Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный,
И утки вольные жизнь тешили в воде.
Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль - модерн…
(Валерий Брюсов)
"Московские Записки" вновь приглашают своих читателей на виртуальную экскурсию по деревянным домикам российской столицы, чудом сохранившимся до наших дней. Представляем очередную четверку старинных «деревяшечек» Москвы, которые все еще можно увидеть не только на архивных фотографиях, но и своими глазами.
1. Деревянный дом Петровых или Масловых. Дата постройки: 1855-1861 год. Адрес: улица Щипок, дом №3.
Этот скромный одноэтажный домик в четыре окошка по фасаду - едва ли не самый маленький из сохранившихся в Москве. Примечательна избушка и тем, что она на сегодняшний день является единственной сохранившейся деревянной постройкой по нечётной стороне Щипка (сразу оговоримся, что точное происхождение названия улицы неизвестно, поэтому оставим эту тему за рамками). Кстати, этот район столицы начал застраиваться гражданскими жилыми домами во второй половине XIX века - до этого территория была преимущественно занята огородами, хлебными складами и мельницами. О самом доме информация встречается противоречивая: во многих источниках в качестве бывших его владельцев указаны мещане Петровы, однако портал открытых данных правительства Москвы сообщает, что это жилой дом М.Н. Масловой, построенный в 1855 году и перестроенный в 1875 и 1888 годах. Вполне возможно, что в здании в разнове время жили и Петровы, и Масловы.
Советская история дома тоже особой ясности не имеет. Одни исследователи уверяют, что здесь бывал Сергей Есенин, другие утверждают, что в нем жили Тарковские (и то, и другое предположения ошибочны). Один из посетителей форума о деревянных застройках Москвы (Александр) заявил, что это бывший дом его деда, который в 1917 году печатал здесь газету "Искра". Приведем цитату Александра: «Дед был профессиональным революционером - "троцкистом", его убили в этом доме в 1933 году. Забрали документы, обличающие Сталина. В 1937 году забрали и расстреляли в "Бутово" двух его сыновей, маму - репрессировали в возрасте 11-ти лет. Реабилитировали в 1941 году».
Известно, что в 2010 году дом был продан как «земельный участок с ветхим строением под снос и новое строительство». Однако здание стоит по сей день. Как выяснилось, в июне 2014 года Замоскворецкий Совет депутатов согласовал проект градостроительного плана, по которому дом будет сохранен, а рядом будет построено новое деревянное (!) здание гостиницы. Очень хочется верить.
Деревянный дом Петровых или Масловых.
2. Жилой дом XIX века. Дата постройки: 1880 год. Адрес: Погорельский переулок, дом № 5.
Об этом без малого 140-летнем двухэтажном особняке на каменном подклете в западной части исторического Замоскворечья известно еще меньше. Один источник сообщает, что это бывший дом табачного промышленника Ивана Александровича Андреева, однако эта информация более нигде не подтверждается. Массивное деревянное здание с дюжиной окон по фасаду, выкрашенное в светло-зеленый цвет, с недавних пор, по данным Росреестра, имеет статус выявленного объекта культурного наследия.
Кстати, в пору строительства этого дома переулок между Полянкой и Ордыкой, на котором он стоит, назывался не Погорельским, а Большим Екатериненским - восходит к церкви великомученицы Екатерины, «что на Всполье» и небольшой Екатерининской слободе белильщиков холста (церковь существует и поныне, а вот слобода, как поселение ремесленников, давно ушла в прошлое). А Погорельским переулок стал при советской власти - в 1922 году. Считается, что нарекли его в честь пожара, что случился здесь в XVIII веке. Однако достоверно известно, что горел тогда не Большой, а соседний Малый переулок (ныне Щетининский). Известно, что после революции здание было отдано под коммунальные квартиры, но к концу 70-х жильцов расселили. Начиная с эпохи «развитого социализма» особняк занимало СМУ 11 Мосметростроя.
До 2012 года здание находилось в аренде у коммерческих организаций, в 2014 году оно было выставлено Департаментом городского имущества Москвы на торги по программе "Памятник за рубль". Дом арендатору достался довольно крепкий, хочется надеяться, что он сохранит его в достойном виде. По некоторым данным, в настоящее время здание опечатано.
Жилой дом XIX века в Погорельском переулке.
3. Жилой дом Е. Ивановой. Дата постройки: 1832 года. Адрес: улица Тимура Фрунзе, дом №32.
