Когда начался Майдан, россияне верещали, что это проделки США, что это какие-то сценарии. В книге "Украина, не Россия" Леонида Даниловича Кучмы, нашего второго президента независимой Украины, есть отличная глава, о Богдане Хмельницком, одном из прошлых гетманов Украины. Возможно Майдан и был проделкой США(в подтверждении этой теории, есть то, что времена Богдана Хмельницкого тщательно изучают во многих военных академиях мира, в т.ч. и США), но те события, которые происходят последний год в Украине, зеркально отражают события, происходившие в Украине более 350 лет назад. И тот результат, который получила Польша, имеет реальное место быть и для России в виду тех перспектив, которые она имеет сейчас.
Богдан Хмельницкий
На купюре в пять гривен изображен Богдан Хмельницкий. Сегодня о нем немало споров, а вот в мои школьные годы он был, наоборот, самой бесспорной исторической фигурой , какую только себе можно представить: Богдан, мол , спас Украину от порабощения реакционной польской шляхтой и объединил ее(а точнее, воссоединил) с братской Россией.
В январе 1954 года я учился в 9 классе . В это время весь СССР с неслыханным размахом отмечал 300 -летие этого самого воссоединения. Даже до нашей глуши до катывались волны всесоюзного ликования. По радио, во всяком случае , говорили об этом без устали. Я любил слушать радио и помню трансляции больших заседаний в Киеве и в Москве , и торжественных концертов потом. Почему-то запомнил , что между концертами бьши последние известия и в них повторяли, что наш министр иностранных дел Молотов требует в Берлине у капиталистических министров иностранных дел уменьшить международную напряженность, а те не хотят.
В нашей школе тоже были какие-то скромные мероприятия , нам говорили о прогрессивном характере воссоединения. Почему прогрессивном, понятно. Трудовым людям Украины и России после это гостало легче бороться против панов и других угнетателей, потому что вместе всегда легче.
Судя по тому, как нам излагали историю, Украина появилась на свет с единственной целью: как можно быстрее воссоединиться с Россией. Причем появилась непосредственно перед воссоединением. До того ее как бы и не было. Была Киевская Русь, потом случилось Батыево нашествие, потом долго тянулось ордынское иго, а украинцев все не было и не было. Были "Предки украинцев". Потом ордынские татары куда-то делись, но на наши земли стали посягать польско-литовские феодалы, крымские ханы и турки. А украинцы (тут-то они и появились) стали сопротивляться агрессорам. Однако в одиночку это
оказалось тяжело. Украинцы помаялись, помаялись, да и решили воссоединиться с братской Россией. Подсказал же им такое разумное решение, а потом провел его в жизнь Богдан Хмельницкий.
Сегодня, когда наша независимость справедливо воспринимается нами как высшая ценность, у некоторых людей возникают недоумения по поводу Хмельницкого. Какой же он национальный герой, спрашивают скептики, если подарил нашу независимость Москве? Дело усугубляется тем , что на волне всеобщего интереса к истории издано (и внимательно прочитано!) множество исторических трудов, как новых, так и классических, с разными оценками деятельности гетмана. Приводят мнение крупнейшего украинского историка ХХ века Михаила Грушевского , который сомневался в целенаправленности
усилий Богдана , цитируют суровые отзывы Пантелеймона Кулиша, вспоминают, что не слишком жаловал Хмельницкого Тарас Шевченко.
А вот народ украинский, "Не подозревая о всех тонкостях и сложностях научной оценки Хмельницкого, всегда питал какую-то инстинктивную и поистине безграничную любовь к "батьке Богдану"(это я процитировал украинско-канадского историка Ореста Субтельного). Даже в далеких и, казалось бы, навек оторванных уголках нашей земли люди слагали о нем песни:
Ой, Богдане , Богданочку,
Звiльнив ти Вкраiну,
То не забудь же , Богдане ,
Нашу Буковину.
Не будем преувеличивать народную наивность. Народ любил Богдана как освободителя, прекрасно зная при этом, что он вверил судьбу Украины русским царям.
Впрочем, как фольклорные оценки , так и неблагаприятные отзывы, о которых я упомянул, прозвучали уже очень давно. Знай Тарас Шевченко , что выбранный гетманом путь, несмотря на его протяженность и тяготы , все-таки ведет к независимой Украине, он, возможно, нашел бы для Богдана какое-то теплое слово.
