Азбучные страдания. 1

Sep 25, 2014 22:57

Навигация Детские темы

Если что - страдания были мои, а не ребенка. Сказать честно, в успех предприятия я верила не очень. Мальчик у меня с характером (мамочка с папочкой в одном флаконе - ужас, брр), сил и времени немного, а среда, ясное дело, не располагает и никакая посторонняя тетя в садике в этом мне помочь не могла. Но мы это практически сделали! На момент без двух месяцев шесть ребенок начал читать по слогам.
Сим отчитываюсь.

1. Мои чрезвычайно умные и полезные мысли по поводу.
2. Книги, пособия и самоделки в помощь обучению.
3. Книги для первого чтения (крайне мучительная тема).


1. Как хорошо уметь читать... (с)

Когда учить?

Я не сторонник обучения чтению в 3 года, а тем более раньше. Нет, я верю, что есть дети, которые научились. Вопрос - зачем? Ну если они такие умные, то здорово, но все равно - зачем? И что стало с их глазами к начальной школе? Как почетный очконосец начиная со средней школы, избавившийся от них через мучительную операцию, я своему ребенку желаю как можно позже оценить это украшение (и так у меня есть подозрение, что зрение у него не очень хорошее).
Зато не раз слышала, что какой-нибудь ребенок начал читать в 3-4, а потом бросил и категорически отказывался до начала школы.
Поэтому обучение чтению лично мы не форсировали никак. Пытались читать азбуки - встретили активное, местами агрессивное неприятие.
С другой стороны, мы здесь ограничены по срокам: в 6 лет дети идут в школу и начинают там учиться читать по-немецки, а потом по-английски. Вклинивать туда чтение по-русски - напряжение для ребенка с почти нулевым полезным коэффициентом. Что доказывает местный опыт. Подавляющее большинство так и делает: сначала отправляет в школу, потом мимоходом учит читать по-русски (если вообще по-русски еще говорят с ребенком). Читать он, конечно, русские книжки не будет. Такой вариант меня не очень устраивал.
Сложив ограничение снизу с ограничением сверху, получаем оптимальный возраст - 5-5.5 лет (за год до школы), с подготовительным этапом за полгода раньше.

Система обучения чтению

Итак, с возрастом определились. Теперь определимся с системой.

- обучение чтению целыми словами.
- обучение чтению по складам: ребенок запоминает сразу сочетания буква+буква, а не складывает в уме одну букву с другой
- ребенок запоминает буквы, а потом складывает их в буквосочетания.

Обучение чтению целыми словами - это система Домана и его последователей. Я проверяла для развлечения. Работает. Но на третий раз ребенок бросил в меня этими бумажками, и больше мы к ним не возвращались. Лично мне кажется, что это какое-то тупое программирование ребенка, а не его развитие. Но каждый, конечно, имеет право на свое мнение.
Тем не менее, если уже выросший ребенок никак не может понять, что от него требуется, то можно попробовать поучить его этим методом.

Обучение чтению по складам.
По складам учат читать по системе Зайцева и еще некоторые буквари. Смысл в том, что ребенку не приходится осознавать сначала, почему б + а = ба, он сразу заучивает набор складов согласный + гласный, а уже потом приходит к тому, как эти склады получились, поэтому обучение часто идет существенно быстрее.
В качестве критики говорят, что ребенку трудно потом осознать деление на слоги (ну это решаемо и вообще не так существенно) и что некоторых детей потом приходится отправлять к логопеду, так как они теряют на письме гласные звуки.
Кубики Зайцева сами по себе, конечно, ничему не учат. Их нужно будет склеить, наполнить или купить за приличные деньги уже готовые (варианты), распечатать и повесить таблицы со складами и потом ежедневно по ним заниматься (пропевать все склады, искать их на кубиках, складывать...). Наилучший эффект они дают в группе и с преподавателем, дома - зависит от ребенка и упорства/таланта мамы. Я решила, что у меня сил на это не хватит.

Обучение классическим образом - от букв к буквосочетаниям.
Этот метод не обещает быстрых результатов, для ребенка скучен, тем не менее большинство именно так выучилось читать. Заучиваем все буквы, потом начинаем проводить операцию по складыванию и так до конца слова.

