Утена - часть 2. 1: Основные Персонажи

Aug 24, 2015 20:07

...Персонажи 39-серийного сериала.


Download Nagusami no Kyoushuu for free from pleer.com

Персонажи

Председатель Попечительского Совета Академии г-н Оотори. Этого человека в истории нет. От него есть жена и дочь. Именно с ними вступает в контакт Акио, и именно эту фамилию он носит, будучи помолвлен с дочерью Оотори Канаэ. Тут скрыта некоторая тайна - так как зритель долгое время не уверен, кто такой Акио, каковы его «корни» - но и некое разоблачение: как многое другое, эту чужую фамилию Акио берет напрокат незаконно - ведь он еще не женат. И не будет. Принцы не женятся.

«Настоящая» фамилия Акио - Химемия, как и его сестры Анфи. Но, строго говоря, в отношении Акио и Анфи любые имена и фамилии будут временными - так как они не люди, а принципы. Но об этом ниже.

дочь г-на Оотори


жена г-на Оотори



Акио Оотори


Акио Оотори, исполняющий обязанности Председателя ПопСовета Академии (эта должность в «Гарри Поттере» принадлежит Люциусу Малфою, что намекает: честный неприметный человек тут работать не может!) - искуситель, красавец, профессионал, удачливый игрок, «дух Академии», инициирующий персонажей во взрослую жизнь. Разумеется, в демонической специфике. Ведь основной постулат, проповедуемый тут - «взрослая жизнь не для чистых сердцем», «если все вокруг запачканы - надо тоже запачкаться, чтобы получить то, что хочешь», «невинные люди жестоки и не замечают наносимых ими ран», и так далее. То есть, чтобы повзрослеть и не изойти на жестокость, которая пристала лишь маньякам и безумцам, надо утратить невинность и получить инициацию в «грязь». И, соответственно, начать плавать в грязи, словно в родной среде.

Этот же постулат прямо или косвенно звучит в книгах Роулинг в применении к Слизерину. Но важны не эти детали, а общий подход: темная магия «мира взрослых», к которой надо подготовиться, чтоб не оказаться на помойке.

Не желая умножать пафос, не буду говорить о смертных грехах, но точно следующее: красивая их подача и профессиональное владение ложью, завистью, гордыней, похотью и далее по списку - безусловно делают из глупых птенцов весьма успешных и привлекательных Взрослых.

Поэтому Оотори Акио чрезвычайно привлекательный и объемный персонаж, никак не «отрицательный». Он полезен как любой Инициатор - другое дело, что нужна нечеловеческая сила (а сила Диоса, то есть Бога), чтобы ему противостоять.

Конечно, с Акио все не просто, потому что за его человеческой оболочкой скрывается метафизический Принцип. Он - падший дух (о чем говорит и его имя, в переводе с японского означающее и «Венеру», и «Люцифера»). И как всякий падший дух он плачет о том, что утратил.




Химемия Анфи


Химемия Анфи. Это самый сложный персонаж, проходящий на наших глазах трансформацию от безропотного «приза» в школьных дуэлях до страдающего принципа материальной Природы, падшей ипостаси божества - Ведьмы, повелительницы иллюзий.

В первом случае сказать о ней особенно нечего, но чем сильней приоткрывается завеса - тем больше необходимо слов. Ясно только одно: все иллюзии Академии Оотори поддерживаются именно ей, потому что Природа всегда обслуживает Дух - в данном случае, падший.

Лучше всего о Химемии сказал режиссер «Утены» Икухара: «Для меня Анфи ― воплощение реальности. В моей трактовке она не лишена «яда», но «злобы» в ней нет. Она испорчена - но не порочна».




СТУДСОВЕТ
МАЛЬЧИКИ

Кирью Тога


Кирью Тога. Президент Студсовета, второй после Акио человек в Академии. Типичный принц-обольститель в мундире, пафосен, популярен, циничен, очень умен и никогда не упустит свою выгоду. Это обаятельный карьерист, весьма опасный тем, что умеет выглядеть искренне. Его кредо: «Я всегда на стороне девочек» - делает его в меру легковесным, но и приятным тоже, как может быть приятен записной джентльмен. Тога не способен ходить ва-банк, его жизнь устроена, просчитана и успешна, и если что-то начинает ей грозить - Тога использует психологические трюки и манипуляцию.