Для характеристики Богдана Хмельницкого сегодня недостаточно цитировать авторитетные высказывания прошлого. Принципиально изменившаяся реальность Украины бросила на нашу историю новый свет, под другим углом осветив многие лица и события. я хочу рассказать о Богдане, каким он видится с высоты достигнутой Украиной независимости - рассказать в первую очередь тем, кто имеет о нашем великом гетмане не очень ясные представления. Сперва я просто хотел включить сюда текст своей речи, произнесенной 20 декабря 1 995 года на торжественном собрании в честь 400 -летия со дня
роЖдения Хмельницкого , но потом решил написать о нем заново. Эта главка будет более пространной, чем главки о Владимире Святом и Ярославе Мудром, потому что гетман Богдан - очень непростая фигура.
Когда я готовил упомянутую юбилейную речь, мне попалась цитата из воззвания Хмельницкого к казакам в связи с войной против Польши в 1 648 году. В этом воззвании он призывал казаков следовать примеру своих славных и воинственных предков, под водительством Одонацера 14 лет владевших Римом. Помогавший мне историк объяснил , что, по убеждению Хмельницкого, племя ругав в Европе V века на самом деле бьmо племенем русов. Военачальник же Одаакр (Одоацер , Одонацер) , свергнувший в 476 году последнего римского императора и захвативший власть в Риме, был, по словам древнего историка Иордана, «genere Rogus>> , родом из ругав.
Я был совершенно поражен. Не тем , что Римом мог владеть рус, мне это безразлично. Я был поражен эрудицией Богдана Хмельницкого . Значит, он был знаком с написанными на латыни трудами Иордана, имел какую -то свою концепцию древней истории и выводил из нее предназначение казачества. Это ведь не то же самое, что иногда бросить латинское изречение, это умели и школяры из гоголевекого <<ВИЯ>> .
Мало того, ведь и у казаков Хмельницкого тоже должны были быть какие-то представления о Риме. Вдохновлять людей на великое дело можно лишь с помощью попятных им примеров. Я вдруг увидел наших предков XVII века в новом свете.
Читая об украинских государственных деятелях того времени, все время встречаешься со свидетельствами их образованности. Гетман Сагайдачный - автор сочинения «Об Унии>>, гетман Павел Тетеря мог вести разговор на латыни, а Мазепа и вовсе "был беглец во всяких речах". Когда Хмельницкого хоронили, стоявший у его гроба генеральный писарь запорожского войска Самойло Зорька говорил, рыдая: <<Милый вождю! Древний русский Одонацер!>> У многих гетманов Украины и у части казацкой старшины было, как бы мы сегодня сказали, приравненное к университетскому образование, некоторые из них имели опыт жизни или пребывания в европейских странах. Целый ряд киевских богословов учились за границей - кто в Голландии и Франции ( Петр Могила) , кто в Окефорде и Италии (Адам Зерников).
Богдан (Зиновий) Михайлович Хмельницкий, родился, видимо, в 1 595 году в Правобережной Украине , входившей в то время в Речь Посполитую, в семье мелкого шляхтича, чигиринского подстаросты. Учиться он отправился далеко от дома, в Ярослав Галицкий (близ Перемышля, ныне в Польше), в иезуитскую "Коллегию", куда принимали и православных. Он не мог отправиться в Киев, так как киевская братская школа открылась только в 1615 году.
Отец Богдана верно служил польскому королю, и в 1621 году, уже сотником , пал в сражении с турками под Цецорой, когда погиб цвет польского войска во главе с гетманом Жолкевским (это бьm тот самый Станислав Жолкевский, что победоносно вступал в Москву 4 июля 1610 года). В битве при Цецоре участвовал и Богдан. Он попал в плен, оказался в Константинополе, научился турецкому языку и восточным обычаям, что ему потом пригодилось. Через два года он был выкуплен (обычная практика того времени), вернулся на родину и записался в реестровые казаки. Есть сведения, что он организовал несколько морских походов запорожцев на турецкие города. В 1629 году казаки под началом Хмельницкого совершили налет на окрестности Константинополя и вернулись с богатой добычей.
