Пишу для себя, потому что запуталась в листочках и закладках. Добавления сильно приветствуются. Проблема выросла из того, что дитятко принесло из школы бумажку-договор, где было написано, что ученики договорились с учительницей 15 минут в день читать и/или считать устно. Обычная практика в местных школах, оформляется по-разному, но суть одна. В табличке каждый день нужно разными цветами разрисовывать, что было сделано. Предлагалось считать до 10, но это нам неприлично легко и 15 минут этим заниматься невозможно. Поэтому пришлось срочно начать искать более сложные и развлекательные способы того же самого. Такие, чтобы не скакать впереди паровоза-школьной программы, но и не умирать со скуки: скажи, сколько будет 9+5? а 9-5?...
Уровень 1 класса по-немецки: счет до 20, соответствующие монеты, часы только формате ровного часа, геометрия - несложные танграмы и ничего более.
Ничего глобального полезного и по делу в сети не нашла, надо везде собирать по кусочкам, по крупинкам. Понятно, что блогеры зарабатывают, поэтому материалами делиться не спешат. Но мне-то надо здесь и сейчас, чтобы каждый второй день выдавать задания на гора.
Пока знаю: блог Tromentano, блог mamochka-nata, сайт Наука детям, дистанционные кружки при ФМЛ 30 (если не регистрироваться, то нужно следить за обновлением заданий для скачивания, так как архива заданий там нет).
Пока найденная полезная литература для 1 класса (именно для первого, это вообще проблема во всех списках - сотня книг для всех возрастов в одной куче).
1. Калинина А., Кац Е., Тилипман А. Математика в твоих руках (ссылка) 2. Левитас Г. Нестандартные задачи по математике. 3. Математические олимпиады в стране сказок (ссылка)
Конкретные источники к каждой деятельности не указываю, так как не фиксировала откуда что беру. Список буду продолжать по мере нахождения еще чего-нибудь интересного и писать отзывы об опробованных играх.
Игры покупные (только с числами, пространственные и больше на логику и стратегию пока не трогаю)
[Spoiler (click to open)]1. Халли-галли (Halli Galli ). Выкладываем карты, пока не получится 5 одинаковых фруктов. Тогда надо быстро нажать на звонок. Нам уже слишком легко.
2. Спящие королевы (Sleeping Queens ). Математика нужна, чтобы сбрасывать лишние карты: нужно составлять примеры из имеющихся карт, а лишние карты мешают набрать полезные карты, которые дают возможность разбудить больше королев.
3. Rechen Kapitan (Rechen-Kapitan ). В корабли нужно загрузить ящики так, чтобы сумма совпала с вместимостью корабля. Теоретически можно было бы сделать правила посложнее, но в имеющихся правилах это скорее игра для дошкольников или для начала первого класса.
4. Фрукто 10 от Банды умников (ссылка). Выкладываются круглые карты с нарисованными на них фруктами разного цвета и формы. На каждом фрукте цифра. Нужно найти одинаковые фрукты по сорту или по цвету, сумма цифр которых дает 10. Идея неплохая, но, боюсь, поначалу не будет динамики, так как искать сумму затруднительно даже взрослому, а значит, игра будет заброшена.
5. Морской коктейль (Home sweet Home ). В этой игре нужно выкладывать карты с животными и суммировать их количество (счет в пределах 12). По правилам игра не показалась мне особенно увлекательной.
6. Pig 10 (Zoch Pig 10 ). Карты выкладываются по очереди. Цель - в свой ход доложить колоду карт до 10 и забрать ее себе. Если сумма окажется больше, то колода уходит к предыдущему игроку. Игра в плане счета не слишком продвинутая, но несколько дополнительных условий делают ее более интересной.
7. Heck Meck (Zoch Heckmeck ). Нужно кидать кубики и суммировать очки. Поскольку цифры больше 20, оригинальную игру я пока не хочу брать, а хочу сделать нечто подобное самостоятельно с числами поменьше и меньшим количеством кубиков.
8. Код фараона (Amigo Pharao Code ). Еще одна кидалка, считалка и забиралка. Кидаем три кубика (с 8, 10 и 12 гранями), производим арифметические действия и забираем карточку с совпавшим номером. Но в полной версии нам слишком трудно - предполагаются все четыре арифметические действия и числа большие. Дополнительное условие - после того как кидавший кубики игрок нашел / не нашел подходящую карточку, удачи может попытать другой игрок, но только за время, отведенное песочными часами. Подобную игру любой может сделать сам. Даем три обычных кубика, делаем поле с привлекательной картинкой и местом для карточек и делаем карточки с цифрами до 18 (если брать три готовых кубика) или другой суммой (если самим рисовать значение на кубиках - в зависимости от получившейся максимально возможной суммы).