В Тоге много легкости и иронии - по гороскопу он Близнецы. Это важно, потому что двойственность - отличительное качество этого персонажа, и оно роднит его с Акио. При всех своих данных Тога хороший человек, но чтобы это стало очевидно - нужен небанальный повод. Его порыв в финале спасти Утену «из рук Края Света» - как раз таков. Но пока все вокруг Тоги как обычно - он не напрягается.

Второе качество, которое роднит его с Акио - наличие у Тоги красного мотоцикла. У Гуру - красный автомобиль, у Ученика - красный мотоцикл. Очевидно, что и авто, и мотоцикл - просто визуальные символы Крутой Жизни, которая наступит уже сейчас, если ты перестанешь тормозить. И тут важно, что Акио первым из всех инициировал Тогу, а Тога в своем мотоцикле инициировал Сайонджи (уже после того, как тот прокатился с Акио - то есть Тога посягает на то, чтобы перебить «печать» гуру на своем приятеле). И когда за словом «инициация» мы слышим «секс» - это, скорее всего, верно.

Тога интересен тем, что постоянно пытается вести свою игру. Именно на него делает «ставку» Акио в выборе сосуда для Диоса. И мне очень жаль, что мы так и не узнали, что случилось бы в том случае, если бы план сработал. Очевидно, что финальная дуэль «Революция» - это дуэль чемпиона с Акио, с падшим духом, жаждущим присвоить все накопления «победителя». Своими силами человек ее выиграть не может, и Акио никогда бы этого не позволил. Что он собирался сделать с верным подельником Тогой? Поглотить его? Увы, я никогда этого не узнаю.

А Тога знает. И предупреждает в финале Утену никому не верить - ни Акио, ни Невесте Роз.

Интересный факт: из Тоги на протяжении сериала дважды достают Меч - это делают разные персонажи. И они достают разные мечи. Влюбленная Кейко вынула из него катану, такую же, как у Сайонджи. Сам Сайонджи вынул из Тоги рыцарский бастард.




Сайонджи


Сайонджи. Заместитель Тоги, расовый самурай, руководитель клуба кендо. Не менее типичный принц-обольститель, но куда топорнее Тоги. Сайонджи - продукт патриархата, не скрашенный культурой. Точнее - он традиционно-культурен в японском смысле слова, где атрибутами качественного воспитания являются интимные дневники на двоих, скрытые эмоции, абстрактная любовь, презрение к слабостям, грубая речь, деревянные мечи, независимость и воля. Но Сайонджи еще полуфабрикат. Он декларирует независимость, но ему не хватает сил и ума быть свободным. Поэтому как в дурных сюжетах он утверждается на слабаках, девушках и животных. То есть на «второсортных» персонажах, не могущих дать сдачи или дернуть Сайонджи за поводок. Сам Сайонджи на сильном поводке у Тоги, и тяготится этим.

Потому что Тога взрослей и сильнее. На его фоне Сайонджи - клоун. Об этом говорят взрослые мужчины сериала, использующие Сайонджи как временный инструмент в своих планах. Для гордости Сайонджи ужасно быть причиной насмешек, и спасается он от этого все большим негативизмом. На самом деле он очень раним. Но, как известно, «настоящей дружбы не существует», и кто был использован не однажды - не будет впредь доверять.

Парадокс в том, что Сайонджи из раза в раз верит и верит. Он очень любит Тогу, друга своего детства, восхищается им, и ненавидит за то, что они не равны. Тога, конечно, об этом знает, и хорошо управляет их связью. Можно подставить друга и поржать над ним, когда ты полностью контролируешь свою жизнь. Но в час испытаний надо вспомнить, что вы товарищи, освежить «важные воспоминания детства». Именно поэтому в решающей дуэли один из них оказывается секундантом другого.

Интересный факт: в качестве "невесты-секунданта" Сайонджи - единственный, кто физически поддерживает своего Дуэлянта, когда вынимает из него Меч. И только он вынимает Меч одной рукой. Может быть, это означает, что душа Тоги ему не тяжела и он ее хорошо знает, а может быть это значит, что никакая тяжесть от друга не пересилит стремления не дать ему упасть.