В 1632- 1634 годах Богдан участвует в русско-польской войне за Смоленск - естественно, на польской стороне, и получает от короля Владислава IV золотую саблю за храбрость. Завершив боевую карьеру, Хмельницкий начинает карьеру административную. В 1638 году он генеральный писарь Запорожского войска, это высокая должность. Он не раз входил в состав депутаций к польскому королю и в польский сенат и сейм. Депутации приносили жалобы на притеснения,
которым подвергаются казаки от польских магнатов и властей, и требовали свои "Права и вольности рыцарские".
С королем найти общий язык было можно , но рассчитывать на понимание сейма и сената не приходилось. Казачья верхушка надеялась на уравнение ее в правах с польским папством. Эта надежда заставляла ее служить королю и проливать кровь в войнах Польши. Но варшавские аристократы приходили в ужас от мысли, что степные выходцы , "печенег" , будут заседать вместе с ними. В своем ослеплении депутаты приближали великие беды Польши.
Несмотря на участие в этих антипольских депутациях, Хмельницкий не утратил доверия польского правительства и выполнял его политические
поручения. В 1 645 году он ездил во Францию, союзницу Польши, где вел переговоры об участии запорожских казаков в войне против испанских Габсбургов. Вскоре 2400 "охочих" казаков отправились во Францию и в составе войск принца Конде осаждали Дюнкерк. Иногда пишут, что Хмельницкий сам участвовал в этой осаде.
Однажды, когда Богдан был в Варшаве, на его имение Суботово "сделал наезд" («наезд» - очень старое слово) польский шляхтич Чаплинский со своими прихвостнями. Он увез женщину, на которой вдовый Хмельницкий собирался жениться, и обвенчался с ней по католическому обряду. Десятилетний сын Хмельницкого за то , что огрызнулся, был так жестоко высечен, что на другой день умер. Иски в суд ничего не дали, это был польский суд. Тогда Хмельницкий обратился прямо к королю. Владислав IV имел неосторожность задать в ответ риторический вопрос: «Пристало ли обращаться с жалобами
тому, кто носит саблю?».
Иногда говорят, что Хмельницкий не возглавил бы народную войну за независимость Украины, если бы не желание отомстить. Думаю, это не так. Историк Голобуцкий (и не он один) установил, что Богдан начал подготовку восстания по меньшей мере годом раньше. Но, быть может, личная трагедия придала ему отчаянную решимость. Ему шел уже шестой десяток - много, по понятиям того времени.
Хмельницкий собрал в Чигирине тайную сходку из тридцати верных казаков и открыл им планы восстания. Сотник Роман Пешта, участвовавший в сходке, написал донос. Богдан бьш арестован поляками, но сумел бежать в Сечь, где его избрали гетманом. Богдан во всеуслышание объявил, что готовит войну против Польши. В Сечь стали стекаться люди. Казаки, переодетые нищими или богомольцами, ходили по городам и селам, убеждали пробираться к Хмельницкому. Поляки объявили, что всякий, убежавший в Сечь, отвечает жизнью жены и детей, но это не помогло.
Соглашение Хмельницкого с крымским ханом обеспечило тылы повстанцев, и в конце апреля 1 648 года они выступили из Сечи . Поляков в очередной раз подвело их легкомысленное высокомерие. Коронный гетман Потоцкий счел, что "стыдно посылать большое войско против какой-то презренной шайки подлых хлопов" . 5 мая "Малое войско" поляков потерпело поражение у Желтых Вод. 16 мая та же судьба постигла главное польское войско у города Корсуня. И как
раз в это время умирает польский король Владислав IV. Поляки враз лишились короля, двух командующих и целой армии.
В конце мая повстанцы бьши в Киеве. А уже в начале июня 1648 года Хмельницкий шлет в Москву царю Алексею Михайловичу первую грамоту с просьбой принять Украину под власть "единого русского государя" , чтобы сбылось "Из давних лет глаголемое пророчество". "Желали бы мы себе самодержца такого в своей земле, как ваша царская велеможность православный христианский царь". Почему именно в этот момент, на пике успеха? Тут есть какая-то загадка. Но
наверняка гетман тысячу раз обдумал свой шаг. Хотя Польша могла показаться сломленной, Хмельницкий слишком хорошо знал эту страну и ее менталитет, чтобы поверить в возможность раз и навсегда избавиться от ее притязаний на Украину. Он знал бульдожье упорство магнатов , которым одна лишь их гордыня не позволит оставить Украину в покое.
