Еще один текст, точнее большой фрагмент текста, посвященный боевым действиям на Шумшу, на этот раз из полковой истории первого артдивизиона Курильского крепостного полка. Автор, к сожалению, пока мне неизвестен. Текст содержит представляющие интерес фрагменты, но также он имеет в себе и массу моментов, скажем так, относящихся более к откровенной пропаганде, нежели к реальному описанию происходивших 18 августа событий. Местами накал японского благородного патриотического безумия просто зашкаливает. Кое-где становится даже непонятно, как же это они вообще умудрились проиграть если почти совсем победили. Это все проклятая капитуляция, несомненно... Одно только эпичнейшее предложение чего стоит: "Узнав, что 91-я дивизия вот-вот уничтожит советские войска в прибрежной зоне, начальник штаба фронта Хаги сразу же приказал немедленно остановить боевые действия"...
В общем, вычитывать надо тщательно, выискивая среди нагромождений послевоенных пафосных фантазий что-то исторически ценное и полезное. Кое-где даже придется читать между строк. Из-за размера текста разбил его на две части.
Защитники Севера
О боевых действиях 91-й дивизии
『北の防人』第九十一師団戦闘状況を贈るに当って
Часть 2
- Действия командира бригады Сугино
Командир бригады Сугино, получив рано утром 18 августа приказ об уничтожении советских войск, при оценке обстановки пришел к выводу что наиболее опасным является высадка десанта в районе Кагэнотани, поэтому он приказал батальону Такэсита, располагавшемуся в Нумадзири, атаковать восточный фланг противника, а батальону Суда, располагавшемуся в районе Оикава, приказал выдвигаться к мысу Кокутандзаки.
1-му артдивизиону приказал: «Выдвинуть две артиллерийские батареи горной артиллерии прямого подчинения в район Дайкандай, во взаимодействии с пехотой, дислоцирующейся там, уничтожить противника».
Таким образом, батальон Суда с приданными двумя батареями, начал выдвижение, а командир 1-го артдивизиона Касэтани с двумя дивизионами горной артиллерии, погруженными на автомобили, выдвинулся в район Дайкандай.
Советский десант, похоже, все еще не мог преодолеть береговой рубеж под натиском танкового полка и батальона Такэситы.
В этот момент дивизия, планируя сконцентрировать все силы для удара по советским войскам, осуществляла срочную переброску артиллерии пехотных частей с острова Парамушир на остров Шумшу. Для обеспечения связи начальник штаба дивизии был направленна остров. Для поддержки атаки были вызваны два штурмовика палубного базирования. Около 7 часов утра они поднялись в воздух с базы Катаока, стали выискивать в тумане транспортные десантные суда в районе Такэдахамы, потопили более двух таких судов и вернулись на аэродром.
· Подготовка к разгрому в прибрежной зоне
Особенность Северных Курил - туманы постоянно густым пологом покрывали местность, оценить боевую обстановку было весьма непросто, поэтому командир смог установить следующую ситуацию только во второй половине дня 18-го августа.
Наши передовые части совершили решительную и отважную атаку на противника, открыли огонь по нему с линии обороны в районе горы Сирэй, прорвали несколько линий расположения и начали уничтожение противника. Враг располагал тремя батальонами пехоты, ему был нанесен существенный ущерб, но и наши войска несли немалые потери. Кроме того, существенный вклад в подавлении огня противника и уничтожении сил десанта внесли наши подразделения, до конца защищавшие скрытые в пещерах позиции в районе мыса Кокутандзаки и мыса Кодомарисаки.
Бòльшая часть пехотных подразделений, дислоцировавшихся на Парамушире, была переброшена на Шумшу и наряду с другими подразделениями бригады принимала участие в боевых действиях. Командир дивизии, отслеживая текущую ситуацию, принял решение бросить все силы на уничтожение советских сил в прибрежной зоне. И в это момент, в разгар боя, из штаба фронта пришел приказ: «Остановить активные боевые действия, перейти к оборонительным действиям».
5. Остановка наступления, прекращение боевых действий
· Направление парламентеров
По приказу из штаба фронта командир дивизии отправил в расположение советских войск капитана Нагасиму в качестве парламентера в сопровождении офицера штаба дивизии. Одновременно он отдал приказ о прекращении к 16-00 18-го августа наступательных действий и переходе к обороне.
Капитан Нагасима вместе с отрядом охраны в составе 10 человек 18-го августа в 5-00 покинул Тайкандай. По замыслу командира дивизии Нагасима должен был провести переговоры о том, чтобы войска обеих сторон остановились на тех рубежах, которые были достигнуты на настоящий момент, а также об условиях сдачи оружия.
