, летать прямее, выходить и сразу, блин, выгибаться, блин! Буду учиться проваливаться, и позиционировать себя в воздухе. Пробовал сидеть, получается, конечно, но лучше сперва сосредоточиться на горизонтальных манёврах. Вокруг становится всё оживлённее и интереснее: уже вижу летящих поодаль и не очень, уже долетаю до посадки до того как все сели, и кружусь, следя за трафиком, и наблюдая кто как садится. Внимание и интересы опять смещаются в неизвестном направлении.
Пара вопросов к более опытным:
Что в принципе может произойти, с куполом при загрузке в 0.7-0.8. Т.е. есть ли что-то, чего не стоит пока делать, или можно смелей поворачивать, ничего особо случиться не должно и это просто страх?
Что следует отработать и потренировать на лицезнию? Просто для начала, в горизонтальном положении? Пока на очереди: tracking, exits, docking: тречка, быстрая стабилизация и правильное положение в косом потоке при выходе, и управление скоростью падения и положением относительно других (прогиб сильнее-слабее, конечности: шире-ближе к телу, полёты вперёд-назад ). Если где-то уже есть список упражнений и советов, пожалуйста, поделитесь ссылкой.
#14 Созваниваемся в субботу утром, у одного дела, второму на работу надо бы, так что на полдня только получится; встречаемся на парковке через 15 минут - все трое едем на целый день, вот это здоровый подход :) В эти выходные работаю над docking, ну и тречку заодно подтяну. Помогает мне puzoflyer. План простой: выходим вместе (правый локоть под поток, ноги поджать), стабилизируемся, и я отхожу и подлетаю обратно, сколько успею. Так ни разу не получилось: приближаясь крутился по кругу, либо подлетал, либо проваливался. Двигался неуверенно: ноги до конца так и не выпрямлял, подходя, зачем-то замедлялся, раскрываюсь с разворотом, получаю закрутку и небольшой перекос. В этот день просили к ангарам не садиться: там хозяева поля пикник устраивали.
#15 Дубль два: на этот раз вёл себя более агрессивно, проваливался одновременно с приближением, когда уже вплотную: судорожно хватаюсь за руки, получилось! На вторую попытку маловато времени, поэтому трекаю всторону.
#16 Сольный, чередую тречку с нырками: когда сгибаюсь в поясе чувствую давление в спину и тут же проваливаюсь в яму, в первый раз от неожиданности тут же выгибаюсь обратно и падаю на подушку. Второй раз не рассчитываю и переворачиваюсь на спину, интересно.
#17 В этот раз много тандемов - выходим первыми. Добавляем сложности: выхожу через секунду, и ныряю вдогонку. По выходу опять поймал плечом поток, развернулся, но руками почти не махал :) Долго проваливаюсь до его уровня, пытаюсь приблизиться - не получается, уже 6000, трекаю до 5, потом хочу раскрыться, меня разворачивает (не достаточно завожу левую руку). Думаю над этим, стабилизируюсь, раскрываюсь в результате на 3000. При раскрытии всё равно кручусь немного, раскручиваю до одного оборота и расслабляюсь :) Понимаю, наконец, свою ошибку: не надо смотреть через плечо! Только если не чувствую движения сзади. Стабильное горизонтальное положение - это важно, буду впредь следить. Кстати, с тех пор, пока ни одной закрутки, наверное, что-то понял :)
#18 Сдаю docking, инструктор Моника, говорит у нас должно 3-4 раза получиться. Опять разворачивает при выходе, но действую уже более активно, ноги прямые до носочков, пузо в себя, стараюсь не хвататься, а как советовал puzoflyer подходить вплотную, иначе выпрямишь руки и отнесёт опять. Моника держит высоту просто здорово: чувствуется профессионализм, проваливается до моего уровня мгновенно, ниже не падает, в результате успеваем 4 раза, опять же, предыдущий опыт здорово помог. Показываю тречку, раскрывшись оглашаю окрестности серией победных криков. Насколько всё-таки приятно, когда что-то начинает получаться! На горизонте только что зашло солнце, горит оранжевым снежная шапка на Рейнире, с другой стороны светит луна, внизу уже сумерки, прекрасное завершение дня! Как-то само начинает получаться стропы в резиночки заматывать, но руки стёр уже до мозолей.