Восстание охватило весь правый берег Днепра. Оно стало разгулом стихии, не щадящей никого. Вековая ненависть выплеснулась наружу, кровь лилась рекой. Когда я слышу, что Хмельницкий совершил ошибку, двинув свое войско туда, в то время как его следовало двинуть сюда, что Хмельницкий должен был заключать не такой договор, а совсем другой, что он напрасно поступил так, а не поступил этак, я вспоминаю иронию Руставели, сказавшего: "Каждый
мнит себя стратегом, видя бой со стороны". К тому же, критики Хмельницкого не просто наблюдают его великий бой со стороны, им еще и известны последующие события.
Но им не может быть известно все то, что видел, знал и повседневно был обязан учитывать гетман. Говорят, будто с мая по сентябрь 1648 года он терял время зря. На самом деле он мог ждать действий Москвы. Ведь в своем письме царю Хмельницкий убеждал его, не упуская удобный случай, наступать на Польшу через Смоленск, в то время как казаки двинут на нее с юго-востока. В то время не было телевидения, и гетман не мог узнать из сводки новостей, что в Москве начался "соляной бунт", вместо правительства Морозова пришло правительство князя Черкасского, спешно созывается Земский собор, пылают пожары и царю не до Польши.
Возможно и другое. Хмельницкий был вправе рассчитывать, что Польша пойдет на требуемые им уступки без нового кровопролития, из одного страха перед Швецией. Вот-вот должен был быть подписан Вестфальский мир, Швеция развязывала себе руки, и для противостояния этой стране Польше позарез была нужна казацкая дружба.
А может быть, Богдану важнее бьшо остановить кровавый разгул в Правобережье?
Либо имелись совсем другие причины, разглядеть которые через три с половиной века нам уже не дано.
В любом случае , стоя все лето у Белой Церкви, Хмельницкий вовсе не терял времени. Он приводил в порядок толпы бунтовщиков, превращал их в армию.
Польша все лето собирала шляхетское ополчение и собрала 36 тысяч красавцев, щеголявших соболями, золотыми шпорами, богатством упряжи и нарядов. В лагерь у реки Пилявки каждый пан прибыл с толпой слуг и сундуками серебряной посуды. "Против мужицкой сволочи, - говорили паны, - не стоит тратить пуль; мы их плетками разгоним по полю!"
В сентябре Хмельницкий наконец выступил в поход. От первого же натиска шляхетское ополчение кинулось бежать, побросав дорогое оружие. Спасло панов лишь то, что казаки увлеклись дележом неслыханной добычи. "Почему Хмельницкий не двинулся сразу на Варшаву, а пошел на Львов?" - этот вопрос, порой с возмущением, задают и современные историки, забывая о том, что Хмельницкий пошел не просто на Львов, он пошел на Галичину, где жил его народ. Наш
историк Николай Костомаров (также считавший, что Хмельницкий совершил историческую ошибку) писал: "Хмельницкий мог идти прямо на Варшаву, навести страх на всю Речь Посполитую, заставить панов согласиться на самые крайние уступки; он мог бы совершить коренной переворот в Польше, разрушить в ней аристократический порядок, положить начало новому порядку, как государственному, так и общественному". Вот именно, мог. Но это означало бы взять на
себя ответственность за страну, которой он присягал и много лет верно служил, но чужую. Хмельницкий же хотел освободить свою и отвечать за нее - перед нею и Богом.
Он присягнул новому польскому королю Яну Казимиру и вернулся в январе 1649 года в Киев триумфатором. Вся Украина понимала, что возврат к той жизни, какая была до восстания, невозможен. К Хмельницкому стали прибывать иностранные послы, к нему обращались как к государю суверенной страны.
И именно в это время , на новом взлете своего торжества, Богдан отправляет в Москву своего представители полковника Силуяна Мужиловского с повторением просьбы принять Украину под власть России и оказать военную помощь. Может быть, все дело бьmо во втором, а не в первом? Может быть, получить военную помощь было важнее, чем оказаться под властью страны, которая тебя выручит?