Когда парламентеры пересекли линию соприкосновения с противником, они подняли белый флаг, однако советские войска открыли жестокий огонь по группе, появились убитые. Только в 20-30 капитан Нагасима в одиночку добрался в расположение врага.
Командир бригады Сугино в результате утреннего боя сумел отбросить врага на 2-4 километра, однако из дивизии в связи с отправкой парламентеров пришел приказ: «Если противник предпримет попытку продвинуться вперед, вести бой в целях самообороны», бригада перешла к сдерживающим действиям.
Однако советские войска и не думали прекращать боевые действия, атаки продолжались и с наступлением темноты. Во избежание бессмысленных жертв наши подразделения отступали. Уже перевалило за полночь, а парламентер капитан Нагасима все не возвращался. Командир дивизии уже не мог не думать, что условия соглашения об остановке боевых действий, заключенное с советским командованием, до советских подразделений не доведены. Воспользовавшись тем, что наши войска остановили боевые действия, советские войска возобновили атаку и продвинулись к западному подножью горы Сирэй.
· Управление 5-м фронтом
Информацию о высадке советского десанта на остров Шумшу немедленно доложили командованию 5-го фронта.
Узнав, что 91-я дивизия вот-вот уничтожит советские войска в прибрежной зоне, начальник штаба фронта Хаги сразу же приказал немедленно остановить боевые действия.
Одновременно в ставку Сухопутных сил отправили донесение о принимаемых мерах, а также потребовали от командования коалиционных сил прекратить боевые действия.
· Противостояние двух армий
Обмениваясь с врагом огнем из стрелкового оружия, мы встретили утро 19-го числа. Еще до рассвета батальон Ямада прибыл из Наканодай в Тайкандай и по приказу командира бригады приступил к занятию позиций, которые ранее занимал батальон Такэситы.
Командир батальона Ямада только здесь впервые узнал, что в качестве противника выступают советские войска.
Командир бригады понимал, что стоит только на шаг отступить, и район, который мы занимали на момент остановки боевых действий, будет потерян, поэтому, как бы ни был рельеф местности неблагоприятен, позиции нужно было удерживать во что бы то ни стало. Такая ситуация наблюдалась по всей линии фронта, даже при наличии большого количества сил и средств положение наших войск было слабым. Постоянно оценивая ситуацию на линии соприкосновения, мы вынуждены были просчитывать различные варианты и готовиться к ним. В некоторых местах расстояние между позициями не превышало и 50 метров, отрывая окопы, готовясь к бою, мы видели, что противник занят тем же, то здесь, то там раздавались ружейные выстрелы и автоматные очереди.
Командир батальона Такэсита был тяжело ранен (позже скончался), вместо себя назначил командиром батальона одного из ротных командиров. Бой в полном смысле слова не велся, но в атмосфере витало напряжение, иногда возникала спорадическая перестрелка.
Похоже, советское командование наращивало силы, по-прежнему бомбили район Аихара, продолжалось продвижение в направлении на мыс Кокутандзаки и мыс Кодомарисаки.
6. Окончание войны
Парламентер Нагасима, ушедший ночью 18-го августа в сторону расположения противника, утром 19-го числа не вернулся. Тогда 19-го числа утром командир бригады Сугино решил направить группу парламентеров в составе офицера штаба бригады капитана Ямада, подпоручика Киносита и переводчика Симидзу, работавшего в компании «Нитиро Гёгё».
Группа под командованием капитана Ямада благополучно добралась до советских позиций, где ее принял полковник Артюхин. Ответ советской стороны был следующий: официальную встречу парламентеров провести в 15-00 в Такэдахаме. Уже в 14-00 Ямада вернулся в Тайкандай и доложил ситуацию.
По получению этого доклада командир дивизии приказал командиру бригады Сугино провести с советской стороной переговоры о прекращении боевых действий.
Командир бригады Сугино в сопровождении начальника штаба Янагиока, командира отряда ПВО Судзуки и командира 1-го артдивизиона Касэтани прибыл в советское расположение с небольшим опозданием, переговоры проходили недалеко от мыса Кодомарисаки.
Требованием японской стороны было, прежде всего, прекращение боевых действий, в то время как советская сторона требовала прекращение боевых действий и немедленную сдачу оружия. Разговор никак не складывался, поэтому во избежание бессмысленного кровопролития начальник штаба Янагиока принял требования советской стороны. Парламентеры вернулись в Тайкандай после захода солнца, около 20-00.