#19 На следующий день едем в Брементон, соседний городок, там наша ДЗ совместно с местной школой устраивает буги: попытка построить женскую формацию в 25 человек, прыжки в надувной лодке, свупы, кто как умеет, шумно, много незнакомых парашютистов и зрителей; но очень жарко. Запись на следующий прыжок, нужно заполнить форму, какой мой USPA номер? Срочно регистрируюсь в сети, в последний момент кто-то задевает провод и компьютер выклюается. Две минуты, заполняю бумажную форму, хватаю парашют и комбез, кроссовки в машине, буду в сандалях, одеваюсь в автобусе. Для разминки тут же предлагают вчетвером: поочерёдно пара напротив держится за руки а двое других за захваты. Говорю, только-только пришвартовка начинает получаться, предупреждаю, что будет весело. Выходим хорошо, пару раз меняем положение как задумали, потом как-то разваливаемся, я держусь за Дениса, так что мы поворачиваемся вертикально и я падаю ему на спину, снова собраться не успеваем, опять тречка и раскрытие на 5000. Сажусь в паре метров от цели.
#20 Закрепление вчерашних навыков: прыгаю за puzoflyer, но поздновато, пока подошёл, уже пора расходиться. Трекаю по дуге. Под куполом зато покрутил клюющие развороты: когда на 90 в одну сторону и тут же винтом в обратную. Ныряю так, что дух захватывает. Новые пейзажи вокруг: залив с белыми следами от лодочек, плотина, небоскрёбы Сиетла вдали, горы Олимпика с другой стороны. Посадку найти легко - прямо через дорогу от аэропорта. Сажусь на блюдечко, но понимаю, что устал, проголодался, что очень жарко, поэтому с час ничего не делаю, снимаю свуперов, у одного случился line-over, сел на запаске, женская формация в попытках побить вашингтонгский рекорд, хорошо смотрится с земли, видна невооружённым глазом.
#21 В этот раз решаем выйти вместе, чтобы не тратить время, и покрутиться на 90 (хватаю за левые ухваты, потом за правые, и сколько получится). Пару раз успели.
#22 Прыгаю без комбеза (кто-то взял для тандема), теперь я выхожу первым и буду базой, в остальном - предыдущий прыжок. В шортах и футболочке, конечно, совсем другие ощущения, но всё перебивает то, что я забыл застегнуть шлем, отчего застёжка больно била меня по шее всю дорогу. Пытаюсь делать смелые повороты под куполом, пока не получаю закрутку. Вот она разница между сильными и резкими движениями :) Зато увидел горизонт через верхнюю кромку, попробовал рулить задними концами, и подушка получилась отлично, хотя и сел далековато: потерял слишком много на разворотах.
#23 Ближе к вечеру, наконец, очередная попытка на рекорд удаётся! Все сбегаются к кромке поля, и девушки садятся под аплодисменты и воодушевлённый гул и крики толпы, все идём внутрь смотреть видео, здорово! Прыгали из двух самолётов, кстати, т.к. в один влезает только 23 человека. Начинается запись на закатный прыжок. Это я пропустить не могу :) Решаем похулиганить втроём, по упрощённому сценарию skytramp ;) В этот раз я снаружи (всегда при выходе был внутри), соответственно даю ноги и левую руку вверх. После стабилизации опускаем правое колено и начинаем раскручиваться, пока центробежная сила не раскидывает нас в разные стороны. Лететь ещё километр, и никаких мыслей в голове. Я просто медленно поворачиваюсь наблюдая закат, раскрывшись ещё долго делаю медленные повороты: чёрно-оранжевые облака на западе, снежные шапки Олимпика на востоке, большая луна в глубоком синем небе, Сиетл в огоньках, под тонкой прослойкой облаков. Опять не рассчитываю высоту и делаю лишний разворот, недотягиваю до площадки и сажусь в траве, за что получаю втык от Джесси. Знаю, виноват :) Пакуюсь при свете фонарей, отбиваясь от комаров, на траву уже легла вечерняя роса. Прекрасные выходные, интересные и увлекательные. Понял свои ошибки при тречке и стыковках, понял свои ошибки при раскрытии и посадках, не все, разумеется, но жить стало сильно легче. Следующие выходные: теория и экзамен!
И ещё, огромная признательность и благодарность puzoflyerу, за помощь, советы и желание со мной возиться.