Прибьmи к Хмельницкому и "комиссары" польского короля. В присутствии казацкой рады они вручили Богдану грамоту на гетманство и гетманскую булаву, осыпанную сапфирами. Рада закричала: "Зачем вы, ляхи, привезли эти игрушки? Владейте себе своей Польшей, а Украина пусть нам остается!"
Хмельницкий дал Польше последний шанс сохранить Украину в составе Речи Посполитой, хотя и сам не верил в такой шанс. Его условия были: киевский митрополит получает первое после католического примаса место в польском сенате; все должности на православных землях отходят к православным; униатские церкви уничтожаются, костелы пока остаются; казацкий гетман подчиняется напрямую королю , других начальников над ним нет; имения и собственность поляков в Украине сохраняются.
Польский сенат с гневом отверг условия Хмельницкого и объявил мобилизацию. Римский папа прислал полякам освященные на престоле Святого Петра в Риме знамя и меч для истребления "схизматиков". Всенародный сбор на войну шел и в Украине. Богдан рассылал универсалы, призывая всех на защиту родины. Обманным маневром он запер польскую армию в Збаражской крепости. На помощь осажденным поспешил сам король Ян Казимир. Но тяжело
воевать на враждебной земле. О каждом шаге короля тут же становилось известно казакам. 5 августа 1649 года у Зборова на королевское войско напали соединенные силы Хмельницкого и крымского хана Ислам-Гирея. Уж лучше бы Богдан действовал один. В решающий момент хан подвел его. Вступив в сепаратные переговоры с королем, он потребовал от казаков заключить мир с польской короной. В сложившейся ситуации у Хмельницкого не осталось выбора, и 8 августа 1649 года он подписывает с Польшей так называемый Зборовский мир.
Отношение к этому миру разное. Настолько разное, что может меняться в пределах одного издания. Первая из трех Больших Советских Энциклопедий в статье "Хмельницкий"(том 59 , вышел в 1935 году) называет Зборовский мир "постыдным" и одной из "многочисленных попыток Хмельницкого сговориться с польскими феодалами". Сам же Хмельницкий - "предатель и ярый враг восставшего украинского крестьянства". Но если взять статью "Украинская ССР",
написанную через 12 лет(она ближе к началу алфавита, но тома выходили не подряд, и 55-й том появился уже после войны, в 1947 году), видишь другой образ. За это время мир стал другим, в СССР был учрежден орден Богдана Хмельницкого, и оценки резко меняются. Теперь Хмельницкий - "крупнейший политический деятель своего времени", "прирожденный дипломат, выдающийся стратег, полководец и организатор", создатель "народной армии, которая подчинялась единому военному руководству, но находилась в тесной связи с восставшими народными массами". Зборовский же мир вполне отвечал
"интересам казацкой старшины, украинской шляхты, высшего православного духовенства и богатого мещанства".
И это правда. Но не вся правда. Как наши классические историки, так и советские, не обратили внимания на тот факт, что Зборовская "Декларация милости королевской в ответ на пункты прошений Войска Запорожского" была, по сути, еще и первой конституцией Украины. Она значит для Украины не меньше, чем Великая хартия вольностей для Англии. Именно с этого времени весь тогдашний Старый Свет, и Россия в том числе, признали державу Хмельницкого
в качестве отдельного государственного образования с собственной территорией на обоих берегах Днепра, с ясными, а не приблизительными границами, своей армией, судом, вероисповеданием, органами управления и, надо отметить особо, языком. Впервые после литовского завоевания Киева в XIV веке Украина (еще, правда, не под своим именем) обретает государственное качество.
Три воеводства - Киевское , Брацлавское и Черниговское - выделились в автономное казацкое государство, управляемое по казацким обычаям. Оно имело право на сношения с другими странами.Польскому войску стоять на его землях не позволялось. Все должности и чины отходили к православным, иезуиты лишались права пребывания в Киеве и других городах, где имелись "руськие" школы, киевский митрополит получал место в польском сенате. Казацкий реестр(то есть законное число лиц, входящих в казацкое сословие) доводился до 40 тысяч, вопрос об отмене Брестской унии 1596 года подлежал решению варшавского сейма. Все действия и поступки во время восстания предавались забвению.