Одноэтажный деревянный дом с мезонином был построен вскоре после большого московского пожара 1812 года. Известно, что в 1832 году он принадлежал дьяконице Е. Ивановой, а затем был продан М.А. Попову. Тот оказался очень хозяйственным: сначала задумал снести старый особняк и построить на его месте новый большой дом, однако передумал и капитально отремонтировал уже существующее здание. При новых владельцах особняк был расширен, к нему пристроили два крыльца. Последние крупные изменения здание претерпело в 1914 году, когда к нему подвели электричество. Таким оно и сохранилось до наших дней.
Напротив этого дома некогда стоял огромный корпус ткацкой фабрики Клода Жиро, которую в 1919 году национализировали и назвали в честь Розы Люксембург «Красной розой» (здание бывшего комбината снесли в 2008 году). Скорее всего, здание в советскую пору было приписано к этой фабрике. До недавнего времени в нем располагался подростковый досуговый клуб «Ровесник». Однако градозащитники всерьез обеспокоены судьбой здания: охранного статуса оно не имеет, его давно собираются снести ради сооружения подземного гаража. Еще в октябре 2010 года городские власти сдали дом в аренду на 10 лет благотворительному фонду. После этого особняк почему-то утратил охранный статус и летом 2011 года попал в список строений, которые допущены к сносу. По данным на 2016 год, от планов на снос дома владельцы все же отказались, в здании планировался ремонт.
Жилой дом Е. Ивановой.
4. Дом Н.С. Мордвинова. Дата постройки: 1819 год. Адрес: Новая Басманная, дом №27.
Рассматриваемое нами шикарное даже по сегодняшним меркам здание представляет собой редкий по сохранности образец богатого деревянного ампира. Домами такого типа застраивалась Москва после пожара 1812 года. Известно, что с середины XVIII века этот участок земли принадлежали известному столичному роду Мордвиновых. В период с 1810 по 1811 годы здесь проживал автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин. Однако пламя 1812 года уничтожило старое здание, так что потомственному флотоводцу, участнику Русско-Турецкой войны, члену Госсовета Николаю Семеновичу Мордвинову пришлось отстраивать себе новый особняк на уцелевшем в пожаре фундаменте. Деревянный особняк с оштукатуренным фасадом декорирован в модном в ту пору стиле ампир, с присущими лепными пилястрами, лентами, медальонами и венками славы. Центральную часть украсили стройной колоннадой, а оконные проемы сверкают 8-стекольными окнами. Второй этаж (или мезонин) увенчан треугольным фронтоном. Наверху находились спальни, столовая для хозяев и другие личные помещения. Нижний этаж был отведен под устройство парадных комнат, кабинета хозяина, а также бального зала. Кроме этого, в бельэтаже имелись коньячная и курительная комнаты. Сообщается также, что в 1822-1830 годах комнаты в этом доме снимал дядя Александра Пушкина - поэт Василий Львович Пушкин.
Следующей официальной хозяйкой дома стала Мария Перовская (в девичестве Соболевская) - «неофициальная» супруга графа Алексея Разумовского. В этом «внебрачном» союзе между Алексеем Кирилловичем и Марией Соболевской родилось 10 детей. Известно, что фамилию Перовских мать и ее чада получили по созвучию с названием подмосковной вотчины Разумовских в селе Перово (ныне - тоже один из районов Москвы). Примечательно, что все дети Разумовского и Соболевской стали известными людьми: Николай - губернатором Таврической губернии, Алексей - писателем, автором сказки «Черная курица или подземные жители», Лев - членом Госсовета и министром внутренних дел; Василий - генерал-губернатором Оренбуржья; Борис - также являлся членом Горсовета.
А в 1857 году владения перешли в собственность купеческой семьи Алексеевых, заработавших свой первоначальный капитал на изготовлении золотых и серебряных нитей (канителей). Их последний представитель - Петр Семенович - владел особняком вплоть до революции 1917 года. В годы Советской власти дом был отдан под коммунальное жилье. Часть комнат занимали родственники последних хозяев - Алексеевых.
Сегодня дом хоть и отреставрирован, выглядит довольно крепким, но внешне уже не тот: особняк буквально «врос в землю» - 100 лет назад в его первый этаж можно было свободно войти с улицы, а сегодня он превратился в полуподвал. Сам дом готовится отметить свой 200-летний юбилей, до которого осталась пара лет. В настоящее время здание по улице Новая Басманная, 27 занимает банковское учреждение «Огни Москвы».
Дом Николая Мордвинова.
Источник -
https://www.facebook.com/mskstory/posts/867957976702291