Цучия Рука


Цучия Рука. Экс-капитан клуба фехтования, четкий, болезненный, с взрослым умом и подчиненными разуму чувствами, которыми отлично владеет. Это холодный принц. Он появляется всего в двух сериях, поэтому мы не знаем его синопсиса и мотива, который заставил Руку надеть печать розы. Судя по тому, что мы видим, Рука - независимый одиночка, он отлично знает старший состав Студсовета, и с Акио у него взаимовыгодное товарищество.

В Руке сочетается юношеский идеализм и взрослая беспощадная расчетливость, благодаря чему благородная цель оправдывает скользкие средства. Как любой принц-старшеклассник, он владеет набором манипулятивных техник, которые точно такие же, как у Тоги, но поскольку у Руки другой стиль и характер - результат тоже выглядит иначе.

Он хочет освободить свою подругу Дзюри от ее любовной зависимости. Дзюри тягостно и безответно любит девушку, которая ее не стоит. Для холодного принца это плевая комбинация. Он соблазняет эту девушку, вызывая ревность и вспышки контроля, лжет ей, делает ее своей Невестой-секундантом, проигрывает дуэль и бросает, потому что эта она виновата - «она не была честна». Сцена разыгрывается на школьном дворе при большом скоплении народа, девушка воет, ползет по бетону, клянется, что любит больше жизни - кому какое дело, сама виновата.

Дзюри мечется как кошка на раскаленной крыше - она ничто не в силах контролировать. Последней каплей стали записи с автоответчика, где брошенная девушка клянется и клянется Руке в любви. Ты все еще заинтересована в ней, Дзюри?...

…Конечно, все это лишь приемы, которые призваны пробудить боль и ярость, а может быть и самоуважение Дзюри, разбить ее скорлупу. Цучии Руке не нужна была Сила Диоса, Вечность или Революция. Он ушел из больницы ради своей лебединой песни - помощи близкому человеку. Но может быть, он просто считал, что Дзюри не права, и это надо исправить любым способом. Рассудочные мальчики очень к этому склонны.

Когда в мире Академии человек умирает - можно считать, что он повзрослел. Так что Цучия Рука в некотором смысле закончил школу.

Интересный факт: дизайн этого персонажа списан с режиссера




Мики


Мики. Это «маленький принц» из средних классов, одаренный подросток, входящий в Студсовет на основании своих талантов и серьезного характера. У Мики вроде бы все хорошо, в отличие от вышеперечисленных: он не рисуется, чист душой, застенчив, добр и в высшей степени положителен. Его беленький детский мундир застегнут на все пуговицы. Он - крапивинский мальчик из клуба фехтования, мальчик со шпагой. Вдобавок Мики «гениальный пианист», проводящий много времени в темном музыкальном классе. Тук-тук - каблуки по фехтовальной дорожке, вжик-вжик - рапиры, тик-так метроном, тик-так - секундомер.

Этот секундомер в руках Мики, на который он постоянно смотрит - на него, а не на людей - действительно очень важен. Если метроном, часто появляющийся в кадре, означает школьную «правильность» игры, единожды заведенный ритм, с которого нельзя сбиться, то секундомер означает ровно то же самое - техническую правильность - но не в музыке, а в коммуникации, в жизни. Мики рационал. Ему абсолютно чужда спонтанность, он живет по правилам, и поэтому Мики совершенно не интересен. От него ничего нельзя ожидать - ни скверного, ни блестящего. Все блестящее, творческое, свежее и новое - как и все скверное - в его жизни символизирует его сестра.

«Нечто Сияющее», что Мики потерял в детстве, и тщится найти. К несчастью, Мики так обращен в прошлое, сентиментально связан с ним и своими воспоминаниями (частично искаженными), что не в состоянии рассмотреть свою сестру в настоящем. Это неудивительно - ведь психологически она гораздо старше его, и хотя Мики ей подчинен - он от нее закрывается.

Интересную фразу говорит о Мики и Дзюри Акио: «Они не смогут принести в мир революцию. Они потеряли надежду».

Любопытный факт: считается, что Мики на протяжении сериала играет одну и ту же пьесу - "Залитый солнцем сад". На самом деле он так же играет "Афродиту смерти" и "Невидимые розы".