Командир дивизии, выслушав доклад, согласился с прекращением боевых действий, но сдачу оружия отверг.
19-го августа капитан Ямада, чьи подразделения заняли позиции батальона Такэсита, проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что ночью противник предпримет штурм. Так и случилось: после захода солнца противник силами одного батальона атаковал наши позиции на восточных склонах горы Сирэй. Ружейным и артиллерийским огнем мы не допустили того, чтобы хотя бы один вражеский солдат проник на наши позиции.
Командир дивизии принял решение отказать требованиям советского командования о прекращении боевых действий и сдаче оружия. Однако во избежание кровопролития утром 18-го августа повторно направил начальника штаба в расположение противника, поручив ему передать заявление в адрес советского высшего командования, подписанное высшим командованием японской армии на Северных Курилах. В ходе переговоров предполагалось обсудить вопрос о немедленном прекращении боевых действия одновременно обеими сторонами. Мы также планировали заявить, что если советские войска продолжат наступление, мы в целях самообороны будем активно предпринимать меры по уничтожению противника.
Начальник штаба отбыл в расположение советских войск, но в этот день он не вернулся.
7. Развертывание советских войск, возобновление наступления дивизии
В то время, когда командир дивизии отдал приказ остановить боевые действия и приступить к переговорам, советские войска в течение всего дня 19-го августа производили выгрузку на берег артиллерии и боеприпасов. В это время взвод быстрого реагирования на мысе Кокутандзаки, получив приказ от командира 1-го артдивизиона Касэтани не открывать огонь, выполнили это приказ, благодаря чему высадка советской артиллерии была успешно проведена.
Несмотря на то, что начальник штаба Янагиока проводил переговоры о прекращении боевых действий, советские войска, сконцентрировав свои силы и средства, 20-го августа развернулись в северной части Тайкандай и начали подготовку к наступлению. Батальон Ямады, занимавший оборону вдоль дороги на острове Шумшу, примерно в 8-00 установил, что советские части начали продвижение вдоль восточных склонов горы Сирэй, обнаружены танки, направил донесение командиру бригады. Одновременно он принял меры по усилению противотанковой обороны в ротах, находящихся на передней линии. Кроме того, он просил дополнительно передать ему противотанковые средства, однако ему было отказано.
Советские части, планируя продвижение в район нашего расположения через восточный фланг батальона Ямада, начали наступление, но были встречены огнем пехотной артиллерии батарей первой линии и пулеметным огнем со стороны батальона Ногути. Наступление захлебнулось. Другой советский отряд начал наступление на батальон Хасигути, на позиции развернулась перестрелка.
День 20-е августа прошел в такой перестрелке. Советские войска, похоже, завершили развертывание в северной части Тайкандай. Начальник штаба Янагиока не возвращался. Стало ясно, что дальнейшее бездействие чревато опасностью для дивизии.
Было принято решение отбросить противника и обеспечить безопасность дивизии, был отдан приказ на возобновление атаки в 6-00 21-го августа. Сразу после того, как приказ был доведен до подразделений, из штаба фронта в дивизию поступил приказ прекратить боевые действия, сдать оружие.
8. Прекращение боевых действий, сдача вооружения
21 августа начальник штаба Янагиока в сопровождении парламентера капитана Нагасимы и нескольких советских офицеров вернулся в Тайкандай. Здесь переговоры продолжились. Они шли в русле планов дивизии. Боевые действия были полностью остановлены, а 23-го и 24-го августа производилась сдача оружия.
9. Результаты боев и потери
Для 91-й дивизии, не имевшей желания вступать в боевые действия, бои на острове Шумшу - это борьба с вероломно напавшими советскими войсками. Бой длился всего лишь чуть больше десяти часов. Хоть и считались тыловыми гарнизонами, скорее подразделения вели бой как удаленные подвижные отряды, отразившие атаку противника в прибрежной зоне. Благодаря контратаке отрядов прибрежной обороны и танкового полка под командованием Икэды удалось потопить транспортные десантные корабли с тремя тысячами солдат на борту, в результате десант с трудом добрался до берега. Не меньшее число погибших было и на сухопутной территории.
Наши потери составили: около 600 человек убитых, два полевых орудия, одно 100-мм, одно 150-мм орудие, одно зенитное орудие, более десятка танков. Однако подробные исследования относительно последовавшего после сдачи оружия расформирования частей, формирования рабочих батальонов и отправки их в лагеря для интернированных не проводились, о чем до сих пор остается только горько сожалеть.