9. Snow Tails. Не самая простая игра, где надо учитывать складывать скорость собак, торможение и дополнительно вычислять смещение в сторону более сильной собаки для правильного вхождения в поворот. В полной версии нам пока не подходит, но думаю сделать из нее модифицированную версию.
Игры с тренировкой счета в подсчете очков, игры на последовательности
1. Настольные игры-ходилки с двумя кубиками. 2 обычных кубика уже слишком просто, этим мы до школы занимались. Нужно кубики разрисовать самостоятельно: с бОльшими цифрами и с минусами.
2. Игра "Ралли"
Рисуем маршрут по принципу ходилки или берем готовый в какой-нибудь подходящей игре-ходилке. Берем карточки с цифрами от... и до... Разброс выбирается в соответствии с уровнем ребенка. Например, я выбрала от 1 до 12, чтобы играть двумя кубиками. Можно играть одним кубиком или собственноручно разрисованными кубиками. Главное, чтобы, складывая или вычитая цифры на карточках, можно было получить число, выпавшее на кубиках. Ребенок ставит фишку (машинку) на старт, бросает кубик, находит соответствующую комбинацию из чисел (можно складывать и вычитать, в том числе три числа) среди своих карточек, которых у него 5, и потом может ходить соответствующее количество ходов. Например, выпало на двух кубиках 7. Игрок может использовать карточку 7 или карточки 3 и 4, 9 и 2, 4, 4 и 1 и так далее. Использованные карточки убираются под колоду, а игроку выдаются новые. Если играть одним кубиком, то длину дорожки можно сделать около 30. Двумя кубиками нужно где-то под 70-80. У нас была старая игра в кругосветное путешествие, там 120 "станций", и это слишком много. Ребенок устал где-то как раз на 70-й, но энтузиазм был велик.
Усложненное ралли основывается на идее из игры Snow Tails. Берем любую ходилку или рисуем ее сами, но делаем три-четыре полосы и препятствия на них - ямы, деревья и т.п. Делаем лист с машиной на каждого игрока с тремя квадратами под карточки (2 скорости и одно торможение). Делаем карточки с цифрами: 2 стопки для скорости и одна - торможение (сопротивление ветра, состояние дороги и т п.). Игрок тянет карты из трех стопок и кладет их на машину. Нужно сложить две первые карты и вычесть третью. Если торможение превышает скорость, то ход пропускается Для смены полосы можно ввести дополнительный кубик со своими обозначениями (например, смена полосы направо, смена полосы налево, удвоение количества клеток для хода и т.п.). Или менять полосы так, как предлагается в исходной игре - туда и настолько полос, насколько одна карта скорости превышает другую карту скорости. Эту игру еще не рисовала, но собираюсь, так как просто ралли простовато для нас.
3. Игра Математический город
Идею взяла в какой-то книжке, но модифицировала. Берем любую крупную карту (чтобы были дома квадратиками), обозначаем конечные домики-цели. На дороге рисуем "потери" и "приобретения" (+2, -3 и т.п.). Легенда может быть любая: вышло на дорогу 5 муравьев, по пути к ним присоединяются-уходят еще муравьи, надо написать на финише, сколько получится. Или на старте было 5 монет, дальше мы тратим-приобретаем... На старт ставим нужное число, ребенок должен поставить конечные в указанные домики. Нарисовала сложновато, думаю перерисовать менее путанно. Два варианта: 1) мама говорит, например, приехали туристы на вокзал, идут по синему маршруту в крепость (задача посчитать, сколько туристов дойдет до конечной точки), 2) или кидаются кубики с минусами и плюсами, расставляются на любой маршрут, мама, прикинув быстренько примерчик, ставит исходное количество. У меня красные - это цифры до 10, синие - цифры после 10 (чтобы не уйти в отрицательные числа).
4. Игры на набор определенного количества. Например, взять крышки (кубики, карточки...) с цифрами и переворачивать их по принципу мемо, пытаясь набрать определенную сумму. Или модифицировать под уровень ребенка игры Heckmeck, Pig 10, код фараона, о которых говорила выше. Они все легко воспроизводимы из подручных материалов.
Подгонка Хекмека под наш уровень - с 6 кубиками. Использовала деревянный конструктор.
Набери 15 (нарезала старый резиновый коврик).
5. Прыгать игрушечными лягушками (или специальными картонными кружочками из набора семейных игр) в тарелки с цифрами / запускать машинки в ворота определенной стоимости / ... И записывать сумму для выявления победителя.