Тсувабуки


Тсувабуки. Этот персонаж не входит в Студсовет, но лучше всего расположить его тут. На вырост: в самом конце истории он оказывается рядом с Мики в окружении Дуэлянтов, что намекает - мальчик идет куда надо, растет достойная смена.

В остальное время мы видим мелкого младшеклассника в дурацкой школьной форме стандартного образца. Он ни в каком смысле не Принц, но он гораздо активней и интересней Мики. В некотором смысле они противоположны, потому что из Тсувабуки так и хлещет творческая энергия, способная породить массу протуберанцев на ровном месте. Тсувабуки знает, чего хочет, готов приносить жертвы, у него богатое воображение и много лихости. И еще - у него Все Впереди.

Тсувабуки нравится Взрослая Девочка (конечно, взрослая - относительно его самого), причем тот тип отношений, который Тсувабуки выбирает как идеальный для себя - это услужение Богине, пока ее не удастся взять под контроль, и тогда уже Она будет восхищаться Тсувабуки и служить ему. У Тсувабуки разработаны 34 плана по запугиванию, причинению вреда и спасению, включая угрозу жизни, и некоторые из этих планов мы видим реализованными. К несчастью, Тсувабуки банально мал годами, поэтому его детские Грандиозные Планы смешны. А вот его циничный напор не смешон.

Большая удача, что Взрослая Девочка совершенно ему под стать. У нее много подлых планов и комплекс Дивы, и она находится в таком же положении относительно объекта своей влюбленности - собственного старшего брата Тоги.




ДЕВОЧКИ
…В Студсовете их всего две.

Дзюри

Дзюри. Капитан клуба фехтования. Самый взрослый женский персонаж из учащихся в Академии. Интересно, что не Утену, а именно Дзюри мы ни разу не видим в юбке (ночная рубашка не в счет) - она действительно носит полноценный мужской костюм. Весь сериал дирекция Академии цепляется к Утене из-за мужской формы, хотя Утена на деле одета как девочка: на ней приталенный сюртучок и вызывающе-красные трусы велосипедки, дальше только бесконечные голые ноги. Входящая в Студсовет Дзюри одета в короткую куртку и брюки, и это никого не касается, вероятно, потому, что Дзюри не учится - только преподает.

У Дзюри есть взрослая проблема: она не верит в чудеса. Это осведомленная, холодноватая девушка, не очень заинтересованная в коммуникации. Во всем, что она делает и говорит, сквозит равнодушный опыт, который ничему не удивляется, не совершает ошибок, и, похоже, стал в тягость сам себе.

На самом деле у Дзюри богатая внутренняя жизнь: она не может избавиться от негодной любви. Девушка, которую она любила, предала ее. Дзюри заморозила эту любовь в качестве фото в медальоне, и между делом растравливает свою рану. Это обращенность в прошлое лишает Дзюри любых перспектив. Забавно, что девушка с фото вскоре появляется рядом с Дзюри - но никаких сдвигов не происходит. Дзюри презирает ее и отказывается коммуницировать - а может быть, просто бежит от реального человека - но при этом страдает, постоянно сжимая медальон.

Когда девушка узнает, что в чем проблема Дзюри - она начинает пользоваться своим положением, мучая Дзюри и подсаживаясь на свою власть над ней. Таким образом, два персонажа образуют очень прочную садо-мазохистскую пару. «Взрослось» Дзюри никак не помогает ей: она зависима, и что хуже - не от конкретного человека, а от своих старых иллюзий на его счет.

Удивительно, что вокруг Дзюри происходят грандиозные события - какая-то Революция, нисхождение божественных сил, люди ломают свои жизни, трансформируются, бьются насмерть за мечту - Дзюри безучастна. Ей все это не интересно, она действует по инерции. Это единственный Дуэлянт, который хочет получить Силу Чудес только для того, чтобы доказать: Чудес не существует. Есть такие атеисты, которые назло пойдут в Крестный Ход, только чтобы сказать: «А я говорил, все это ерунда».

…При всей своей высоте и хрупкости Дзюри визуально кажется очень тяжелой. Может быть, дело в цветовой гамме, а может быть в больших сиськах. Этого нет, когда мы видим черные силуэты студсовета - изящные фигуры, устремленные вверх. Но вот появляются краски - блин, это бетонная Дзюри, сейчас по десятому разу под одну и ту же музыку нас будут гипнотизировать медальоном.

