Жизнь школы и школа жизни

Oct 15, 2010 01:21

Посвящается 2bital2, который сохранил только лучшие воспоминания о детском саде (остальные воспоминания сохранились сами).

В.И. Ленин дал не только толчок для мировой революции, которой не произошло, но и вписал в историю ещё одно имя, которое можно было присваивать различным предприятиям и организациям. Среди прочих - школе, в которой мне довелось когда-то учиться. Уровень гуманизма некоторых учителей этой школы и их подход к воспитательной работе не раз заставляли мечтательно вспомнить разнообразные художественные произведения из серии "Ленин и дети", где небольшой лысенький дядечка, напугавший однажды печника, пребывает в окружении детей, счастливых тем, что рядом с ними находится обладатель мандата за номером 001.
Часто учителям свойственно забывать, что призвание педагога заключается в основе своей в любви к детям, а не в любви (а то и наоборот - нелюбви) к работе, изливаемой на детей. Потому воспитание иногда сводится к дрессировке, а иногда и вовсе происходит что-то, что несёт в себе те или иные воспитательные моменты, но учителю и дела до этого нет, ибо главное - работа. И в этих "тех или иных" воспитательных моментах нередко встречаются именно "иные".
Однажды нашему классу задали такое домашнее задание по русскому языку, которого никто не смог понять. Всего человека три-четыре кое-как разобрались с помощью родителей.
Следующий день. Начало урока. По традиции кто-то вызывается к доске. Выясняется что у этого "кого-то" домашнее задание не выполнено. Вызывается другой. Та же история. Следующий. Без изменений. Устав от однообразия и нисколько не пытаясь разобраться в ситуации, но видя критерием эффективности своей работы поощрительно-наказательную деятельность, выражающуюся в оценках, знающая русский язык, но не знающая милосердия тётенька смекнула, что можно сделать проще. И обратилась к классу: "Поднимите руки те, кто не сделал домашнее задание. Только честно". Я почуял в этом деле нечто неладное, но человек просит, чтобы честно. Руки примерно трети класса, включая и мою - чьи-то робко, чьи-то свободно - поднялись вверх. Носительница роговых очков внимательно осмотрела класс, и тем самым русским языком, который преподавала, обращаясь к поднявшим руки произнесла: "Я вам всем ставлю двойки!". Думаю, такие педагогические шаги вполне достойны того, чтобы поставить их разработчика на стул без трусов на школьном стадионе. Но это более популярно в садиках. А в школе просто ничего не произошло. Ну, разве что, насмешки некоторых одноклассников: "Дурак, ты зачем поднял руку? Я не поднимал, и у меня двойки нет". В каком-то смысле, действительно, дурак. Ибо урока из происшествия не вынес.
Какое-то время спустя на перемене перед уроком химии баловался мелом: под разными углами вдавливал меловой стержень в демонстрационный стол, от чего мел крошился на маленькие кусочки и в порошок. После звонка дисциплинированно занял своё место за партой. Зашла химичка, увидела безобразие и спросила: "Кто это сделал?". А я почему-то ответил, что я. А она сказала: "Ну так и убрал бы за собой". Я взял тряпку и вытер последствия своих исследований сопротивления материалов деформации. И всё. Ни одного слова не прозвучало о том, что я сделал что-то плохое, не было сказано даже о том, что в следующий раз лучше воздержаться от такой деятельности или своевременно ликвидировать её следы. Вообще ничего. Просто начался урок. Каким уважением я проникся к химичке. Таких учителей встречал только в кабинете химии своей школы и в книгах Макаренко и Корчака. Что занимательно, после этого случая некоторые одноклассники задавали тот же вопрос: "Зачем признался?". Тогда, конечно, не мог сформулировать мысль: "Будь с человеком честен, и тогда узнаешь, чего он стоит как человек". Да и не осознавал этого. Просто как-то так случайно получилось. И случай в кабинете химии был столь глубоко впечатляющим именно благодаря контрасту с результатами опроса на тему русского языка.
Жизнь постоянно даёт нам уроки. Вопрос в том, какой опыт мы из них выносим. Конечно, было бы приятно вспомнить счастливое детство среди добрых воспитателей и учителей. Но тогда как ты узнаешь, прошёл ли "тест на вшивость"?

любовь, человек, образование, пороки, критерии, воспоминания, посвящения, воспитание

Previous post Next post
Up