Практика применения

"Суха теория, мой друг..." (с), а реальность, как известно, выглядит более "живенько". Я в итоге пришла к некоему сочетанию методов два и три. Большинство родителей попробовали одно, потом другое, потом третье - и вуаля, сработало! Поэтому третье объявляется единственно правильным и лучшим вариантом. На деле, я думаю, ребенок просто созрел, качество перешло в количество и при меньшей суете и переживаниях было бы то же самое, даже если бы последовательность используемых методик и материалов была обратная. К сожалению, мы не можем открутить все обратно и проверить, как оно пошло бы при других методиках, - ребенок учится читать один раз в жизни.
В нашем исполнении это выглядело так. Начала я, собственно, с азбук, но это не пошло вообще, так как ребенок мой - человек практичный, а смысла в этой ерунде он не видел никакого.

Этап 1. Самодельные магнитные слоги (картон от шницелей + бумага-самоклейка + маркер-перманент (глухие, звонкие и гласные) + нарезанный лист магнита на двухстороннем скотче), магнитные буквы и мольберт с магнитной доской.
Сначала я пыталась действовать через слоги. Ну говорят же, что так быстрее?! "Нет, ребята, все не так" - зависит от подопытной ляльки. Потом взяла букварь, который обучает по слогам (конкретный - ниже). Результат оригинальный: вместо того, чтобы запомнить ба, бо и т. д., ребенок решил, что б = ба, м = ма... Было это где-то в 4.5 и на таком результате я бросила дело, чтобы фиаско подзабылось. Этот результат был аналогичен гордому результату моей свекрови, которая радостно мне сообщила, что ребенок в два года знает цифры до 10. Потом до 4 лет он считал: 1, 2, 3, 5, 8 и выбивать это из головы было очень трудно.

Этап 2. Сунулась в букварь Жуковой - фунт презренья. Еще кое-какие книжки с разной подачей букв - "Не хочу!"
Книжки убрала, слоги с доски убрала, оставила только буквы. Долго-долго мы периодически, через пару недель на третью, выкладывали на доске какие-нибудь простые слова, пытаясь услышать первый звук, другие звуки, запомнить какие-нибудь буквы. Продолжалось все это где-то полгода, с результатом весьма ошеломительным для меня. Во-первых, через полгода он мне вдруг сказал: "Мама, б и а - это ба?" Алилуйя! Во-вторых, оказалось при дальнейшем обучении, что те согласные, которые я чаще использовала, считая их наиболее простыми (м, п, н, б, к), он запомнил хуже всего, практически никак. Зато запомнил р, с, з. Поистине, мозг ребенка - волшебный котелок. Вы никогда не знаете, что за суп выйдет из тех ингредиентов, что вы туда положите.

Этап 3. Снова достан букварь Жуковой, и поскрипели мы по нему от одной буквы к другой. Результат с каждым разом медленно, но верно улучшается.

Этап 4, в котором мы сейчас находимся. Дочитываем последнюю треть Жуковой, перемежая ее с другими пособиями. Моя критика и оценка конкретных пособий будет ниже. Читаем отдельные слова и короткие предложения в тех книгах, что читаются на ночь. Нахожусь в мучительном поиске подходящей литературы для самостоятельного чтения. То, что фигурирует в большинстве советов на эту тему, мне не очень нравится, так как не очень подходит именно моему ребенку, а мне важно поддержать интерес к самостоятельному чтению через интересные ему книги.

Мои выводы

1. Нужно пробовать разные методики, делая паузу между ними. Не потому, что одна лучше другой, а потому, что ребенку может: а) просто лучше подходить другой тип объяснения, б) дети не любят, когда их заставляют долбить одно и то же, от этого они показательно "тупеют", теряют интерес к предмету и вообще могут надолго отказаться от обучения.

2. Лучше сначала выучить буквы, не забывая при этом, что "б" - это не "бэ", а "к" - это не "ка", как они звучат в алфавите. Кому-то подойдут азбуки, кто-то запомнит, делая буквы своими руками. По крайней мере, нужно, чтобы они были где-то на виду (холодильник, магнитная доска и т.п.) и этот вид периодически менялся. Кроме того, постарайтесь, чтобы у вас были не только заглавные буквы, но и строчные. Конечно, в большинстве случаев они совпадают, но в случае а, б - это очень существенная разница, создающая проблемы.

3. Рано или поздно лед тронется, возникнет интерес к буквам и чтению, мозг справится с операцией анализа-синтеза, и тогда можно перейти к регулярному чтению. Тут уж лучше стараться читать хоть по чуть-чуть, но каждый день, чередуя пособия и заранее задумавшись о первых книжках.

Азбуки и пособия будут в следующей части, чтобы не раздувать пост.

дети

Previous post Next post
Up