Хмельницкий , вопреки давлению польской власти, избавил тысячи и тысячи людей, вставших под знамена казацкого войска, от возвращения в крепостное состояние.
Чтобы сохранить обретенный суверенитет, Хмельницкий был готов хитрить и лавировать сколько угодно. Ему не стыдно было это делать ради отечества.
Год 1650-й был трудным . Понаехали московские купцы - скупать богатые военные трофеи. Жизнь ухудшалась, многие поля два года простояли незасеянными, дорожал и дорожал хлеб. В случае новой опасности надежда на "поспольство" была плоха - простой народ роптал: воевали все вместе, теперь казакам хорошо, а нам снова в неволю?
Тем временем киевского митрополита Сильвестра Косава не пустили в варшавский сенат. Об уничтожении Унии сенаторы вообще слышать не хотели. Среди казаков росла досада. В раздражении они говорили великорусским гонцам : "Мы пойдем на вас с крымцами. Будет у нас с вами, москали, большая война за то, что нам от вас на поляков помощи не было".
При всех сложностях два года существования суверенного казацкого государства, пусть формально и в составе Речи Посполитой, имели огромное значение. К Хмельницкому обращались как к главе государства. Турецкий султан Мехмет писал в 1650 году так: "Наиизбраннейшему из монархов религии Иисусоной гетману козацкому Богдану Хмельницкому, его же конец да будет счастлив". Отдавая дочь за Тимофея Хмельницкого, сына гетмана, молдавский господарь
видел в этом династический брак. Московский дипломат Григорий Кунаков, ездивший в Польшу через Украину, составил по возвращении в Москву обстоятельную записку, где , в частности, сообщал: "А в Чигирине де учинил Богдан Хмельницкий мынзу (монетный двор) и денги делают, а на тех . . . денгах на одной стороне меч, а на другой стороне его Богданоно имя". Свидетельства того же рода есть в польских и французских архивах. К сожалению, пока ни одной монеты Хмельницкого не найдено.(Надеюсь, их когда-нибудь отроют в каком-нибудь кладе - ведь речь идет о первых украинских деньгах!)
Русские послы зачастили в Варшаву неспроста. Они ездили "Задирать Польшу", как тогда говорили. Царь Алексей Михайлович решил, что нужна какая-то зацепка, а лучше несколько зацепок, чтобы в нужный момент под рукой был повод начать военные действия.
Летом 1651 года Хмельницкий вновь меряется силами с поляками. Предательство крымского хана Ислам-Гирея повторяется и на этот раз, но уже с более тяжелыми последствиями. В сражении у Берестечка казаки терпят тяжелое поражение. Был убит находившийся в их войске Иоасаф, митрополит Коринфский из Греции, а Богдан Хмельницкий какое-то время находился в фактическом плену у Ислам-Гирея.
Вдобавок пять недель спустя литовское войско взяло Киев . Положение Украины стало отчаянным, но Хмельницкий обнаружил поразительное присутствие духа. Он собрал казацкую раду в Маеловом Броде. Поначалу казаки хотели его растерзать, но он так подействовал на них своей уверенностью и спокойствием, что переломил общий упадок, и люди снова стали сходиться к нему. Началась жестокая партизанская война.
Хмельницкому пришлось идти на новые переговоры с поляками. 17 сентября 1651 года был заключен крайне тяжкий для Украины Белоцерковский
договор. Вместо трех воеводств у Хмельницкого осталось одно, Киевское, ему запрещались сношения с другими державами, прежде всего с Крымским ханством, казацкий реестр сокращался вдвое . После подписания договора поляки собирались отравить Хмельницкого, но он разгадал замысел, отказался от предложенного вина и вернулся в свой стан.
Такой мир не мог длиться долго . Было понятно, что возвращение к прошлому невозможно. Не желающие под папское ярмо украинцы, особенно «разжалованные» из казаков, начали тысячами переселяться в приграничные российские земли, за "Путивльский рубеж"(на правый берег Сейма, к Рыльску, Севску, Льrову) и особенно «На степную украйну московскую». Массовое бегство населения в российские пределы стало важным фактором, сыгравшим свою роль в судьбоносном решении Хмельницкого о присоединении к России.
