4 модели воспитания и восприятия мира

Feb 22, 2013 17:13

     Посмотрела на днях несколько передач с Сергеем Ковалевым. Такой себе дядечка-психолог, рассуждающий о трансформации желаний, НЛП и прочем. Но вот что привлекло мое внимание в одной из этих передач - его рассказ о семейных моделях воспитания и восприятии мира, какое это оказывает влияние на дальнейшую судьбу человека, особенно в пограничных ситуациях.

Итак, выделяют 4 модели воспитания детей:


1. Родители воспитывают детей по принципу: «Ты плохой, а мир вокруг хороший». В таких семьях родители рассказывают детям, как прекрасны и талантливы окружающие, как у них все замечательно складывается и как они справляются со всем, а вот ты (Ира, Маша, Алеша) такой нерадивый, ничего у тебя не выходит, и будет просто отлично, если тебе как-нибудь удастся выжить в этом мире. Идет постоянное сравнение ребенка с остальными и не в пользу собственного чада. Выросший по такой модели взрослый человек в стрессовой и пограничной ситуации прибегает к самоубийству (не обязательно физическому, может быть, просто самоуничижение, алкоголизм и т.д.)

2. Ситуация зеркальная: «Ты хороший, а мир вокруг плохой». Родители внушают ребенку, что он самый лучший (умный, красивый, талантливый и т.д.), окружающие - в лучшем случае, просто несведущие невежды, а в худшем - ничего не значащие людишки, которые существуют лишь для того, чтобы обслуживать и ублажать их дитятко. В стрессовой ситуации взрослый человек решает проблемы путем убийства окружающих - это может быть разрыв всех связей, одиночество, уход в себя. Такой человек при попадании в трудную ситуацию обвиняет всех вокруг, считая себя самым лучшим.

3. Третья модель: «Ты плохой и мир вокруг такой же». Родители живут по принципу: весь мир - зловонное болото и живут в нем одни жабы. Болото так засасывает, что выбраться из него невозможно, поэтому не стоит даже пытаться. Родители внушают ребенку: все такие, просто живи как все и не высовывайся, как-нибудь протянешь в этой жизни. В пограничной ситуации человек апатично все воспринимает со словами «ничего другого я и не ждал», может спокойно пройти мимо, не оказав даже самой незначительной помощи, не говоря уже о героическом поступке. Воспитывая ребенка, родители чаще всего говорят «сам виноват», сравнивают с другими детьми, но не как в первой модели. При такой системе воспитания ребенок будет плохим в любом случае, как бы он не поступил. В такой семье постоянно ругают правительство, начальство, тещу, свекровь, друзей, учителей и т.д.


4. Последняя модель воспитания: «Ты хороший и мир вокруг тебя хороший и доброжелательный». Каждый человек важен и ценен, способен на многое, поэтому люди и мир становятся все лучше и лучше. Все постоянно учатся и добиваются поставленных целей. В такой семье живут по принципу: если у меня что-то не получится, не страшно, мне всегда помогут, и я помогаю тому, кто нуждается в этом. Родители всегда находят повод, чтобы похвалить ребенка и поощрить его, а если ребенок делает что-то неправильно, дают возможность самому исправить ошибку или помогут, если понадобится. Тактика поведения в стрессовой ситуации взрослого человека, воспитанного по такому принципу, - изменение и движение вперед.

Сергей Ковалев акцентирует внимание, что родители в СССР использовали лишь модели "ты плохой, мир хороший" и "ты хороший, мир плохой". После распада СССР воспитывали детей, пользуясь моделью "ты плохой и мир плохой". А европейцы и американцы воспитывают уже давно своих детей по принципу "ты хороший и мир вокруг хороший". Поэтому их общество все же двигается в лучшую сторону. Вот тут есть, о чем поспорить, но об этом позже.
     Согласны вы с такой классификацией? У меня есть свое наблюдение и анализ своей семьи, ведь нас четверо в семье, и все мы родились в разное для страны время. Но хочу сначала послушать ваше мнение.

Ехидна, семья, давайте поболтаем, воспитание

Previous post Next post
Up