Самый статичный персонаж.




Кирью Нанами

Кирью Нанами, младшая сестра Тоги, вошедшая в Студсовет по его протекции. У этой девушки самая интересная жизнь. Она живет в постоянном триллере, который генерится в ее голове. Поэтому с ней случаются такие невообразимые вещи, как раздавливание гигантским крабом, превращение в корову, бой с кенгуру-боксером, нападение лошади, преследование слонами, поездка в Индию и снос яйца. Да - Нанами снесла яйцо. Правда, она не знала, что с ним делать и от стыда зарыла в парке. Но материнские чувства взяли свое - хотя было уже поздно. Яйцо стало летающей тарелкой.

Тот факт, что Нанами ревниво влюблена в своего брата на этом фоне мелочь. Хуже, что у нее склочный и пакостный характер, благодаря которому она способна, например, утопить котенка - потому что брат уделяет ему больше внимания чем ей. Жаль, что взрослых девочек брата, с которыми тот сутками обнимается по коридорам, не утопишь - но паразитов можно ликвидировать разными способами, и Нанами на вечной войне. Удивительно, что у нее хватает времени на сон - это едва ли не единственный персонаж, которого мы видим спящим (все символично!)

Каждого Дуэлянта в сериале характеризует его оружие. Нанами орудует кривой саблей, столь же хитровывернутой, как и она сама, и вдобавок у нее в рукаве кинжал. Нанами необузданна. Но очень незрела. При этом у нее самый сексуальный костюм - на грани гротеска. В нем она похожа на осу. Нанами единственная из дуэлянтов носит каблуки. Но принимать демонстрацию за чистую монету будет ошибкой. Даже ее брат ошибся на ее счет - и получил по морде. Любовь любовью, но только Нанами в красной машине Акио отбивалась руками от взрослого предложения.

Нанами желает производить впечатление искушенной леди и постоянно подозревает окружающих во всех мыслимых грехах. Ее параноидальный мозг, действительно, все примечает, и порой делает верные выводы. Но Нанами мелко плавает - даже со всеми летающими тарелками и слонами. Она - бытовая девочка, жаждущая быть популярной, и не более того.

Один из самых прекрасных персонажей.




ШКОЛЬНИЦЫ

Сестры, подруги, невесты, объекты желания и предметы использования. Каждая из них - темный омут со своими чертями, и черти эти - мужского пола. Многие истории безотрадны, некоторые поучительны, и все - совершенно узнаваемы.

Каждый из нас наверняка знает пару таких девочек.

Шиори
Это та самая девочка, в которую влюблена Дзюри. Миниатюрная, игривая, лживая, которой вроде бы все дано - но не тут-то было. Шиори завистлива, ей трудно смириться с тем, что она обычная, ничем не блещущая школьница на фоне яркой матерой Дзюри. Но как это обычно бывает с девочками в период становления, вскоре обнаруживается Интересный Факт: оказывается, можно ничем не блистать, но все равно обойти талантливых друзей: надо просто отнять у них, что им дорого, и присвоить себе. И механизм этого очень простой - сексуальный.

Потому что талантливые люди так устроены, что постоянно заняты Делом - для кого-то это спорт или театральный кружок, для кого-то музыка, как для Мики, или наука, как для Седзи Микеге, или просто Мечта, над осуществлением которой человек работает. Одним словом, им не до стратегического секса. Конечно, если ты не «принц», одаренный как раз в этой области - но речь о девочках.

Стратегический секс - это секс, преследующий определенную цель и ведущий к некоему выигрышу.
Шиори дважды пользуется этим способом, хотя и одного было бы достаточно, чтобы понять ее. В первый раз она «забирает» у Дзюри их общего друга для подтверждения своей значимости. Этот парень сам по себе был ей не нужен, имела значение только реакция подруги. Второй раз она использует капитана фехтования Руку, чтобы пробиться в школьную элиту - но истинный мотив все тот же: уязвить Дзюри. Потому что теперь, в отличие от первого раза, Шиори знает, что Дзюри неравнодушна к ней. Значит, каждый роман Шиори будет ранить Дзюри и доказывать, кто в лавке главный.