Крестьянская война за землю и волю шла уже почти четыре года. Крестьянских войн в истории Европы бьшо немало, украинская была необычна тем, что повстанцы в значительной мере добились своего. А именно: в массовом порядке "показачились" и изгнали большинство польских панов из своих имений. Но паны не хотели сдаваться. В 1652 году война приобрела очаговый, но от этого не менее яростный характер. Наиболее сильные и богатые магнаты приводили
в свои поветы собственные частные армии и вымещали злобу на хлопах. Крестьяне и казаки охотились на панов и их наемных жолнеров. Горели имения, горели села и местечки , Волынь и Подолия пустели.Ни о каком примирении речи уже быть не могло.
Шедший в Молдавию Тимофей Хмельницкий (сын гетмана) 22 мая был вовлечен в непредвиденное сражение с поляками у Батога(на Винничине), в котором последние потерпели одно из своих самых крупных и унизительных поражений за все время Освободительной войны. Из-за легкомыслия польского гетмана Калииовекого Польша опять осталась практически без войска. Богдан послал королю письмо с такими извинениями за своих казаков: "Простите их, ваше
величество, если они, как люди веселые , далеко простерли свою дерзость". Казаки тем временем опять заняли всю территорию, которая им принадлежала до Белоцерковского мира.
Казалось бы , снова победа? Но Украина полностью обескровлена, а оскорбленные поляки собирают новую армию. И Хмельницкий еще раз обращается к московскому царю: "Если , ваше царское величество, не сжалишься над православными христианами и не примешь нас под свою высокую руку, то иноверцы [турецкий султан и крымский хан] подобьют нас и мы будем чинить их волю. А с польским королем у нас не будет мира ни за что". В Москве поняли скрытую угрозу и решили, что пора действовать.
По поручению царя русский посол в Польше князь Борис Репнин-Оболенский посулил полякам забыть все московские претензии к Варшаве, если она помирится с Хмельницким на основе Зборовского договора. Поляки гордо ответили, что не станут с ним мириться ни по Зборовскому, ни даже по Белоцерковскому договору, а приведут казаков к тому положению, в каком они находились до начала междоусобия. На это Репнин-Оболенский сказал, что в таком случае царь не будет более посьшать в Польшу послов, а велит написать о неправдах польских во все окрестные государства и будет стоять за православную веру и за свою честь, как Бог поможет. Это бьшо предупреждение о войне.
Когда осенью 1653 года поляки, казаки и крымцы сошлись в очередной раз - теперь на берегу Днестра, у местечка Жванец, крымский хан, верный своей привычке , опять изменил Хмельницкому. Поляки, не надеясь на победу, сумели склонить хана к сепаратному миру на предельно унизительных для польской стороны условиях: хан порывает с Хмельницким - и в награду может на обратном пути грабить все, что ему вздумается и уводить с собой сколько угодно пленников. В землях гордой польской короны! Сверх того хан получал единовременно сто тысяч червонных и девяносто тысяч ежегодно. До конца года
татары не возбранно грабили шляхетские дома ("ПО самый Люблин") и увели в плен множество шляхты обоего пола - это было им гораздо выгоднее, чем грабить бедных украинских хлопов.
1 октября 1 65 3 года царь Алексей Михайлович созывает в Грановитой палате "Земский собор всех чинов". Участники собора должны были дать ответ на вопрос: принимать ли гетмана Хмельницкого со всем войском казацким под царскую руку? Вы сказывались по куриям: "Освященный собор"(патриарх и духовенство) дал благословение, Боярская дума с думными боярами и думными дьяками ответила положительно, служилые люди обещали биться, не щадя головы, гости(купцы) и торговые люди вызвались жертвовать деньги на предстоящую войну. Дело было решено. Алексей Михайлович не скрывал радости. Он считал, что это начало долгожданного торжества православия и православного царства.
Восьмого января 1654 года в Переяславе собралась казацкая рада, и Хмельницкий в присутствии московских послов произнес перед ней речь: "Нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтобы вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский; четвертый - православный Великой Руси царь восточный. Турецкий хан бусурман, и сами знаете, какое утеснение терпят братия наши христиане от неверных. Крымский хан тоже бусурман. Мы по нужде свели с ним было дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия; мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царскою милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благоотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете , тот куда хочет: вольная дорога" .
Рада закричала: "Волим под царя московского!"