frie написал в
ru_philosophy следующее.
В который раз уже натыкаюсь на фразу, гласящую, будто "извечная мечта человека - жить вечно". Эта мечта кажется мне, мягко говоря, странной. Ибо "жизнь как комедия - не важно, длинна ли она, важно, хорошо ли сыграна" (с) ... Мне интересно, кто-нить из присутствующих хотел бы жить вечно? Ну, или хотя бы лет так тысячу? И если да, то зачем?
Поскольку ответ на
возникшую дискуссию получился большим, я решил опубликовать его отдельно.
1. Прежде всего, первичная цель человека - не вечно жить, а преодолеть противостояние с внешним миром. Отсюда уже следует всё остальное - и воля к власти, и вечная жизнь и прочие идеи.
2. Даже если кому-то и не хочется жить (а интересна ли жизнь и стоит ли жить каждый решает сам), гораздо реже, мягко скажем, ему при этом хочется умирать, еще реже он способен на самоубийство. А ведь знание о грядущей собственной смерти это, по сути, и есть жизнь в камере смертника - хорошо, что у человека есть масса способов (может быть, унаследованных от животных) замыкаться на собственной субъективности (фактически, это и есть модель вечности) - но, если мыслить предельно, то всё, предпринимаемое человеком в этом мире становится бесполезным в контексте смерти (не легче и забвение - столь же неизбежное). И снимает этот ужас либо самоубийство, либо вечная жизнь.
3. Впрочем, и с этим, действительно, не всё гладко. Конечно, интересно посмотреть, что будет лет эдак через восемьсот. Думать, что всё разрушится в ближайший век - самонадеянность, присущая любому поколению, желающему хоть как-то утвердить собственную исключительность: скорее всего, всем проблемам придумают соответствующие решения, затем возникнут новые проблемы. Другое дело, легко ли будет человеку перестраиваться под настолько изменившиеся обстоятельства (ну посадите бабушку за компьютер!)? Но, возвращаясь к теме, если все будут жить по тысяче лет, действительно ничего не изменится - люди просто начали бы планировать жизнь на десять лет вперед. Даже восемьдесят, по сравнению с одним днем представляются чуть ли ни вечностью; посмотрите периоды наиболее активной деятельности известных людей - как правило, это лет несколько, затем - долгое затишье.
4. Также ничего не решила бы и вечная жизнь для всех - при сохранении борьбы за власть (неравенство естественно, как и вечное недовольство им), она бы просто превратилась в вечный кошмар, в котором никакие завоевания не имели бы шанса остаться навсегда - для этого у недоброжелателей было бы бесконечное количество времени. Также следует учесть постоянное увеличение количества соревнующихся. Скорее всего, не помог бы здесь и стоико-христианский аскетизм, а надежда на лучшую жизнь исчезла бы вовсе!
5. Рассмотрим вечное бытие с точки зрения кьеркегоровских «образов жизни». Допустим, в вечной жизни перед человеком не возникает никаких проблем. Самое простое, в чем можно видеть смысл такой жизни - это удовольствия («эстетический образ жизни»). Заметим вскользь, что удовольствие есть удовлетворение потребностей, наличие которых само по себе связано с несовершенством человека относительно окружающего мира. Именно это, а не «вечная жизнь» является главной проблемой - поскольку имеет место преодоление несовершенства, постольку вообще имеет место жизнь (начиная с простейших растений). При этом, потребности всё же не бесконечны, а весьма ограниченны - а потому любое удовольствие рано или поздно надоедает. Но, в отличие от животного, сознательное существо примириться с этим не может - приходится подыскивать новые наслаждения, т.е., возникают те же самые проблемы. Начинается бесконечный поиск всё новых и всё более сильных «наркотиков», возможно, даже их приходится изобретать.
«Этический» уровень находит смысл жизни уже не в процессе удовольствия, а наоборот - в достижении какой-нибудь цели, в бесконечном ее отодвигании, что придает жизни смысл. Но и это может наскучить - так, что возникнет вопрос о конечной цели, которой в вечности быть не может. Выход на религиозный уровень, который должен произойти в данном случае превращается в вечное страдание. В связи с этим, еще неизвестно, что лучше иметь в конце пути - смерть или бесконечность. И если конечная жизнь бессмысленна, в силу относительности ее достижений, по этой же причине бессмысленна и жизнь бесконечная.
С этим же связан и вопрос «скучна ли вечность»: если в этой вечности постоянно возникают неожиданные проблемы - это, конечно, не скучно, но и приятного мало, если же эта вечность беспроблемна, она просто не осознаётся, ибо сознание есть дихотомия мира и человека. Так, если, допустим, удастся найти вечное и бесконечное удовольствие, сознание перестанет работать и жизнь прекратится. Цель человека - снятие дихотомии с миром, то есть, фактически, та же смерть!
Впрочем, бесконечно узнавать всё новое и новое, может, и было бы интересно (также действительно сохраняется вопрос, будет ли человек забывать то, что он узнаёт), ведь скука в земной жизни объясняется ограниченным количеством состояний. Но вопрос, не наскучит ли бесконечное освоение мира и особенно вопрос о его конечной цели всё же остается нерешенным.
6. Контролировать продолжительность жизни также вряд ли является альтернативой вечной жизни. Конечно, вопрос это интересный и даже отчасти научно разрешимый (эвтаназия, стволовые клетки), впрочем, возможно, уже не для нас. Но главным препятствием здесь вновь является страх смерти, который преодолеть невозможно.