Интересно, что на фоне замороженной Дзюри Шиори выглядит весьма живо, и порой создается впечатление, что она сбегает от тягостной связи и своей зависти, пользуясь любыми методами. Ей не хватает силы духа принять чувства Дзюри как реальность, а не стыдный факт, увидеть в ней человека - и взять на себя ответственность за разрешение проблемы. Например, искренне попросить прощения. Или твердо, однозначно отказать, лишив Дзюри ложных надежд. Но дело в том, что Шиори, стандартная девочка-фанатка, очень нуждается в Дзюри как в символе превосходства. Сперва как в фигуре на пьедестале, потом - как в поверженном идоле, которого Шиори «одолела».

Основное чувство Шиори по отношению к Дзюри - черная радость, что у той есть слабое место. «Ты такая жалкая, хи-хи».

Власть над другим человеком - это умение бестрепетно ранить его и наслаждаться результатом. Такая тактика делает Шиори «грязной по-взрослому», но она все еще проигрывает настоящим Взрослым. Исключительно потому, что как любой подросток сильно переоценивает секс.

Шиори - принцесса, которая использует мужчин, в мифологии сериала это недурной задел на Ведьму. Но чтобы стать настоящей ведьмой - надо подчинить «принца». Без искренних и глубоких чувств это сделать невозможно.

Что до любви - но любить Шиори не умеет.




Кодзуэ
Сестра-близнец Мики. Еще один «грязный по взрослому» персонаж, рано повзрослевший - может быть оттого, что все детские игрушки были для нее фальшивы и глупы. Кодзуэ - реалистка, для которой жизнь лишена детского очарования, способного, как волшебная вуаль, скрыть истинное положение вещей. Родители не любят друг друга и разводятся, дети для них предмет хвастовства, пусть жизнь не заладилась - хоть дети удались. Брат Мики талантлив в музыке и очарован жизнью, а Кодзуэ - бездарный довесок к нему, даром что на одно лицо.

Мики - единственный, кто не понимает этого: для него сестра - гений, совершенство, хрупкий нежный цветок, оставшийся в памяти как «нечто сияющее». И он искренне недоумевает, отчего они отдалились друг от друга, и чем он виноват. Мики думает, что сестра зависит от него, что она - ведомая принцесса, и он должен всегда опекать ее и быть с ней рядом, указывая путь. Потому что он Мужчина.

Ровно по этой же причине - понимания любви как опеки безвольной девушки-цветка с прекрасным ароматом - Мики увлекается Невестой Роз Химемией. Улыбчивая бессловесная тряпка-Химемия идеальный объект для Мики, который на ее фоне чувствует себя сильным, настоящим и испытывает приливы вдохновения.

Парадокс же в том, что Кодзуэ не ведомая принцесса - она охотница. Аполлон и Артемида - отличная аналогия для этих близнецов, один их которых занят искусством и не умеет строить отношения с прекрасным полом, потому что далек от «материального», а другая - голенастая мстительница, неуязвимая для мужчин, которых заводит пачками ради развлечения. Конечно, что-то оказывается утрачено - чистота и невинность, способность влюбляться, доверие - но, в общем, это посильная цена.

…Однако в окружающем цинизме есть одно исключение: это Мики, родная душа. Мики «чист», поэтому Кодзуэ будет грязной и опытной за двоих, чтобы защищать брата. И чтобы дистанцироваться от него, потому что иначе она не может обрести самоопределения.

Есть в этой бочке испорченного меда еще одна ложка дегтя: пока Кодзуэ шляется по ночам, красит губы и выскакивает из темного музыкального класса в расстегнутой блузке - Мики больно, страшно и стыдно, и благодаря этому он смотрит на нее, а не на Невесту Роз, фехтовальную тренершу или в ноты. Путь она перестала быть для него самой «сияющей» - она будет самой «темной». Главное - буря вызываемых чувств. Главное, что в мире их по прежнему только Двое.

Все средства хороши для борьбы с внутренним одиночеством. К несчастью, у девушек все эти средства сводятся к одному.




Вакаба
Подруга Утены. Один из немногих героев этого сериала, который умеет дружить. В ней есть неотесанное ребячество, бестактность и назойливость - но это издержки перед главным: Вакаба способна принимать близко к сердцу проблемы другого человека, даже если не понимает их причин. И самочувствие друга ей важнее собственного.

