Перспективы вечной жизни

May 26, 2005 02:38

frie написал в ru_philosophy следующее.
В который раз уже натыкаюсь на фразу, гласящую, будто "извечная мечта человека - жить вечно". Эта мечта кажется мне, мягко говоря, странной. Ибо "жизнь как комедия - не важно, длинна ли она, важно, хорошо ли сыграна" (с) ... Мне интересно, кто-нить из присутствующих хотел бы жить вечно? Ну, или хотя бы лет так тысячу? И если да, то зачем?
Поскольку ответ на возникшую дискуссию получился большим, я решил опубликовать его отдельно.
1. Прежде всего, первичная цель человека - не вечно жить, а преодолеть противостояние с внешним миром. Отсюда уже следует всё остальное - и воля к власти, и вечная жизнь и прочие идеи.
2. Даже если кому-то и не хочется жить (а интересна ли жизнь и стоит ли жить каждый решает сам), гораздо реже, мягко скажем, ему при этом хочется умирать, еще реже он способен на самоубийство. А ведь знание о грядущей собственной смерти это, по сути, и есть жизнь в камере смертника - хорошо, что у человека есть масса способов (может быть, унаследованных от животных) замыкаться на собственной субъективности (фактически, это и есть модель вечности) - но, если мыслить предельно, то всё, предпринимаемое человеком в этом мире становится бесполезным в контексте смерти (не легче и забвение - столь же неизбежное). И снимает этот ужас либо самоубийство, либо вечная жизнь.
3. Впрочем, и с этим, действительно, не всё гладко. Конечно, интересно посмотреть, что будет лет эдак через восемьсот. Думать, что всё разрушится в ближайший век - самонадеянность, присущая любому поколению, желающему хоть как-то утвердить собственную исключительность: скорее всего, всем проблемам придумают соответствующие решения, затем возникнут новые проблемы. Другое дело, легко ли будет человеку перестраиваться под настолько изменившиеся обстоятельства (ну посадите бабушку за компьютер!)? Но, возвращаясь к теме, если все будут жить по тысяче лет, действительно ничего не изменится - люди просто начали бы планировать жизнь на десять лет вперед. Даже восемьдесят, по сравнению с одним днем представляются чуть ли ни вечностью; посмотрите периоды наиболее активной деятельности известных людей - как правило, это лет несколько, затем - долгое затишье.
4. Также ничего не решила бы и вечная жизнь для всех - при сохранении борьбы за власть (неравенство естественно, как и вечное недовольство им), она бы просто превратилась в вечный кошмар, в котором никакие завоевания не имели бы шанса остаться навсегда - для этого у недоброжелателей было бы бесконечное количество времени. Также следует учесть постоянное увеличение количества соревнующихся. Скорее всего, не помог бы здесь и стоико-христианский аскетизм, а надежда на лучшую жизнь исчезла бы вовсе!
5. Рассмотрим вечное бытие с точки зрения кьеркегоровских «образов жизни». Допустим, в вечной жизни перед человеком не возникает никаких проблем. Самое простое, в чем можно видеть смысл такой жизни - это удовольствия («эстетический образ жизни»). Заметим вскользь, что удовольствие есть удовлетворение потребностей, наличие которых само по себе связано с несовершенством человека относительно окружающего мира. Именно это, а не «вечная жизнь» является главной проблемой - поскольку имеет место преодоление несовершенства, постольку вообще имеет место жизнь (начиная с простейших растений). При этом, потребности всё же не бесконечны, а весьма ограниченны - а потому любое удовольствие рано или поздно надоедает. Но, в отличие от животного, сознательное существо примириться с этим не может - приходится подыскивать новые наслаждения, т.е., возникают те же самые проблемы. Начинается бесконечный поиск всё новых и всё более сильных «наркотиков», возможно, даже их приходится изобретать.
«Этический» уровень находит смысл жизни уже не в процессе удовольствия, а наоборот - в достижении какой-нибудь цели, в бесконечном ее отодвигании, что придает жизни смысл. Но и это может наскучить - так, что возникнет вопрос о конечной цели, которой в вечности быть не может. Выход на религиозный уровень, который должен произойти в данном случае превращается в вечное страдание. В связи с этим, еще неизвестно, что лучше иметь в конце пути - смерть или бесконечность. И если конечная жизнь бессмысленна, в силу относительности ее достижений, по этой же причине бессмысленна и жизнь бесконечная.
С этим же связан и вопрос «скучна ли вечность»: если в этой вечности постоянно возникают неожиданные проблемы - это, конечно, не скучно, но и приятного мало, если же эта вечность беспроблемна, она просто не осознаётся, ибо сознание есть дихотомия мира и человека. Так, если, допустим, удастся найти вечное и бесконечное удовольствие, сознание перестанет работать и жизнь прекратится. Цель человека - снятие дихотомии с миром, то есть, фактически, та же смерть!
Впрочем, бесконечно узнавать всё новое и новое, может, и было бы интересно (также действительно сохраняется вопрос, будет ли человек забывать то, что он узнаёт), ведь скука в земной жизни объясняется ограниченным количеством состояний. Но вопрос, не наскучит ли бесконечное освоение мира и особенно вопрос о его конечной цели всё же остается нерешенным.
6. Контролировать продолжительность жизни также вряд ли является альтернативой вечной жизни. Конечно, вопрос это интересный и даже отчасти научно разрешимый (эвтаназия, стволовые клетки), впрочем, возможно, уже не для нас. Но главным препятствием здесь вновь является страх смерти, который преодолеть невозможно.

философия, экзистенциализм

Previous post Next post
Up