…Конечно, до поры до времени - пока не приходит Любовь. Как большинство обычных людей, Вакаба убивает время рядом с ярким человеком, искренне исполняя ритуалы дружбы - но на самом деле ей просто некуда себя деть. Это счастливое и беспроблемное состояние, в основе которого лежит спокойный материализм. Вакаба - веселая адекватная девушка, ведущая себя в соответствии с возрастом: у нее есть неисполнимые мечты, которые она трезво оценивает как неисполнимые, и способы скрасить обыденность. Поэтому пока некоторые добиваются «принцев» - Вакаба называет своим принцем Утену. Это лучше, чем ничего.

Потому что на принце она обожглась в соответствии с правилами подростковой драмы. Вакаба написала Ему любовное письмо, а Он выбросил его как досадную помеху, причем там же, где получил - в людном месте. В результате письмо оказалось на доске объявлений, читала вся школа. Девушка-принц никогда такого не сделает.

Однако когда случается чудо и Он - отвергший Вакабу принц, вылетевший из Академии - просит у нее убежища, Вакаба не просто прощает его. Она хватается за свой шанс и расцветает. Теперь у нее есть тайна, у нее в комнате незаконно живет красавец, принимает ее заботу - кофе, корм и деньги - и вчерашний мир теряет значение. У новой Вакабы нет времени на кружки, подруг, школьные мероприятия и все те связи, которыми она жила. Потому что в ценностном мире Вакабы любимый мужчина всегда будет стоять на первом месте.

В последних сериях, когда Вакаба открывает для себя Акио, она оттирает Утену, потому что дружба дружбой - а в любви каждый за себя и все средства хороши. Дружба - это причал, куда ты возвращаешься между свиданиями, а впоследствии - в перерывах между семейным долгом.

«Из тебя выйдет очень хорошая жена», - говорит Утена. И это правда.




Кейко
Весьма четкая девочка средней симпатичности, которая хорошо знает, как не быть ботаном. Она входит в свиту Нанами.

Как в любой школе, в Академии есть элитный круг крутых, фоновый середняк, и маргиналы, причем Утена и Химемия относятся именно к последним (Утене везет больше, ибо по сути она и есть Элита). Между элитой и маргиналами очень тонкая граница, и это касается не только школ, а вот середняку до элиты очень далеко. Поэтому середняк должен держаться стаей или группками, создавая банды и фанклубы, подкрякивая Сильным и Ярким, быть у них на побегушках, травя неугодных, выслуживаясь, одним словом тут мировая Мафия недалеко ушла от подростковой морали.

Кейко входит в тройку, которая решает обслуживать Нанами. Во-первых, сама Нанами очень яркая и у нее явный комплекс строгой Госпожи, так что лучшего хозяина не найти. А во-вторых и в-главных - она сестра Тоги.

Сестра самого Тоги! Школьного секс-символа. Который на трех фашистов Нанами никогда не обратил бы внимания. А так они примелькаются, и чем черт не шутит.

И черт пошутил. Правда, Кейко съела пуд соли, пока подкатывала к принцу. Не от него, конечно - Тога не Сайонджи, ему флиртовать с девочкой в радость, так что проблемы были в другом месте. Бдительная Нанами, для которой каждый, кем интересуется ее брат - паразит, стояла насмерть, не давая Кейко даже пересекаться с Тогой.

Она отправила ее с банкета готовить за себя какие-то документы (пропало платье с воланами!), постоянно читала пафосные нотации, била, снова ругалась и била. А застав Кейко с Тогой под одним зонтом в дождь, просто уволила ее из всех кружков и выперла из всех мест, словно сама память о ней должна быть стерта («отключила от питания»).

Тут расположен примечательный момент: когда наивная Кейко бросилась к подругам-фашисткам, чтобы они замолвили за нее слово перед госпожой - те сделали вид, что перед ними пустое место. Очень подло, но очень в стиле свит - потому что смелые люди ходят по одному, а в стайки сбиваются трусы. Поэтому Кейко, оставшейся в полной изоляции, пришлось быстро повзрослеть.

И в новой перспективе все предстало перед ней в другом свете: во-первых, главным паразитом оказалась теперь Нанами, что недалеко от истины. Во-вторых, Кейко поняла, что будет бороться за себя, и научилась давать сдачи. В-третих, оказалось, что Нанами можно банально врать - продолжать подкрякивать и подскуливать, но хранить свои свидания с Тогой в секрете. Ну и в-последних, будучи обычной девочкой, Кейко оказалась готова встречаться с Тогой без каких-либо Особых Планов, быть одной из многих. Ей вполне достаточно, что она влюблена, спасибо и за это.

После школы юного фашиста это очень большой прогресс.




Оотори Канаэ
Невеста Акио, которую мы видим мельком в паре эпизодов. Это девушка совсем из другого мира - мира больших денег, бизнес-связей, заранее распланированной судьбы и спроектированного замужества. Она культурна, хорошо образована, воспитана как подобает леди, элегантно одета и инфантильна. Точнее сказать - мы не знаем, что она за личность, потому что видим банальный патриархальный идеал: сначала за девушку несет ответственность отец, потом - муж, и желательно, если она вообще не будет выходить из дома.

Канаэ вроде как заканчивает «школу», но это не Академия - напрашивается мысль о лицее для детей элиты. Ее брак с Акио должен наступить «как только Канаэ исполнится 18», видимо сразу после выпускного. Однако Канаэ не выглядит ученицей - она выглядит старше своих лет, потому что это с пеленок «перспективная жена нужного человека». Ее помолвка устроена родителями, так как им нужен Акио.

Постепенно над этим образцовым альянсом приоткрывается завеса. Акио исполняет обязанности Председателя, так как сам Председатель Оотори-старший не справляется: может быть он стар, может быть слаб, может быть у него другой бизнес и любовница за границей. Мать Канаэ полностью разочарована в муже, но люди этого социального класса не разводятся, деньги такие деньги, поэтому самое лучшее - выдать дочь за любовника. Это скроет ненужную связь и одновременно надолго привяжет любовника к ноге.

К ноге - в прямом смысле слова. Мать Канаэ шантажирует Акио тем, что уволит его, если он будет игнорировать ее дочь, хотя подтекст, конечно, иной: «уволю, если вздумаешь игнорировать меня». На самом деле миссис Оотори счастлива, что Акио не увлечен Канаэ, и благосклонно слушает его ложь, весь этот диалог - игра, прелюдия. Просто нужно лишний раз напомнить, кто здесь диктует правила.

…И вот, наконец, нога как таковая: Акио отлично играет роль фут-фетишиста, в сериале он последовательно обслуживает три женские ноги, одна из которых как раз принадлежит миссис Оотори. Но если две школьницы не поняли, как к этому следует относиться - формально там была перевязка при растяжениях, лазейка для невинности - то мать Канаэ да, знает в этом толк.

Сама Канаэ - типичная принцесса, которая полностью вписывается в архетип будущей Невесты Роз, и ее это нисколько не заботит. Заботит ее только то, что она «не идеальная жена» - она не может полюбить сестру Акио Химемию. Это пятно на идеальной жизненной программе. Реакции Канаэ незрелы, обида - глупая и детская, подобранные слова об этом - слишком поверхностны и общи, в рамках приличий. В действительности, тут Канаэ впервые говорит от лица своей интуиции, она боится размаха явления, которое представляет собой Акио, и не понимает этого, так как принцессы не думают - однако чувства ее совершенно точны. Химемия - это душа Акио, и не принимая ее, возмущаясь и брезгуя ей, Канаэ на самом деле отвергает Акио.

В курсе ли она связи Акио с ее матерью? Кто знает.

В финале мы видим, как тревоги Канаэ полностью оправдались: ее, безвольно растекшуюся по стулу, кормит яблоком смуглая рука «злодея Акио». Мертвые глаза Канаэ неподвижны и лишены значков. Яблоко утыкано вилками, так же как Невеста Роз - мечами. Интересно не это: если присмотреться, смуглых руки в кадре три: одна держит Канаэ за подбородок, другая поддерживает за плечо, а третья дает яблоко. И эта яблочная рука - женская.




Утена
Об этом персонаже написаны километры текста, поэтому скажу кратко: это девушка, которая в раннем детстве встретила Бога, и с тех пор все у нее пошло через розу.




Продолжение следует

Мифология, Утэна, Литература, Архетипы

Previous post Next post
Up